РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционных занятий для детей ЗПР 8 класса
по русскому языку
Составитель: Романова Е.В.
2022г.
1. Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной образовательной программы основного общего
образования для учащихся с задержкой психического развития— обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации школой АОП обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АОП, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными
потребностями
и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; •
создание
благоприятных
условий
для
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
•
обеспечение
доступности
получения
качественного
основного
общего
образования;
• обеспечение преемственности основного общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию
их
общественно
полезной
деятельности,
проведения
спортивно–
оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; •
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
2
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития. В основу формирования АОП обучающихся с ЗПР
положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования 1
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на
территории
Российской
Федерации,
светский
характер
образования,
общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП основного
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной
области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами
3
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным
поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей
2. Основные методы обучения
Практические методы
1. Упражнения: подражательно-исполнительские (рядоговорение, голосовые,
артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий),
которые снимают напряжение, создают эмоционально-положительный настрой, устные и
письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
2. Игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с
показом, пояснением, указаниями, вопросами;
3. Метод моделирования – создание моделей и их использование в целях
формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного,
слогового и звукового состава слова);
Наглядные методы
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных
пособий и технических средств обучения:
1. Наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических
схем;
2. Пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при
актуализации и закреплении знаний, умений и навыков.
3. Моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка»
слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление
ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену
впечатлениями.
4
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
В результате реализации развивающей программы предполагается, что
обучающиеся 8 класса овладеют следующими умениями и навыками в развитии
письменной речи:
• умение определять тему и основную мысль текста, тип речи;
• умение составлять простой план текста;
• умение подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
• умение писать сочинения повествовательного характера;
• умение совершенствовать содержание и языковое оформление.
•будут устранены специфические ошибки письма и чтения.
План
реализации
коррекционных
занятий
обучающихся
8
класса
с
ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Задачи
(направления)
деятельности
Планируемые
результаты
Виды и формы
деятельности
мероприятий
Сроки
(периодичность
в
течение года)
Развитие мелкой
моторики кисти
руки
каллиграфичес
ки правильный
почерк
Пальчиковая
гимнастика,
упражнения для развития мелкой
моторики,
штриховка,
обводка трафаретов,
статистические и
динамические
упражнения для пальцев и кистей
рук, упражнения по каллиграфии
на
занятии
Сенсорноперцептивное
развитие
развить
зрительное
восприятие,
сформировать
пространствен
ную
ориентировку,
научиться
анализировать,
сравнивать и
обобщать
предметы
ближайшего
окружения
сравнение и обобщение предметов,
схема собственного тела, числовой и
предметный ряд
в
течение
учебного года
Совершенствован
ие
правильное
произношение
звуков
речи
Проговаривание скороговорок на
различные звуки речи
в
течение
учебного года
каждом
5
звукопроизношен
ия
(без искажения
и
замены
звуков)
Формирование
лексических
и
грамматических
компонентов
языковой системы
обогащение
словаря
и
расширение
представлений
об
окружающей
действительно
сти
путем
накопления
новых слов
словообразование слов, подбор слов,
сочетающихся с новым, четвертый
лишний, дидактические игры
по
плану
коррекционной
работы
Развитие
коммуникативны
х навыков
активизироват
ь
словарь
учащихся,
создание
благоприятной
среды,
побуждающей
ребенка
к
речевой
активности,
учить
детей
дать полный,
развернутый
ответ, научить
составлять
рассказ
по
серии картинок
Работа
над
построением
монологического
высказывания,
говорение и слушание, ведение
спонтанной беседы со взрослым
ежедневно
Тематическое планирование развивающих занятий для учащихся 8-9-х классов
с ОВЗ (ЗПР)
№
Тема коррекционного занятия
Кол-во
часов
Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.
1
1
Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.
1
2
Работа над устной речью
3
Интонация. Выразительное чтение текста
1
4
Интонация. Выразительное чтение текста
1
6
5
Подготовка к устному подробному пересказу прочитанного вслух текста.
Как делать записи
1
6
Практикум по подробному пересказу текста
1
7
Монологическое высказывание на заданную тему. Как выбрать тему
высказывания.
1
8
Монологическое высказывание. Композиция.
1
9
Монологическое высказывание. Практикум
1
10 Монологическое высказывание. Практикум.
1
11 Беседа на заданную тему. Умение отвечать на вопросы.
1
12 Беседа на заданную тему. Практикум.
1
13 Беседа на заданную тему. Практикум.
1
14 Речевые нормы
1
15 Речевые нормы.
1
16 Что значит «хорошо говорить»?
1
17 Выразительное чтение наизусть.
1
18 Подведение итогов изучения раздела
1
Работа над текстом
19 Пересказ по серии сюжетных картинок.
1
20 Пересказ по сюжетной картинке.
1
21 Что такое план.
1
22 Как составить план
1
23 Пересказ по плану.
1
24 Что такое опорные слова. Изложение текста по опорным словам
1
25 Изложение текста по коллективно составленному плану.
1
26 Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
1
27 Типы речи.
1
28 Пересказ текста-повествования
1
29
Ответы на вопросы по тексту
1
7
30
Варианты творческих заданий по тексту. Устный ответ по тексту
изложения
1
31
Выполнение творческого задания по тексту в письменной форме
1
32
Выполнение творческого задания по тексту в письменной форме
1
33
Подведение итогов по изучению раздела.
2
Всего:
34 часа
Ожидаемые результаты.
1. Уверенное и спокойное выполнение всеми обучающимися учебных задач, связанных с
речепорождением, устным и письменным.
2. Успешное освоение обучающимися основной программы по русскому языку. Отсутствие
неуспевающих в классе за год
2. Реализация программы должна способствовать в перспективе успешному прохождению
двух этапов ГИА-9: в устной форме (итоговое собеседование) и в письменной форме (ГВЭ)
всеми обучающимися.
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая учителем-логопедом в работе над программой:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. –
СПб., 2005.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
4.
Гаврикова
М.Ю..
Коррекционно-логопедические
занятия
с
младшими
школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс).
Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
6. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: «Просвещение», 1991.
8
8. Каше Г.А., Шуйфер Р.И., Никашина Н.А., Евлахова Э.А. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
9. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»,
1999.3.
11. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
12. Логопедия/под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
13. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
14. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.5.
15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
17. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
18. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный
этап: Пособие для логопеда. – М., 2005
19. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989.
20. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989.
Учебные пособия для работы с детьми:
1.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –
СПб., 1994.
2.
Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М.,
2004
3.
Ефименкова
Л.Н.
Коррекция
ошибок,
обусловленных
несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих
согласных. – М., 2005.
4.
Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. Формирование связной речи у
детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
9
5.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.
6.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2000.
7.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2005.
8.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 1998.
9.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2000.
10.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2000.
11.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2003.
12.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2006.
13.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для
закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М.,2002.
14.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по
картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
15.
Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы
вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
16.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок:
Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками
по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
10