Окружающий природный мир (1-9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий природный мир»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 вариант)

Класс 1-9

Пояснительная записка
Рабочая программа, «Окружающий природный мир», для обучающихся по адаптированным
образовательным программам № 2 г. Энгельса»
1 (1 дополнительный) -9 классов разработана в соответствии с требованиями
Федерального
закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
В основу программы заложен приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря2014 г.
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», от 24.11.2022
Курс «Окружающий природный мир» формирует естествоведческие знания у учащихся, умения
наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим природным миром. Важным
аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их
природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный
мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» изучается в 1 (1 дополнительный) 9 классах. Для обучения необходимы такие условия, которые дают возможность каждому ребенку
работать в доступном темпе, проявлять возможную самостоятельность. Кроме того, материал
должен быть подобран по объему и скомпонован по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребенка.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии
человека с природой, бережного отношения к ней.
Школьный курс «Окружающий природный мир» направлен на решение основных
задач:







уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об
основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи
живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,
использовать в речи итоги наблюдений;
сформировать знания учащихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить
учащихся бережному отношению к природе.
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях, под дождем, градом, при
сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными,
насекомыми.
Специфика работы по программе «Окружающий природный мир» заключается в формировании
представлений о неживой природе, о разнообразии растительного и животного мира, получая
представления о среде обитания животных и растений, обучающиеся учится выделять характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Кроме того,
внимание ученика обращается на связь живой и неживой природы, о приспособлениях растений и
животных к изменяющимся условиям среды. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними
животными и растениями, школьник учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход
за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется
воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Кроме того,
формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». В
учебном плане предмет представлен с1(1 дополнительный) по 9 год обучения - 2 часа в неделю.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва,
семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с
детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для

демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий,
операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных
изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы,
способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и
видеоматериалы; живой уголок, аквариум, пришкольный участок, теплица и др.
Наличие «живого уголка», пришкольного участка или теплицы необходимы для непосредственного
контакта с живыми обитателями природы. Так как, организованные
занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей
в процессе их непосредственного контакта с живой природой. Для приобретения практических
навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены экскурсии и разнообразные
практические работы, которые позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на
уроках. Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество
экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых
предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию
представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых
объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению
учащимися).






Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
«Окружающий природный мир» заключается в следующем:
коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного
воспитания;
развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения
ориентироваться в задании, планировать работу, контролировать свои действия
коррекции ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образногомышления, представления и
воображения.
Программа представлена следующими разделами:
«Растительный мир»
«Животный мир»
«Объекты природы»
«Временные представления»
Формы
организации
образовательного
процесса:
дифференцированные,
индивидуальные, коллективные, групповые.
Технология обучения: при подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая
в практике обучения природоведения типология уроков по дидактической цели: урок изучения и
первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок
обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля
и коррекции знаний и умений. Для приобретения практических навыков и повышения уровня
знаний в рабочую программу включены практические работы.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:






Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению
основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению
гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве,
приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и
обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его
результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественногоопыта, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-



распределительной деятельности, поиске различныхспособов решения учебных задач посредством
организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за
период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по
здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
1
группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной
степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в
различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие
психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
2
группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой
степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в
различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие
психические и соматические заболевания, которыезначительно осложняют их развитие и обучение.
Ключевые компетенции:

•
•
•
•

Общекультурные
Учебно-познавательные
Коммуникативные
Социально-трудовые
В процессе урока учитель используют различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную
трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка,
рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению
математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и
групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с
учетом уровня развития детей.






Методы обучения
 Методы мотивации учебной деятельности
 Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий,
затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации
неопределенности и др.








Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста,
демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование,
дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов,
кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение
схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ напоставленный вопрос) и др.




Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу,
алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность,
порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка);
создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-тематическое планирование
Класс

№ п/п

1дополнительный (2
1
часа в неделю)

2

3

4

Тематический блок / Разделы

21 ч
Растительный мир
Растения (дерево, куст, трава). Части растений (корень,
ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Различение растений
(дерево, куст, трава). Различение частей растений
(корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок).Значение
частей растения.
Значение растений в природе и жизни человека.
21 ч
Животный мир
Строение домашнего животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок,
вымя, уши).
Основные
признаки животного.
Установление связи строения тела животного с его
образом жизни.
12 ч
Объекты природы
Солнце. Значение солнца в жизни человека и в природе.
Луна. Значение луны в жизни человека и в природе.
Временные представления
Части суток (утро, день, вечер, ночь).

всего

1 класс
(2 часа в неделю)

Часы

11 ч
66
часов
10 ч

из них

Экскурсии.

1. 1

22 ч
Растительный мир
Деревья (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан). Строение дерева (ствол, корень, ветки,
листья). Плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша,
слива). Лиственные и хвойные деревьев. Значение
деревьев в природе и жизни человека.
22 ч
Животный мир
Знание строения дикого животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок,
вымя, уши). Основные признаки дикого животного.
Установление связи строения тела
животного с его образом жизни.
11 ч
Объекты природы
Небесные тела (планета, звезда).
11 ч
Временные представления
Представление о сутках как о последовательности
(утро, день, вечер, ночь).
66
часов
Экскурсии.
10 ч

2. 2

3. 3
4. 4
всего
из них

2 класс
(2 час в неделю)

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4
всего
из них
3 класс
(2 час в неделю)

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4
всего
из них
4 класс
( 2 час в неделю)

1. 1

2. 2

23 ч
Растительный мир
Лесные и садовых кустарники. Значение кустарников
в природе и жизни человека. Фрукты
(яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу,
запаху). Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Значение фруктов в жизни человека.
Способы переработки фруктов.
23 ч
Животный мир
Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца
(баран), кот, собака). Питание домашних животных.
Способы передвижения домашних животных.
11 ч
Объекты природы
Знаменитые космонавты.
Изображение Земли из
космоса. Узнавание глобуса – модели Земли.
11 ч
Временные представления
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Определение частей суток по расположению солнца.
68
часов
Экскурсии
10
24 ч
Растительный мир
Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис,
тыква, кабачок, перец). Внешний вид овощей (вкус,
запах). Съедобные и несъедобные части овощей.
Значение овощей в жизни человека. Способы
переработки овощей.
24 ч
Животный мир
Объединение животных в группу «домашние животные».
Значение домашних животных в жизни человека. Уход за
домашними животными. Детеныши домашних животных
(теленок, поросенок,
жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
10ч
Объекты природы
Свойства воздуха.
Значение воздуха в природе и
жизни человека.
10ч
Временные представления.
Дни
недели. Представление о неделе как о
последовательности 7 дней.
68
часов
Экскурсии
10 ч
24 ч
Растительный мир
Ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник,
земляника, черника, ежевика, голубика, брусника,
клюква). Внешний вид ягод (вкус, запах). Различение
лесных и садовых ягод. Значение ягод в жизни человека.
Способы переработки ягод.
24 ч
Животный мир
Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось,белка,
еж, кабан, тигр). Питание диких животных. Способы
передвижения
диких
животных.
Объединение диких животных в группу «дикие

животные».
Значение диких животных в жизни
человека.
Детеныши диких животных (волчонок,
лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)
10 ч
Объекты природы
Различение земли, неба. Определениеместорасположения
земли и неба. Определение месторасположения объектов
на земле и небе.
10 ч
Временные представления
Выходные и рабочие дни. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности.
68
часов
Экскурсии.
10 ч

3. 3

4. 4
всего
из них
5 класс
(2 часа в неделю)

1

2.

2

3.

4

11 ч
Объекты природы
Формы земной поверхности. Значение горы (оврага,
равнины) в природе и жизни человека. Изображение
земной поверхности на карте. Суша, водоем отличие.
11 ч
Временные представления
Месяцы. Представление о годе как
последовательности 12 месяцев. Соотнесение
месяцев с временами года.
68
часов
Экскурсии
10 ч

1

20 ч
Растительный мир
Садовые цветочно-декоративные растения (астра,
гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика). Дикорастущие
цветочнодекоративные растений (ромашка, фиалка, колокольчик,
лютик, василек, подснежник, ландыш). Строение цветов
(корень, стебель,
листья, цветок). Соотнесение
цветения
цветочно-декоративных
растений с временем года. Значение цветочнодекоративных растений в природе и жизни человека.

