РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса Целеполагание
9 класс
Педагог-психолог: Павлова С.В.
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативного курса «Целеполагание» для обучающихся 9 классов
МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа» разработана на основе ФГОС ООО, рабочей программы
воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Цели, задачи изучения факультативного курса «Целеполагание», 9 классы
Цели курса:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет
специальной организации их деятельности, включающей полученные знания о себе, о мире
профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных
социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,
пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей
профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями
профессиональной деятельности с помощью включения их в систему профессиональных
проб.
2.Общая характеристика факультативного курса «Целеполагание»,9 классы
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования (указ
Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») является
одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет.
Развивающемуся
современному
обществу
нужны
образованные,
нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу
страны. Поэтому важной задачей, в период обучения в 9 классах, становится Целеполагание,
позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить
первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и
успешность обучения на уровне среднего общего образования, а в целом и к будущей
профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и
трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем
получит хорошего профессионала.
Важнейшая задача школы - это грамотно построенная профориентационная работа
позволяющая решать проблемы воспитания, на уровнях основного общего образования и
среднего общего образования.
Курс «Целеполагание» способствует формированию у подростков гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда. Развивает его личность, познавательные и созидательные
способности; информирует о путях получения различных профессий; дает знания о
психологических аспектах профессиональной деятельности, необходимых для повышения
эффективности выбора профессии.
Практическая часть состоит из различных методик: тестовых заданий, упражнений,
профессиональных проб, сюжетно-ролевых игр, а также заданий творческого характера,
позволяющих на практике самим учащимся применять полученные знания и осознать важность
и значимость их для дальнейшей жизни, развить свои потенциальные возможности и
способности.
3. Место факультативного курса «Целеполагание», 9 классы вучебном плане
Количество учебных часов:
9 класс: учебный год - 34 часов, в неделю -1час
4.Требования к результатам обучения и освоения содержания факультативного
курса «Целеполагание», 9 классы
С учетом требований ФГОС ООО в содержании факультативного курса предполагается
реализовать актуальный в настоящее время деятельностный подход, который определяет:
в направлении личностного развития:
осознание сущности и социальной значимости будущей профессии;
формирование устойчивого интереса к будущей профессии;
развитие навыков конкурентоспособности в условиях трудовой деятельности;
формирование интереса и положительного отношения к трудовой деятельности.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД:
адаптация опыта учебной и познавательной деятельности к деятельности трудовой;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Познавательные УУД:
накопление специальных знаний, овладение умениями и навыками в рамках выбранной
профессии;
формирование адекватного представления обучающихся о своем профессиональном
потенциале на основе самогдиагностики и знания мира профессий;
определять задачи профессионального и личностного развития;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его.
Коммуникативные УУД:
овладение основами речевой профессиональной культуры;
развитие способности работать в коллективе, обеспечивая сплоченность и эффективность
профессионального общения.
в предметном направлении:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования
в условиях рынка;
знать требования к составлению личного профессионального плана;
знать понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой
сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
знать правила выбора и способы получения профессии.
5. Содержание факультативного курса «Целеполагание», 9 классы
9 класс (34 часов на учебный год)
Раздел «Самопознание»
1. Вводное занятие – 1 час
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам
выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя
профессиональная карьера». Знакомство с дневником выбора профессии.
2. Внутренний мир человека и возможности его познания – 1часа
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать
своѐ «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие,
самопознание. Прояснение «Я — концепции». Анализ и определение психологических
характеристик — своих и окружающих людей. Роль индивидуальных особенностей в выборе
профессий.
3. Составление «дерева» психологических качеств личности – 1часа
Понятие личности. Уникальности личности каждого человека. Многообразие
личностных особенностей. Общее представление о психологии как науке, изучающей
внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
4. Многообразие мира профессий – 1 часа
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и
профессиональное
самоопределение.
Профессиональная
деятельность
как
способ
самореализации и самоутверждения личности. Составление словаря профессий. Планирование
профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом полученных знаний.
Личные жизненные и профессиональные планы. Представление о себе и проблема выбора
профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе – 3часа
Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
5. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо») – 1 часа
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. «Могу»- человеческие возможности
(физиологические и психологические возможности личности). «Надо» - потребности рынка
труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии,
специальности, должности. Личный профессиональный план.
6. Склонности и интересы в профессиональном выборе – 1часов
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности. «Могу» - человеческие возможности
(физиологические и психологические ресурсы личности). «Надо» - потребности рынка труда в
кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности,
должности. Профессиональные пробы по профессиям типа «Человек – Человек». Возможности
личности в профессиональной деятельности («хочу», «могу», «надо»). Потребности и мотивы
как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы.
