Основы исследовательской деятельности (спецкурс, 7-8 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специального курса
«Основы исследовательской деятельности»
для обучающихся 7-8 классов
на 2022-2023 учебный год

Учитель (учителя):
Спасенникова Людмила Александровна

д. Петровка, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы исследовательской деятельности» для 7-8
классов разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами основного общего образования (приказ МИН ОБР НАУКИ от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении ФГОС ООО»). Необходимость введения курса «Основы
исследовательской деятельности» определяется современными требованиями в рамках
нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части
исследовательской грамотности.
Изучение курса «Основы исследовательской деятельности» для 7-8 классов
направлено на достижение следующих целей:
- познакомить учащихся с основами исследовательской деятельности с целью
дальнейшего применения полученных знаний и умений.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств, обучающихся на
основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний,
умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных
проблем личности и общества). Основные задачи:
Образовательные: познакомить с алгоритмом работы над исследованием,
структурой исследовательской работы, уметь определять цель, ставить задачи,
составлять и реализовывать план проведения исследования; знать и уметь
пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять
результаты исследования в виде презентации, оформлять письменную часть работы;
знать критерии оценивания исследовательской работы, оценивать свои и чужие
результаты; делать выводы; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие: формирование универсальных учебных действий; расширение
кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;
развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять
существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в
письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать,
обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать
выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические
умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные: способствовать повышению личной уверенности у каждого
участника обучения, его самореализации (любознательность) и рефлексии;
развивать у учащихся сознание значимости индивидуальной работы для получения
результата, дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую
направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые
первоначальные знания из области исследовательских умений и навыков, что понадобиться
при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор,
повысят эрудицию, уверенность в себе.
Содержание курса составляют сведения о исследовательской деятельности, что
позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в
исследовании. Работа над исследованием позволяет учащемуся осознать актуальность тем,
процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно

рассматривается алгоритм проведения исследования, основные понятия: гипотеза, объект и
предмет, методы исследования. Для создания положительной мотивации к обучению
приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще всего понятный и
доступный обучающимся, а для исследования предлагаются (или определяет школьник
самостоятельно) темы исследований.
Принципиальным является характер занятий – это индивидуальная работа,
деятельностный режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень
усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психологопедагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм
и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному
образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а
погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес
к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных
знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения
запланированных целей обучения.
Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что
достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с
задачами обучения и уровнем развития учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает
приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе
обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных
задач.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного
содержания.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 17
часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и
внешкольной работе.
Основными методами обучения являются: проблемный, частично - поисковый и
исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями,
идеями, мозговой штурм, обсуждение.
Формы учебных занятий: теоретические: семинар, комбинированное занятие, миниконференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После
каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление
полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Курс «Основы исследовательской деятельности» изучается в по 8 часов в 7 и 8
классах и является частью учебного плана, которая формируется участниками
образовательных отношений. Курс предназначен для овладения исследовательскими
методами в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (0,25
час в неделю в каждом классе). Поэтому учебно-методический комплекс курса
подразумевает организацию занятий в достаточно короткие сроки. Содержание учебного
материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической

части (1:4) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями
учебного времени, объемом выделенных часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие исследования;
- способы и методы исследования;
- понятие гипотезы, объекта и предмета исследования;
- структуру исследования;
- критерии оформления исследовательской работы;
- критерии оценки исследования.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и актуальность темы;
- о различных источниках информации и их использовании;
- об оформлении исследовательской работы;
- о защите результатов деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять тему, гипотезу, цель и вытекающие из неё задачи;
- составлять и реализовывать план исследования;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты исследовательской деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Система оценок планируемого результата
Для регулярного контроля на учащихся заводится диагностическая карта, в которой по
каждой теме ставится соответствующий балл (педагог, использующий данный курс может
сам выбрать систему оценивания): 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 –
средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим
количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый учащийся ведёт «Дневник
работы над проектом». Для отслеживания результатов можно использовать мини-тесты,
различные виды диагностических заданий, рефлексивные предложения и др. Итоговая
аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и
итоговой работы - группового проекта. Если учащийся не пожелает работать над групповым
проектом его зачетной работой может стать персональный проект.

Учебно-тематическое планирование
0,25 часа в неделю, 16 часов за 2 года

№

Тема

1.
2.

Вводное занятие.
Структура
исследовательской
работы.
Оформление.
Выбор темы
исследования.
Составление плана
работы.
Как найти нужную
книгу? Подбор
литературы. Как
написать конспект.
Работа над
исследованием.
Оформление
работы.
Подготовка к
защите работы.

3.

4.

5.

7.

8.

9.

Участие в
школьной
конференции
Подведение итогов
работы за год
ВСЕГО

Количество часов
всего теор. практ.

Форма занятия

Форма
контроля

1
1

1
1

-

беседа
лекция

1

-

1

беседа,
собеседование
самостоятельная
работа

1

-

1

самостоятельная собеседование
работа

10

1

9

беседа,
проверка
самостоятельная записей,
работа
собеседование

1

-

1

1

-

1

беседа,
практическое
занятие
практическое
занятие

1

-

1

17

3

14

беседа

проверка
записей

Собеседование,
репетиционное
выступление
выступление,
участие в
работе секций
собеседование

Содержание программы
Вводное занятие (1 час) Знакомство учащихся с особенностями занятий в
исследовательском кружке. Необходимость самообразования. Возможности развития
своего интеллектуального уровня. Психологическая культура.
Структура исследовательской работы. Оформление (1 часа) Что такое реферат. Как пишут
реферат, его структура.
Выбор темы реферата. Составление плана работы (1 час) Выбор предмета, области
знаний для работы. Подбор темы исследования. Определение теоретической и
практической работы. Составление плана реферата. График работы. Этапы контроля.

Подбор литературы. Как найти нужную книгу? Как написать конспект (1 час)
Оформление библиографических данных. Подбор необходимой литературы. Что такое
конспект и аннотация. Как написать конспект. Как написать аннотацию. Написание
конспекта и аннотации.
Работа над рефератом. Оформление работы (10 часов) Изучение литературы по
выбранной теме. Обучение беглому чтению и аналитическому. Правила составления
тезисов. Написание конспектов. Выводы на основе источников. Распределение собранного
материала по главам. Введение. Заключение. Подбор приложений (рисунков, схем, таблиц
и т.п.) Составление оглавления и списка литературы. Черновик реферата. Оформление
титульного листа. Оформление списка литературы. Оформление работы. Ссылки на
источники, рисунки, таблицы, схемы, приложения. Написание работы на чистовик
(печатание).
Подготовка к защите реферата (1 час) Психологический настрой к выступлению.
Репетиционные выступления перед кружковцами. Рекомендации.
Участие в школьной конференции (1 час) Выступление и участие на школьной
конференции, в секциях.
Подведение итогов работы за год (1 часа) Анализ работы за год. Анализ выступлений.
Анализ написанных работ. Планирование будущей работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».