4.

всего
из них
6 класс
(2 час в неделю)

22 ч
Растительный мир
Грибы (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка,
подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Строение гриба (ножка, шляпка).
Различение съедобных и несъедобных грибов. Значение
грибов в природе и жизни человека. Способы
переработки грибов.
24 ч
Животный мир
Животные, обитающих в природных зонах холодного
пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень,
морж). Связь строения животного с его местом обитания.
Питание животных. Способы передвижения животных.
Животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса
(верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог,
обезьяна, бегемот, крокодил). Связь строения животного
с его местом обитания. Питание животных. Способы
передвижения животных.

1.

1.

2.

2

26 ч
Животный мир
Птицы и их строение. Связь строения тела птицы с ее
образом жизни. Питание птиц. Домашние птицы (курица
(петух), утка, гусь, индюк). Особенности внешнего вида
птиц. Питание птиц. Объединение домашних птиц в
группу «домашние птицы». Значение домашних птиц в
жизни человека. Детеныши домашних птиц (цыпленок,
утенок,гусенок, индюшонок). Зимующие птицы (голубь,
ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова).
Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий
гусь, грач, журавль). Значение птиц в жизни человека, в
природе. Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь,
пеликан). Значение птиц в жизни
человека, в природе.

3.

3

12 ч
Объекты природы
Лес. Значение леса в природе и жизни человека.
Различение растений (животных) леса. Соблюдение
правил поведения в лесу. Луг. Узнавание луговыхцветов.
Знание значения луга в природе и жизни человека.

4.

4

10 ч
Временные представления
Календарь (настенный, настольный и др.). Ориентация в
календаре (определение года, текущего месяца, дней
недели, предстоящей даты и т.д.
68
часов
Экскурсии
10 ч

всего
из них
класс
(2 час в неделю)

1

24 ч
Растительный мир
Травянистые растения. Культурные и дикорастущие
травянистые растения (петрушка, укроп, базилик,
кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива).
Знание значения трав в жизни человека. Лекарственные
растений (зверобой, ромашка, календула и др.) значение
лекарственных растений в жизни человека.

2

20 ч
Животный мир
Рыбы и их строение (голова, туловище, хвост, плавники,
жабры). Связь строения тела рыбы с ее образом жизни.
Питание рыб. Речные рыбы (сом, окунь, щука). Значение
речных рыб в жизни человека, в природе.

3

12 ч
Объекты природы
Полезные ископаемые (например: уголь, гранит,
известняк, песок, глина и др). Способы добычи полезных
ископаемых и их значение в жизни человека.

4

12 ч
Временные представления
Времена
года (весна, лето, осень, зима).
Характерные признаки времен года. Представление о
годе как о последовательности сезонов. Изменения,
происходящих в жизни человека в разное время года.
68
часов

всего

8 класс
(2 час в неделю)

из них

Экскурсии

1

22 ч
Растительный мир
Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус).
Строение
комнатного
растения.
Особенности ухода за комнатными растениями. Значение
комнатных растений в жизни человека. Зерновые
культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза,
горох, фасоль, бобы) их строение и
значение в жизни человека и животных.
22ч
Животный мир
Насекомые (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик,
муха, комар, пчела, таракан). и
их строение.
Установление связи строения тела насекомого с его
образом жизни. Питаниянасекомых. Речные насекомые (
жук
плавунец.
водомерка).
Знание
способов
передвижения насекомых. Знание значения насекомых в
жизни человека, в природе.

