Рабочая программа
ИГЗ по русскому языку в 9 классе для обучающихся с ЗПР
Предмет:
Учебный год:
Класс:
Количество часов в год:
Количество часов в неделю:
ИГЗ по русскому языку (коррекционные занятия)
2022-2023
9
34
1
Учитель: Плотникова Любовь Сергеевна
Пояснительная записка
Программа курса «ИГЗ по русскому языку (коррекционные занятия)» рассчитана на
учащихся с ЗПР 9 класса. Она дополняет программу русского языка для 9 класса, корректирует ее
в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА (ГВЭ) 2023 г.
В данной программе больше внимания уделяется обучению написания сжатого
изложения. При работе приоритетными выступают такие методы, как конструирование
предложений заданного состава и смысла и перестроение предложений с учетом их семантики и
лексической наполняемости. Важную роль в накоплении образцов синтаксических конструкций (а
не только форм слов) играет использование опорных таблиц (настенных и индивидуальных).
Особое значение для развития осознанного отношения к строению высказываний и усвоения
основных языковых категорий имеет систематическая работа с заданиями к упражнениям и анализ
хода (плана) их выполнения, работа по предупреждению ошибок.
Данная программа позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым
изложением, учащиеся получают больше возможности практиковаться в написании сжатого
изложения.
Программа предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на заданную
тему, предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой
принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и
грамматических явлений в тексте.
Программа составлена с учетом психологических особенностей школьников и уровня
подготовленности учащихся, ориентирована на развитие логического мышления, предметных
умений и творческих способностей учащихся.
Направление работы - создание условий для формирования всех видов речевой
деятельности школьников для развития понимания смыслового содержания и оформления
выражаемых мыслей.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий
КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задача: формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть
(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и
коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с
заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА (ГЭВ).
Учебно-тематический план
Раздел
1. Введение. Значение курса, его задачи.
2. Текст. Сжатое изложение
3. Текст. Сочинение на заданную тему.
4. Комплексный анализ текста.
5. Заключение. Итоговый контроль
ИТОГО
Кол-во часов
1
15
10
6
3
35
В том числе
Практические Контрольные
работы
работы
3
3
6
2
2
Содержание программы элективного курса.
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с критериями
оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (15часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста.
Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение
несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение,
упрощение.
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).
Критерии оценки задания. Структура сочинения на заданную тему. Формулировка тезиса сочинениярассуждения на заданную тему. Аргументы в сочинении. Вывод сочинения-рассуждения.
Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на
заданную тему. Критерии оценки задания.
4. Комплексный анализ текста. (6 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение
слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок.
Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом
осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания
в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения.
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Синтаксический анализ сложного предложения.
5. Заключение. Итоговый контроль (3час).
Анализ ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема
текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия
(компрессии) текста»;
лексические явления в языке;
грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
писать сжатое изложение;
создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста
последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения
уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. С.И.Львова «ГИА 9 класса по новой форме. Русский язык». Сборник заданий. М., «Эксмо»,
2013 .
2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией
И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2023.
3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М.,
«Экзамен», 2012.
4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М.,
«Айрис Пресс». 2013г.
5.Л.М.Рыбченкова, В. Л. Склярова «Сборник текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы».-М., «Дрофа».2013г
Словари и справочники.
1.Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005.
2. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.,
1991.
4. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.
№п/п
Календарно-тематическое планирование курса в 9 классе
«ГИА(ГВЭ): подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме»
Тема занятия
Дата
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
3334
Ведение. Значение курса, задачи-1ч. Особенности ГВЭ по русскому языку
в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Критерии
оценки.
Текст. Сжатое изложение..
Микротемы текста
Способы сокращения текста.
Способы сокращения текста. Исключение
Способы сокращения текста. Обобщение.
Способы сокращения текста. Упрощение.
Практическая работа. Сжатое изложение «Хохлома»
Приемы работы с текстом
Анализ работ
Речевые клише.
Практическая работа. Сжатое изложение «Милосердие»
Приемы работы с текстом
Анализ работ
Речевые клише.
Практическая работа. Сжатое изложение «Байкал»
Текст. Сочинение на заданную тему. Сочинение-рассуждение. Критерии
оценки.
Алгоритм работы над сочинением
Речевые клише.
Наличие аргументов. Способы оформления.
Речевые клише.
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения
Анализ работ.
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.
Анализ работ.
Комплексный анализ текста. Тестовые задания. Понимание текста.
Стили текста
Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения,
сравнительные обороты, эпитеты.
Лексическое значение слова
Характеристика предложения.
Сложные предложения
Диагностическая работа. Сжатое изложение
Диагностическая работа. Написание сочинения-рассуждения. Анализ ошибок