РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Юным Умникам и Умницам
3 а класс, НОО
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Быкадорова Анна Владимировна
д. Петровка, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования,
на основе программы развития познавательных способностей
учащихся младших классов с использованием методического
пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». –
Москва: РОСТ книга, 2014 г. – с. 191 – 210.
Курс введен в часть внеурочной деятельности, формируемой
образовательным учреждением в
рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для
учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года
обучения. Во третьем классе 34 часа (1 час в
неделю). Программа третьего класса реализована в рамках
«Внеучебной деятельности» в соответствии с
образовательным планом. На занятия в 3 классе отводится
40 -45 минут.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
На основе диагностических фактов у учащихся слабо
развиты память, устойчивость и концентрация внимания,
наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
«Развитие познавательных способностей» (РПС). Система
представленных на занятиях по РПС задач и упражнений
позволяет успешно решать проблемы комплексного развития
различных видов памяти, внимания, наблюдательности,
воображения, быстроты реакции, помогает формированию
нестандартного, «красивого» мышления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей
учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных
приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные
выводы;
2)развитие психических познавательных процессов:
различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия,
воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых
умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать
определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие
умения решать нестандартные задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной
мыслительной деятельности учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений:
умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать
в парах, группах, уважать мнение других, объективно
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7(формирование навыков применения полученных знаний и
умений в процессе изучения школьных дисциплин и в
практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого
курса является именно развитие познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основные принципы распределения материала, этапа
работы:
1) системность: задания располагаются в определенном
порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания
повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно
усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности
Предполагаемые результаты реализации
программы кружка
3 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса.
Личностными результатами изучения курса в 3-м
классе является формирование следующих умений:
1.Определять и высказывать под руководством педагога
самые простые общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 3-м
классе являются формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
2.Проговаривать последовательность действий .
3.Учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
4.Учиться работать по предложенному учителем плану.
5.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
6.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя.
2.Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
5.Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
6.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
1.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
2.Слушать и понимать речь других.
3.Читать и пересказывать текст.
4.Совместно договариваться о правилах общения и поведения
в школе и следовать им.
5.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 3-м
классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате изучения данного курса во 3-ом классе
выпускник научится:
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
-уметь логически рассуждать при решении задач логического
характера;
-в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, при поддержке других участников группы и
педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические
нормы;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью
педагога;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать свое предположение (версию);
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью педагога;
-учиться добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию,
полученную от педагога, и используя учебную литературу;
-учиться овладевать измерительными инструментами;
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном
решении учебной задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
-сравнивать предметы по заданному свойству;
-определять целое и часть;
-устанавливать общие признаки;
-находить закономерность в значении признаков, в
расположении предметов;
-определять последовательность действий;
-находить истинные и ложные высказывания;
-наделять предметы новыми свойствами;
-переносить свойства с одних предметов на другие.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема занятия
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на начало года.
2 Развитие концентрации внимания. Решение логических
задач.
3 Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических
способностей.
4 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
5 Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие аналитических
способностей.
6 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
7 Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками.
8 Развитие логического мышления. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
9 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
10 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
11 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
12 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на
развитие умения рассуждать.
13 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
14 Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками.
15 Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.
16 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
17 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
18 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
19 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
20 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
21 Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками.
22 Развитие логического мышления.
23 Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
24 Тренировка внимания Логические задачи на развитие
аналитических способностей.
25 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
развитие способности рассуждать.
26 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
27 Поиск закономерностей.
28 Развитие пространственного воображения. Работа со
спичками.
29 Развитие логического мышления.
30 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на
развитие умения рассуждать и анализировать.
31 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие
логических способностей.
32 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на
развитие умения рассуждать и анализировать
33 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на
развитие аналитических способностей.
34 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие
умения рассуждать и анализировать.
Формы и виды контроля
1.Входящий контроль – тестирование, сентябрь
2.Рубежный контроль – интеллектуальная игра, декабрь
3. Итоговый контроль – тестирование, май