2

3

4

всего
из них
9 класс
(2 час в неделю)

10 ч

14 ч
Объекты природы
Вода. Свойства воды. Значения воды в природе и жизни
человека. Реки, ручьи в природе и жизни человека.
Правила поведения на реке. Водоемы. Значение водоемов
в природе и жизни человека.
Правила поведения на озере (пруду).
10 ч
Временные представления
Изменений, происходящих в жизни животных в разное
время года. Изменений, происходящих в жизни растений
в разное время года.
68
часов
Экскурсии
10 ч

1

22 ч
Растительный мир
Растения природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза).
Особенности растений
природных зон холодного пояса. Растения природных
зон жаркого пояса (кактус, верблюжьяколючка, пальма,
лиана, бамбук). Знание
особенностей растений природных зон жаркого пояса.

2

22 ч
Животный мир
Морские обитатели (кит, дельфин, морская звезда,медуза,
морской конек, осьминог, креветка) и их различие.
Строение
морских
обитателей.
Установление связи строения тела морского обитателя с
его образом жизни. Питание морских обитателей.
Значение морских обитателей в жизни
человека, в природе.
Животные, живущие в
квартире
(кошка, собака, декоративные птицы,
аквариумные рыбки, черепахи,
хомяки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание и др.).
11 ч
Объекты неживой природы
Огонь. Полезные и отрицательные свойства огня.
Значение огня в жизни человека. Соблюдение правил
обращения с огнем.

3

4

11 ч
Временные представления
Соотнесение явлений природы с временем года. Явления
природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга,
туман, гром, ветер). Рассказ о погодетекущего дня.

всего
из них

Экскурсии

66
часов
10 ч

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Класс
1дополни
тельный

Знания
Умения
Представление об объектах живой иРазличать объекты живой и неживой
неживой природы. Название растенийи ихприроды.
частей. Значение растений в природе иНазывать изученные объекты.
жизни человека.
Определять части растений.
Строение домашнего животного .
Узнавать изученные растения иживотные (в
Основные
признаки
животных.
иллюстрациях,
Элементарные сведения о Солнце и луне.
кинофрагментах,
живых
объектах).
Значение солнца и луны в жизничеловека Соблюдать
и
правила поведения во время
в природе. Представление очасти суток экскурсий.
Правила поведения во время экскурсий.

1

Представления о лиственных, хвойных иОтличать
лиственные,
хвойные и
плодовых деревьях. Строение дерева.плодовые деревья.
Значение деревьев в природе и жизниНазвание диких и домашних животных.
человека.
Определять по внешнему виду домашних и
Строение дикого животного. Основные
диких животных.
признаки
дикого животного.
Правильно называть изученные объекты
Установление
связи
строения
тела
небесных тел.
животного
с
его
образом
жизни.
Называть части суток.
Элементарные сведения о небесных телах. Соблюдать правила поведения во время
Представление о сутках.
экскурсий.
Правила поведения во время экскурсий.

2

Название лесных и садовых кустарников.Правильно называть изученные объекты.
Значение кустарников в природе и жизниРазличать объекты живой и неживой
человека. Название фруктов. Съедобные иприроды.
несъедобные части фрукта. ЗначениеОпределять
садовые
и
лесные
фруктов в
кустарники.
жизни человека. Способы переработкиНазывать
съедобные и несъедобные
фруктов.
части фруктов.
Название домашних животных. Питание
Называть
ФИО
космонавтов.
домашних
животных.
Способы
Узнавать модель Земли - глобус.
передвижения домашних животных.
Определять
части
суток
по
Фамилии
знаменитых
космонавтов.
расположению солнца.
Изображение Земли из космоса.
Соблюдать правила поведения во время
Назначение глобуса – модели Земли.
экскурсий.
Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Определение
частей
суток по расположению солнца.
Правила поведения во время экскурсий.

3

Название
овощей.
Съедобные
Определять
и
овощные
растения.
несъедобные части овощей. Значение
Различать съедобные и несъедобные
овощей в жизни человека. Способы
части овощных растений.
переработки овощей.
Называть овощные растения и их части.
Название домашних животных. Значение
Различать домашних животных.
домашних животных в жизни человека.
Называть домашних животных и их
Уход за домашними животными. Название
детенышей.
детенышей домашних животных.
Отличать газообразное тела от твердых и
Свойства воздуха. Значение воздуха жидких.
в
природе и жизни человека.
Называть дни недели.
Дни недели. Представление о неделе как Соблюдать
о
правила поведения во время
последовательности 7 дней.
экскурсий.
Правила поведения во время экскурсий.