Профессиональные намерения.
7. Основные признаки профессиональной деятельности – 1 часов
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности
при выборе профессии. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я»
(знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Общественное разделение труда.
Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные
перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация.
Специализация,
классификация.
Социально-психологический
портрет
современного
профессионала. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
8. Профессиональные пробы по профессиям – 1 часов
Предмет труда. Цели труда, Средства труда. Трудовые ситуации. Коллективность
процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о
профессиограмме. Классификация профессий. Способы классификации профессий. Здоровье
и выбор профессии – 3часа
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «Неблагоприятные
производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям.
Укрепления здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль
активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
9. Составление карты образовательного маршрута – 1 час
Твои перспективы. Самоанализ готовности к профессиональному старту. Подведение
итогов, проверка степени усвоения теоретической и практической информации полученных на
занятиях. Составление школьниками психологических рекомендаций. Проективный рисунок «Я
через 10 лет».
10. Способность к запоминанию - 1часа
Знакомство с содержанием курса. Принятие правил работы на занятиях. Общее
представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание,
узнавание и воспроизведение).
11. Способность быть внимательным - 1час
Общее представление о внимании. Наблюдательность как профессионально важное
качество. Условия развития внимания. Взаимосвязь свойств внимания с различными
профессиями.
12. Способность изменять способы интеллектуальной деятельности,
устанавливатьсвязи и закономерности между понятиями - 1часа
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности
профессионального труда. Слагаемые правильного выбора профессии. Основные типы
профессий по Е.А.Климову.
13. Индивидуальные стили кодирования информации - 1час
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и
чувственно - сенсорной. Роль чувственно – сенсорного опыта в активизации творческой
профессиональной активности. Классы, отделы, группы профессий. Подтипы профессий: а)
управление, б) обучение и воспитание, в) обслуживание: торговое, информационное,
медицинское и так далее.
14. Индивидуальные стили переработки информации – 1час
Индивидуальность восприятия («Зрители», «Слушатели», «Деятели»). Исполнительность,
дисциплинированность в будущей профессии.
15. Профессиональны способности в сфере Человек — Техника - 1час
Перечень профессий данного типа, их разновидности и подтипы. Особенности профессий
данной группы — умение глубокой концентрации, сосредоточенности, контроля, изобретение
новых знаков.
16. Профессиональны способности в сфере Человек — Художественный образ - 1час
Перечень профессий данной группы, их требования к человеку. Особенности этих
профессий: скрытность результатов для других, специальные усилия, воображение.
17. Способность оперировать пространственными представлениями - 1час
Роль образов в процессе переработки информации. Способность строить в уме
пространственные представления и оперировать ими для решения определенных
профессиональных задач.
18. Профессиональные предпочтения: определение типа будущей профессии - 1час
Новое время – новые профессии. Редкие профессии их особенности (изменчивые условия,
инициатива, самостоятельность). Какие профессии отмирают, а какие появляются в наши дни.
Как ориентироваться в мире профессий.
19. Современные и редкие профессии – 1ч.
Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении
жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Подробное
представление о мире профессий. Точка зрения, взгляды и отношение к профессии подростков.
20. Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий
– 2часа
Что такое интерес и как он возникает? Воспитание интереса, связь интересов с волевой
сферой человека. Что такое профессиональные наклонности. Способности и профессиональная
пригодность. Анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Алгоритм
анализа сильных и слабых сторон. Самоанализ при принятии серьезных решений.
21. Мотив и целеполагание в выборе профессии – 1часа
Мотивы и цели выбора профессии. Ориентация на успех. Оплата труда, надежность
заработка, связь доходов с уровнем мастерства, опытом, образованием. Определение
профессиональной цели. Понятие «жизненный успех».
22. Темперамент и выбор профессии – 1часа
Темперамент и профессия. Психологические состояния (монотонность, утомление).
Характер и личностные особенности. Типы характера. Что, значит, быть профессионально
пригодным.
23. Профессиональная направленность личности - 1час
Направленность выбора. Что влияет на ход профессионального самоопределения? На
что ориентироваться при выборе профессии. Нравственно - волевые качества в труде.
24. Здоровье и выбор профессии - 1час
Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния
здоровья. Медицинские ограничения профессиональной пригодности.
