Коррекционные занятия по русскому языку (8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционных занятий для детей ЗПР 8 класса
по русскому языку

Составитель: Романова Е.В.

2022г.

1. Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной образовательной программы основного общего
образования для учащихся с задержкой психического развития— обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение
поставленной цели при разработке и реализации школой АОП обучающихся с ЗПР
предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АОП, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными,

семейными,

общественными,

государственными

потребностями

и

возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития; •
создание

благоприятных

условий

для

удовлетворения

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР;
•

обеспечение

доступности

получения

качественного

основного

общего

образования;
• обеспечение преемственности основного общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию

их

общественно

полезной

деятельности,

проведения

спортивно–

оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований; •
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
2

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населённого пункта, района, города).
Принципы

и

подходы

к

формированию

адаптированной

основной

общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития. В основу формирования АОП обучающихся с ЗПР
положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования 1
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства
на
территории

Российской

Федерации,

светский

характер

образования,

общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП основного
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной
области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми
видами
3

доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным
поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей
2. Основные методы обучения
Практические методы
1. Упражнения: подражательно-исполнительские (рядоговорение, голосовые,
артикуляторные), речевые и игровые (повторение речевого материала, имитация действий),
которые снимают напряжение, создают эмоционально-положительный настрой, устные и
письменные, которые закрепляют знания, умения и навыки;
2. Игровой метод – использование различных компонентов игры в сочетании с
показом, пояснением, указаниями, вопросами;
3. Метод моделирования – создание моделей и их использование в целях
формирования требуемых представлений (схема структуры предложения, морфемного,
слогового и звукового состава слова);
Наглядные методы
Форма усвоения знаний, умений, навыков в зависимости от применяемых наглядных
пособий и технических средств обучения:
1. Наблюдение – связано с применением плакатов, рисунков, макетов, графических
схем;
2. Пояснение и объяснение, особенно необходимые на начальных этапах работы, при
актуализации и закреплении знаний, умений и навыков.
3. Моделирование – составление звуковых и графических схем слова; «зашифровка»
слова в виде установочных знаков; алгоритм выполнения действия и т.д.
Словесные методы
Рассказ, беседа, рассуждение, педагогическая оценка – это воздействие на мышление
ребенка, воображение, чувства, которые побуждают к речевому общению, обмену
впечатлениями.
4

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.
В результате реализации развивающей программы предполагается, что
обучающиеся 8 класса овладеют следующими умениями и навыками в развитии
письменной речи:
• умение определять тему и основную мысль текста, тип речи;
• умение составлять простой план текста;
• умение подробно и сжато излагать повествовательные тексты;
• умение писать сочинения повествовательного характера;
• умение совершенствовать содержание и языковое оформление.
•будут устранены специфические ошибки письма и чтения.
План

реализации

коррекционных

занятий

обучающихся

8

класса

с

ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Задачи
(направления)
деятельности

Планируемые
результаты

Виды и формы
деятельности
мероприятий

Сроки
(периодичность
в
течение года)

Развитие мелкой
моторики кисти
руки

каллиграфичес
ки правильный
почерк

Пальчиковая
гимнастика,
упражнения для развития мелкой
моторики,
штриховка,
обводка трафаретов,
статистические и
динамические
упражнения для пальцев и кистей
рук, упражнения по каллиграфии

на
занятии

Сенсорноперцептивное
развитие

развить
зрительное
восприятие,
сформировать
пространствен
ную
ориентировку,
научиться
анализировать,
сравнивать и
обобщать
предметы
ближайшего
окружения

сравнение и обобщение предметов,
схема собственного тела, числовой и
предметный ряд

в
течение
учебного года

Совершенствован
ие

правильное
произношение
звуков
речи

Проговаривание скороговорок на
различные звуки речи

в
течение
учебного года

каждом

5

звукопроизношен
ия

(без искажения
и
замены
звуков)

Формирование
лексических
и
грамматических
компонентов
языковой системы

обогащение
словаря
и
расширение
представлений
об
окружающей
действительно
сти
путем
накопления
новых слов

словообразование слов, подбор слов,
сочетающихся с новым, четвертый
лишний, дидактические игры

по
плану
коррекционной
работы

Развитие
коммуникативны
х навыков

активизироват
ь
словарь
учащихся,
создание
благоприятной
среды,
побуждающей
ребенка
к
речевой
активности,
учить
детей
дать полный,
развернутый
ответ, научить
составлять
рассказ
по
серии картинок

Работа
над
построением
монологического
высказывания,
говорение и слушание, ведение
спонтанной беседы со взрослым

ежедневно

Тематическое планирование развивающих занятий для учащихся 8-9-х классов
с ОВЗ (ЗПР)
№

Тема коррекционного занятия

Кол-во
часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов,
предложений и текстов.

