РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир истории» и «История отечества»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Класс 6-9
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022гномер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
с
учетом
реализации
особых
образовательных
потребностей, а такжеиндивидуальных особенностей и возможностей
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
курсы «Мир истории» (6 класс) и «История Отчества» (7-9 классы) входят в предметную
область «Человек» и реализуется в 6-9 классах.
Цель обучения – дополнение социокультурных представлений и развитие жизненных
компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального
российского государства;
формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам
отечественной культуры, этноистории,этнокультуры региона;
развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием
разнообразных
форм
организации
деятельности
обучающихся:
познавательно-поисковой,
творческой, игровой и др.;
формирование учебных действий.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностейобучающихся.
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательнойдеятельности:
Устные: опрос, взаимопроверка, доклад.
Письменные: тестирование, контрольная работа, работа по карточке.
Игровые: викторина, тематические праздники.
Графические: опорный конспект, составление схем, таблиц.
Программированные: компьютерный
тест, слайд-презентацияответа.
Комбинированные: фестивали, олимпиады, предметные недели.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к результатам освоения АООП
2
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения программы:
понимание причинно-следственных связей;
формирование представлений
о
многофакторности исторических
процессов;
расширение навыков связной устной и письменной речи с использованием словпонятий;
воспитание гражданственности и патриотизма;
формирование чувства уважения к историческому наследию своей Родины.
В 6 классе :
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
познавательный интерес к прошлому своей Родины;
уважительное отношение к прошлому.
В 7 классе:
формирование уважения к культурному и историческому наследию через понимание
исторической обусловленности и мотивации поступков людейпредшествующих эпох;
начальные навыки осмысления опыта предшествующих поколений;
следование этическим нормам в соответствии с возрастными возможностями;
расширение опыта взаимодействия в социальном общении.
В 8 классе:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия,
понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования
древнерусской народности.
В 9 классе:
следование этическим нормам и правилам ведения диалога; формирование
коммуникативной компетентности;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
расширение опыта конструктивного
взаимодействия
в
социальном
общении;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинстваобучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
должны:
3
различать точные и приблизительные исторические даты;
знать имена основных исторических деятелей;
уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, исторических
картах;
пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее
составленному плану;
соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
устанавливать последовательность исторических событий;
правильно употреблять термины и понятия;
традиции и обычаи предков;
изображения символики РФ;
некоторые исторические памятники
Достаточный уровень
должны знать:
хронологические рамки ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной
истории;
основные факты (событий, явлений, процессов), их причин, участников,
результатов, значения;
места совершения основных исторических событий;
имена известных
исторических деятелей
(князей,
царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры);
должны уметь:
разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность
исторических событий;
давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях,
делать выводы об их значении;
«читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
устанавливать и
раскрывать причинно-следственные
связи между
историческими событиями и явлениями.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов
Формы контроля:
Устные и письменные проверки результативности овладения знаниями, умениями и
навыками, которые выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов
заданий, требующих верного решения:
репродуктивные;
продуктивные;
творческие.
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что позволяет оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные)
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные
4
результаты.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержания предметной области «Человек», усвоении знаний иумений, способности применять их на
практике.
В
текущей
оценочной
деятельности
целесообразно
соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Ошибки,
обусловленные
тяжелыми
нарушениями речи и
письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого ученика.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих
формирование и развитие социальных отношений в различных средах.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего
школьного обучения в процессе всей учебной и внеурочной деятельности по предмету.
Личностные учебные действия:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
развитие
адекватных представлений
о
собственных возможностях,
онасущно необходимом жизнеобеспечении;
развитие
внутренней позиции
школьника на
основе положительного
отношения к школе;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
5
других народов;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневнойжизни;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные учебные действия включают:
умение слушать и слышать друг друга;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
адекватно использовать речевые средства общения;
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной
форме;
умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
умение вступать в диалог;
способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия;
умение взаимодействовать с учителем и сверстниками;
умение работать в группе.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям даннойзадачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
различать способ и результат действия.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
поиск необходимой информации;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
смысловое
чтение и
извлечение необходимой информации и
прослушанных/прочитанных текстов;
анализ объектов
с
целью выделения признаков
(существенные/несущественные);
составление целого из частей (восполнение недостающего);
установление-причинно-следственных связей.
Предметные результаты освоения программы:
Рабочая программа по истории определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
объяснять
значение
слов и
понятий,
устанавливать
причины
исторических событий и явлений рассматриваемого периода;
описывать отдельных исторических лиц, их деловые качества; быт и нравы в обществе
6
определенного исторического периода;
по датам определять век;
пользоваться исторической картой;
связно описывать сюжетные картины и иллюстрации;
составлять
план для
ответов,
опираться
на
словарь,
выделять
смысловые понятия, представленные к темам разделов
Достаточный уровень:
овладеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности;
использовать знания о
территории и
границах,
географических
особенностях России;
-пользоваться исторической картой как
источником информации о
расселении
человеческих общностей и местах важнейших событий;
уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, события древней истории;
понимать взаимосвязь между природными явлениями и жизнью человека.
Тематическое планирование 6 класс.
Тема раздела
Кол-во часов
Имя, отчество, семья, родословная человека.
Отчий дом. Наша Родина - Россия.
О том, что такое время и как его изучают.
Что изучает наука история.
История Древнего мира.
История вещей. Занятия человека на Земле.
Человек и общество.
Повторение
8
10
7
7
9
16
9
2
68 часов
Тематическое планирование 7 класс.
Тема раздела
Введение
История нашей страны древнейшего периода
Киевская Русь
Распад Киевской Руси
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Начало объединения русских земель
Повторение
Итого:
Кол-во
часов
7
11
15
10
10
13
2
68
Тематическое планирование 8 класс.
Тема раздела
Единая Россия (конец XV- начало XVII века)
Великие преобразования России XVIII веке
История нашей страны в XIX веке
Итого:
Кол-во часов
22
21
25
68
7
Тематическое планирование 9 класс.
Тема раздела
Россия в начале XX века
Россия в 1917 – 1920 годах
Советская Россия – СССР в 20-30 годы XX века
СССР во Второй мировой и ВОВ в 1941 – 1945 годов
Советский союз в 1945 – 1991 годах
Новая Россия в 1991- 2018 годах
Итого:
Кол-во
часов
9
9
14
13
15
8
68
Класс
Количество часов в год
Количество контрольных работ за год
6
68
3 контрольных работы, 2 теста :
7
68
3 контрольных работы, 5 тестов :
8
68
4 контрольных работы, 5 тестов :
9
68
5 контрольных работы, 5 тестов :
8