4

Название ягод. Внешний вид ягод (вкус, Определять
ягодные
растения.
запах). Различение лесных и садовых Различать лесные и садовые ягоды.
ягод. Значение ягод в жизни человека. Называть ягодные растения.
Способы переработки ягод.
Узнавать
диких
животных
(в
Дикие
животные. Питание диких иллюстрациях, кинофрагментах, живых
животных.
Способы передвижения объектах).
диких животных. Объединение диких
Называть диких животных и их
животных в группу «дикие животные».
детенышей, определять способы их
Значение
диких животных в жизни
передвижения.
человека. Детеныши диких животных.
Определение месторасположения земли и
Различение земли, неба. Определение
неба.
месторасположения
земли и неба.
Распознавать выходные и рабочие дни.
Определение месторасположения
Соблюдать правила поведения во время
объектов на земле и небе. Выходные экскурсий.
и
рабочие дни. Соотнесение дней недели с
определенными видами деятельности
Правила поведения во время экскурсий.
Название некоторых грибов и их строение.Определять и называть некоторыегрибы.
Значение грибов в природе и жизниРазличать грибы съедобных и
человека. Способы переработки грибов.несъедобные.
Животные холодного и
Определять части грибов. Узнавать
жаркого пояса. Связь строения
животных холодного и жаркого пояса
животного с его местом обитания.
(в иллюстрациях, кинофрагментах,
Питание
животных.
Способы
живых объектах.Называть животных и
передвижения животных.
определятьспособы их передвижения.
Формы земной поверхности. Значение гор,
Узнавать формы земной поверхности.
оврагов, равнин в природе и жизничеловека.
Название месяцев. Соотносить месяцы
Изображение земной поверхности на карте.
временами года.
Суша, водоем отличие.
Соблюдать правила поведения во время
Месяцы. Представление о годе как
экскурсий.
последовательности 12 месяцев.
Соотнесение месяцев с временами года.
Правила поведения во время экскурсий.

5

6

Название садовых цветочнодекоративных и дикорастущих
цветочно-декоративных
растений.
Строение цветов. Значение цветочно-

Определять садовые цветочнодекоративных и дикорастущие цветочнодекоративные растения. Различатьорганы у
цветкового растения.

7

8

декоративных растений в природе и Узнавать птиц (в иллюстрациях,
жизни человека.
кинофрагментах, живых объектах
Название домашних птицы и их
Называть домашних, перелетных.
детенышей. Значение домашних птиц вжизни
зимующих и водоплавающих птиц.
человека. Название зимующих, перелетных
Определять лес и луг (в иллюстрациях,
водоплавающих птиц.
кинофрагментах).
Значение птиц в жизни человека, в Называть объекты леса и луга.
природе. Значение леса в природе и жизни Отличать календари.
человека.
Различение
растений Определять год, текущий месяц, день
(животных) леса. Соблюдение правил недели, предстоящую дату.
поведения в лесу. Луговые цветы.
Соблюдать правила поведения во время
Значение луга в природе и жизни
экскурсий.
человека.
Календарь. Ориентация в календаре.
Правила поведения во время
экскурсий.
Название культурных, дикорастущих
Определение культурных,
и лекарственных травянистых растений.
дикорастущих и лекарственных
Значение трав в природе и жизни человека.
травянистых растений.
Рыбы и их строение.
Называть овощные и лекарственные
Название речных рыб. Значение
растения.
речных рыб в жизни человека, в
Узнавать
изученных
животных
(в
природе.
иллюстрациях, кинофрагментах, живых
Название полезных ископаемых и их объектах).
значение в жизни человека.
Отличать полезные ископаемые.
Название времен года. Признаки временгода.
Определять времена года по характерным
Изменения, происходящих в
признакам.
жизни человека в разное время года. Соблюдать правила поведения во время
Правила поведения во время экскурсий. экскурсий.
Название
комнатных
растений.Определять по внешнему виду
Особенности ухода за комнатнымикомнатные растения.
растениями. Значение комнатных растенийРазличать части комнатного растения.
в жизни человека. Название зерновыхПроводить
уход
за
комнатными
культур их строение и значение в жизнирастениями.
человека. Название насекомых и ихРазличать зерновые культуры по их
строение. Название речных насекомыхстроению.
Способы
Узнавать
изученных
животных
(в
передвижения
насекомых.
Значение
иллюстрациях, кинофрагментах, живых
насекомых в жизни человека, в природе.
объектах).
Вода. Свойства воды. Значения воды вУстанавливать взаимосвязи между
природе и жизни человека.
животными и их средой обитания.
Водоемы. Значение водоемов в природеОтличать
и
жидкость (воду) от твердых и
жизни человека. Правила поведения на
газообразных теп. определять свойства воды(
озере (пруду). Изменений, происходящих текучесть
в
,
непостоянство
формы).
жизни животных в разное время года.
Соблюдать правила поведения на водоемах.
Изменений,
происходящих
в
жизниУстанавливать
изменения,
растений в разное время года.
происходящие в жизни животных и
Правила поведения во время экскурсий. растений в разное время года
Соблюдать правила поведения во время
экскурсий.