1

1

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной
речи.

1

2

Работа над устной речью
3

Интонация. Выразительное чтение текста

1

4

Интонация. Выразительное чтение текста

1
6

5

Подготовка к устному подробному пересказу прочитанного вслух текста.
Как делать записи

1

6

Практикум по подробному пересказу текста

1

7

Монологическое высказывание на заданную тему. Как выбрать тему
высказывания.

1

8

Монологическое высказывание. Композиция.

1

9

Монологическое высказывание. Практикум

1

10 Монологическое высказывание. Практикум.

1

11 Беседа на заданную тему. Умение отвечать на вопросы.

1

12 Беседа на заданную тему. Практикум.

1

13 Беседа на заданную тему. Практикум.

1

14 Речевые нормы

1

15 Речевые нормы.

1

16 Что значит «хорошо говорить»?

1

17 Выразительное чтение наизусть.

1

18 Подведение итогов изучения раздела

1

Работа над текстом
19 Пересказ по серии сюжетных картинок.

1

20 Пересказ по сюжетной картинке.

1

21 Что такое план.

1

22 Как составить план

1

23 Пересказ по плану.

1

24 Что такое опорные слова. Изложение текста по опорным словам

1

25 Изложение текста по коллективно составленному плану.

1

26 Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

1

27 Типы речи.

1

28 Пересказ текста-повествования

1

29

Ответы на вопросы по тексту

1
7

30

Варианты творческих заданий по тексту. Устный ответ по тексту
изложения

1

31

Выполнение творческого задания по тексту в письменной форме

1

32

Выполнение творческого задания по тексту в письменной форме

1

33

Подведение итогов по изучению раздела.

2

Всего:

34 часа

Ожидаемые результаты.
1. Уверенное и спокойное выполнение всеми обучающимися учебных задач, связанных с
речепорождением, устным и письменным.
2. Успешное освоение обучающимися основной программы по русскому языку. Отсутствие
неуспевающих в классе за год
2. Реализация программы должна способствовать в перспективе успешному прохождению
двух этапов ГИА-9: в устной форме (итоговое собеседование) и в письменной форме (ГВЭ)
всеми обучающимися.
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая учителем-логопедом в работе над программой:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. –
СПб., 2005.
2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в
1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
4.

Гаврикова

М.Ю..

Коррекционно-логопедические

занятия

с

младшими

школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс).
Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
6. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: «Просвещение», 1991.

8

8. Каше Г.А., Шуйфер Р.И., Никашина Н.А., Евлахова Э.А. Исправление недостатков
произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
9. Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос»,
1999.3.
11. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
12. Логопедия/под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
13. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
14. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.5.
15. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для
логопедов. – М., 2007.
17. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
18. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный
этап: Пособие для логопеда. – М., 2005
19. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение»,1989.
20. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.:
«Просвещение», 1989.
Учебные пособия для работы с детьми:
1.

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –

СПб., 1994.
2.

Ефименкова

Л.Н.

Коррекция

ошибок,

обусловленных

несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М.,
2004
3.

Ефименкова

Л.Н.

Коррекция

ошибок,

обусловленных

несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих
согласных. – М., 2005.
4.

Ефименкова Л.Н., Садовникова Н.Н. Формирование связной речи у

детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
9

5.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М., 2003.

6.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2000.
7.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2005.
8.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 1998.
9.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов,
родителей и детей. – М., 2000.
10.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2000.
11.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2003.
12.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М., 2006.
13.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь для

закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. –
М.,2002.
14.

Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по

картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
15.

Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы

вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
16.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок:

Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками
по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».