25. Планирование профессионального будущего - 1час
Планирование профессионального пути. Возможность «заглянуть в будущее» с учетом
полученных знаний. Поиск оптимальных путей достижения поставленной цели. Составление
индивидуальной траектории профессионального развития.
26. Мир профессионального образования - 1часа
Знакомство учеников с различными вариантами образовательного маршрута.
Информация о видах образовательных учреждений. Школа. Училище. Техникум. Система
профессионально – технического образования. Выбор пути получения профессии. Основной и
запасной выбор.
27. Возможности получения образования 1час
Структурная перестройка экономики. Экологические проблемы и их решение. Развитие
производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Информация о лучших и известных учебных
заведениях нашего края. Индивидуальные консультации.
28. Современный рынок труда - 1часа
Что ты должен знать о рынке труда? Как устроен и как работает рынок труда? Цена
труда. Спрос на рабочую силу. Количество специалистов. Информационные источники о рынке
труда. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Развитие предпринимательства.
29. Устраиваемся на работу по правилам - 1часа
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Правила поиска работы. Самопрезентация при приеме на работу. Что такое резюме.
30. Формула успеха - 2часа
Как достичь успеха в профессии. Формирование информационного пространства.
Компромисс трех «Я». Развитие навыков рефлексии.
31. Анализ и корректировка принятого решения о профильном обучении и
профессиональном выборе - 1часа
Алгоритм принятия решения. Применение полученных знаний в выборе направлений
предпрофильного обучения и профессионального выбора. Соответствие результатов
диагностики профилям обучения.
32. Итоговое занятие. Маршрут жизненного успеха на ближайшее будущее - 2час
Обобщенный анализ полученных данных на основе мониторинга. Завершение проектно
– исследовательской деятельности учащихся: «Создание личного маршрута жизненного успеха
на ближайшее будущее».
Тематическое планирование по факультативному курсу «Целеполагание»,
9 классы
№
1.
КолТип занятия
во
час.
1
Вводная лекция
Название раздела, темы
Введение в курс
Внутренний мир человека и возможности его
познания
Составление «дерева» психологических
качеств
личности
Многообразие мира профессий
1
Комбинированная лекция
1
Практическоезанятие
1
Комбинированная лекция
5.
Секреты выбора профессии
1
Лекция-беседа
6.
7.
Склонности и интересы в
1
профессиональном выборе
«Хочу», «Могу», «Надо»
Основные признаки профессиональной деятельности 1
Комбинированная лекция
8.
Профессиональные пробы по профессиям
1
Практическоезанятие
9.
Составление карты образовательного маршрута
1
Практическоезанятие
10.
Способность к запоминанию.
1
Вводная лекция
11.
Способность быть внимательным.
1
12.
Способность изменять способы интеллектуальной
деятельности, устанавливать связи и
закономерности.
1
Комбинированная
лекция
Комбинированная
лекция
13.
Индивидуальные стили кодирования
информации.
1
Практическое
занятие
14.
Индивидуальные стили переработки
информации.
1
Практическое анятие
15.
Профессиональные способности в сфере «Человек техника».
1
Практическое
занятие
16.
Профессиональные способности в сфере «Человек художественный образ».
1
Практическое
занятие
17.
Способность оперировать ространственными
представлениями.
1
Практическое
занятие
18.
Профессиональные предпочтения: определение типа 1
будущей профессии.
2.
3.
4.
Практическое занятие
Лекция - беседа
19.
Современные и редкие профессии.
1
Обобщение и
систематизация
знаний
20.
1
Комбинированная
лекция
21.
Соотнесение интересов,
склонностей и способностей с требованиями
профессий.
Мотив и целеполагание в выборе профессий.
1
Практическое
занятие
22.
Темперамент и выбор профессии.
1
Практическое
занятие
23.
Профессиональная направленность личности.
1
Практическое
занятие
24.
Здоровье и выбор профессии.
1
Лекция - дискуссия
25.
Планирование профессионального будущего.
1
26.
Мир профессионального образования.
1
27.
Возможности получения образования
1
28.
Современный рынок труда.
1
29.
Устраиваемся на работу по правилам.
1
30.
Формула
успеха.
2
Обобщение и
систематизация
знаний
Комбинированная
лекция
Семинарское
занятие
Комбинированная
лекция
Комбинированная
лекция
Практическое
занятие
31.
Анализ и корректировка
принятого решения о профильном обучении и
профессиональном выборе.
Итоговое занятие. Маршрут жизненного успеха
на ближайшее будущее.
32.
профессионального
2
Практическое
занятие
2
Обобщение и
систематизация знаний