9

Названия
растений
природных
зон
Различать и определять растения природных
холодного и жаркого пояса.
зон холодного и жаркого пояса.
Название морских обитателей их строениеОпределять
и
и различать по строению
значение. Название животных, живущих морских
в
обитателей и домашних
квартире и уход за ними.
животных. Проводить несложный уход за
Полезные и отрицательные свойстваогня.
некоторыми домашними животными (птицы,
Знание значения огня в жизни
звери, рыбы) имеющимися у
человека. Правила обращения с огнем.
детей дома.
Явления природы
(дождь, снегопад,
Соблюдать правила обращения с огнем.
листопад, гроза, радуга, туман, гром,ветер).
Соотносить явления природы с временем
Правила
поведения во время
года.
Различать
явления
природы.
экскурсий.
Составлять рассказ о погоде текущего дня.
Соблюдать правила поведения во время
экскурсий.

Литература для учителя и обучающихся
1.
Батуев А.С.Методическое пособие. Биология. Человек. 9 класс - Москва, Дрофа, 2002.
125- с.
2. Головин Б.Н./О чем говорят растения. Москва, Агропромиздат, 1986. -157 с.
3.
Дубинина Н.В.Методическое пособие. Бактерии - грибы - растения 7 класс/М. Дрофа,
2002. 97 с.
4.
Женило М.Ю. Веселые классные часы и праздники в 4-6 классах – Ростов н/Д; Феникс,
2006. 314 с.
5.
Женило М.Ю Театрализованные праздники, игры, конкурсы для детей 3-7 классы –
Ростов н/Д; Феникс, 2006. 312 с.
6. Зверев И.Д.. Книга для чтения по зоологии - Москва, Просвещение, 1985.-220 с.
7.
Измайлов И.В., В. Е. Михлин В.Е. Биологические экскурсии. Книга для учителя /И.В. –
Москва.
8.
Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник– М. «Дрофа», 1997.-123 с.
Просвещение, 1985.-224 с.
9. Лебедев Н.Н.Занимательные вопросы по природоведению - Москва, Просвещение,1985
10.
Падалко Н.В., Федоров В.Н. - Методика обучения ботанике. – 3-е изд., перераб.–
Москва, Просвещение, 1982. – 351 с. с ил.
11.
Петров В.В. Из жизни зеленого мира - Москва, Просвещение,1982. - 126 с.
12.Розенштейн А.М. Использование средств обучения на уроках биологии - Москва,
Просвещение, 1989. - 187 с.
13. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике - Москва, Просвещение, 1985.-223 с.
14.
Хрипковой А.Г. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах
общеобразовательных
учреждений: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1997.-с. 8393, 125-139.
15.
Чижевский А.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология Под. общ. ред. О.Г.
Хинн – М,: ОО «Фирма Издательство АСТ»,1998. -432 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».