РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору «Краеведение. Пермский период»
5-6 классы
Составитель: Снигирёв Д.Ю.
2022г.
Пояснительная записка
Главной целью курса является формирование у школьников географо-краеведческой
культуры, системы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и
патриотизма, уважения к Пермской земле неотъемлемой части нашей Родины.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с наукой краеведения, выяснить её место в системе наук;
изучить особенности природы Пермского края, выявить взаимосвязи между её
компонентами;
выяснить особенности заселения территории края, формирование её современного
населения;
проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории края и
своего района и возникающие при этом экологические проблемы;
оценить
особенности
своей
местности,
её
природно-ресурсный
потенциал,
достопримечательности.
Развивающие:
развивать пространственно-географическое мышление учащихся;
научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в
природе и экономике Пермского края
развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;
развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
Воспитательная:
развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать
личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам
культуры Пермского края и своего района;
укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и
учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений,
семейных архивов.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить
прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они
постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не
понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать
ответы на эти вопросы.
В данном курсе предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического
строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Пермского края. Широко
используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры.
Курс «Краеведение. Пермский период» рассчитан на 8 часов. Он изучается на этапе
основного общего образования в 5-6 классах; изучение курса предусматривается в части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения краеведению в 5-6 классах, является формирование
всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм
поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Пермского
края:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:
осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель
Пермского края). Представление о Пермском крае как неотделимой части России, её месте и
роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их
решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное
отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории,
культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
задания в рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Краеведение. Пермский период»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять
её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога
при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить
логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей.
Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники
информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию
из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего
продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Пермского
края, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их
фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Краеведение. Пермский период» в 6
классе является следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Пермского края и своего района:
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и
антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей
территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной
деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
и хозяйством Пермского края;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала,
демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Пермском крае;
– находить в различных источниках и анализировать информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов в Пермском крае;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений,
происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Пермского края
и своего района.
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей
используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский,
картографический, статистический.
А также используются различные формы обучения: практические работы, ИКТпрезентация, творческие работы.
Для проверки знаний, умений учащихся в конце учебного года проводится контрольная
работа по текстам управления образования.
Курс состоит из 4 разделов.
Содержание программы
Раздел 1. «Введение. Традиции, обычаи, достопримечательности родного края».
(1 час)
Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Что изучает наука
«Краеведение». Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники,
научно-популярная литература. Методы краеведческой работы.
История образования Пермского края и Пермского района, площадь, современная
граница. Этапы заселения и хозяйственного освоения территории родного края. Типы поселений
в нашем крае. Названия населённых пунктов. Районов города, улиц.
История образования города и района. Город в прошлом и настоящем. Символика
Пермского края, Пермского района. Достопримечательности родного края.
Образ жизни населения. Влияние природы на развитие хозяйства, обычаи и быт людей
Пермского края. Семейные традиции и праздники. Традиционные жилища. Пермские
пословицы, диалектные слова.
Трудовые навыки населения родного края, исторический аспект их формирования.
Выдающиеся люди края. Значение их деятельности в изучении и развитии края, всей страны.
Раздел 2. «План и карта», «Рельеф и полезные ископаемые Пермского края» (2 час)
План-схема города. Масштаб. Условные знаки. Улицы города, промышленные и
культурные центры. План местности, его чтение и составление.
Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний по плану города
Чусовой.
Многообразие географических карт Прикамья, особенности работы с ними. Легенда карт.
Сравнение карт разного содержания по способам изображения.
Положение Пермского края на административной и физической картах России. Граница
Европы и Азии. Пограничные районы Пермского края и Пермского района.
Определение положения края на градусной сетке. Координаты крайних точек края,
Пермского района.
Рельеф Пермского края и Пермского района. Основные формы рельефа и происхождение.
Самые высокие и низкие отметки высот над уровнем моря на территории края и района.
Роль внешних процессов в изменении современного рельефа.
Геологическое летоисчисление. Тектоника.
Формы рельефа. Полезные ископаемые края и района.
Влияние рельефа на ведение хозяйственной деятельности человека. Воздействие
хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, её последствия. Антропогенные
формы рельефа области – карьеры, насыпи.
Практические работы:
1. Ориентирование. Съемка местности и построение плана в масштабе.
2. Определение направлений, расстояний, географических координат точек по карте Пермского
края.
3. Обозначение на контурной карте Пермского края географических объектов. (Пограничные
территории края и района; крайние точки края и названия районов, в которых они находятся;
населённые пункты).
1.
Определение по карте самой высокой и низкой точки края и района, географического
положения основных форм рельеф.
2. Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых.
Раздел 3. «Погода и климат Пермского края и своего района». «Внутренние воды
Пермского края и своего района». (2 часов)
Климатообразующие факторы.
Температура воздуха по сезонам года. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая,
минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Построение и анализ
графика температуры воздуха.
Ветер. Преобладающие направления ветров в Пермском крае и Пермском районе.
Определение силы ветра. Роза ветров.
Виды осадков и их распределение в течение года. Диаграмма выпадения осадков.
Отражение особенностей атмосферных явлений в произведениях писателей и поэтов.
Опасные климатические явления (суховеи, пыльные бури, туман, град, гололёд и др.) и
способы их предупреждения.
Влияние хозяйственной деятельности человека на климат своего края. Влияние климата
на быт и виды хозяйственной деятельности населения области.
Состав вод суши на территории . Подземных вод на территории края. Глубина залегания,
их использование и охрана.
Речная сеть края, района. Питание, режим рек, их хозяйственное значение. Озёра, их
происхождение. Легенды и были в названиях рек, водопадов и озёр края.
Пруды – характерные антропогенные водные объекты нашего края. Влияние
хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов края, их экологические проблемы и
охрана
Практические работы:
1. Построение и анализ графика температуры воздуха.
2. Построение графика розы ветров.
3. Характеристика реки (по плану).
Раздел 4. «Природные комплексы». (1 часов)
Основные типы почв на территории Пермского края и Пермского района. Эрозия почв и
борьба с ней. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности.
Типы растительности края и района. Их особенности, видовой состав, распространение,
приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края,
занесённые в Красную книгу.
Животный мир Пермского края, основные представители, адаптация животных к
природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана
животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.
Особо охраняемые территории Пермского края. Памятники природы: водные,
зоологические, ботанические и другие.
Экологические проблемы края и города. Мониторинг состояния окружающей среды
своей местности.
Практические работы:
1. Определение особенностей почв своего населённого пункта.
2. Обозначение на контурной карте особо охраняемые территории Пермского края .
3. Описание природного комплекса своей местности.
Представление творческих работ (1 час).
Творческие работы (примерные темы):
1.
«Составление каталога литературы по изучению родного края».
2. «Происхождения местных географических названий».
3. «Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве».
4. «Будущее моего города (населённого пункта)».
5. «Топонимика названий улиц города».
6. «Описание погоды и климата Пермского края в произведениях писателей».
7.
Памятники природы нашего края.
8.
Растения и животные края, занесённые в Красную книгу (сообщение с рисунком или
презентация).
9.
Оценка загрязнения воздуха в своём населённом пункте.
10. Достопримечательности родного края.
11. Сочинение на тему: «Путешествие бутылки с посланием».
12. Исследовательская работа: «Топонимика рек Пермского края».