ПРОГРАММА спецкурса
«Функциональная грамотность»
Учитель:
Быкадорова Анна Владимировна
3 класс
д. Петровка
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса для третьего класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования, на основе авторской
программы М.В. Буряк, С.А. Шейкина«Функциональная грамотность».
Актуальность: мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая
меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир
предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и
воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь
адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно
растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства,
человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной,
учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения
информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Обоснование создания программы: требования стандарта таковы, что наряду с
традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная
грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в
ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Место учебного курса в учебном плане
Программа спецкурса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3
классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Весь курс состоит
из 4 блоков:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественнонаучная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства
мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия).
Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
•
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
Тематическое планирование
№
п/п
1,2
3,4.
Тема
Про дождевого
червяка
Полезный
кальций
Количеств
о часов
2
2
Блок
Блок
«Читательская
грамотность»
Предмет
изучения
Тип текста.
Содержание
научнопознавательног
о текста.
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Дождевые
черви
Блок
«Читательская
грамотность»
Содержание
научнопознавательног
о текста.
Блок
Кальций
Формируемые умения
– Определять тип текста;
– дополнять предложение словами из текста;
– определять периоды развития дождевого червя на основе
теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых
червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет
в тексте.
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви
выползают на поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную
почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
– Заполнять таблицу;
«Естественнонаучная
грамотность»
5,6.
7,8.
Сколько весит
облако?
Хлеб – всему
голова
2
2
Блок
«Читательская
грамотность»
Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Облака
Блок
«Читательская
грамотность»
Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная
мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в
тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная
мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
9,10.
11,12
Про мел
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
2
2
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Дрожжи. Хлеб.
Блок
«Читательская
грамотность»
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Мел.
Блок
«Читательская
грамотность»
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и
пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на
процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс
брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого
газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба
зависят от выдержки теста.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует
рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
13,14
15,16
Про свечи
Волшебный
магнит
2
2
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Мыло
Блок
«Читательская
грамотность»
Содержание
научнопознавательног
о текста.
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
Свеча
Блок
«Читательская
грамотность»
Содержание
научнопознавательног
о текста.
– определять даты принятия гербов.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от
масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого
мыла.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении
свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного
текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Блок
«Естественнонаучная
грамотность»
17.
18,19
20,21
Проверь себя
1
Что такое
«бюджет»?
Расходы и
доходы
бюджета
2
Планируем
семейный
бюджет
2
Магнит
Материал,
изученный в
первом
полугодии.
Блок
«Финансовая
грамотность»
Федеральный
бюджет,
уровни
бюджета,
дефицит,
профицит.
Блок
«Математическая
грамотность»
Сравнение
доходов и
расходов.
Дефицит и
профицит.
Блок
«Финансовая
грамотность»
Семейный
бюджет,
доходы и
расходы.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает
магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует
через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
– Ориентироваться в понятиях, изученных в первом
полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система
России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать
свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
– анализировать данные, представленные на инфографике, и
на основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
Блок
«Математическая
грамотность»
22,23
24,25
Откуда в семье
берутся
деньги?
Зарплата.
Подсчитываем
семейный
доход
2
Откуда в семье
берутся
деньги? Пенсия
и социальные
пособия
2
Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.
Блок
«Финансовая
грамотность»
Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.
Блок
«Математическая
грамотность»
Семейный
доход в
таблице, на
диаграмме.
Блок
«Финансовая
грамотность»
Пенсия,
досрочная
пенсия,
пособия для
разных
категорий
граждан.
Блок
«Математическая
грамотность»
Прожиточный
минимум,
минимальная
пенсия,
пособия.
– формулировать высказывание в устной и письменной речи
на заданную тему.
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим
данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел,
деление круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное
путём сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
– Анализировать график и по данным графика заполнять
таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных
дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определять
основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей
страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие
– к эпизодическим.
– Анализировать данные, представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый
период;
26,27
28,29
Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш.
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
2
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.
Подсчитываем
расходы
2
Блок
«Финансовая
грамотность»
Блок
«Математическая
грамотность»
Блок
«Финансовая
грамотность»
Блок
«Математическая
грамотность»
30,31
На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
2
Блок
«Финансовая
грамотность»
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Наследство,
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
вклад,
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и
выигрыш.
«движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен
заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в
наследство.
Налог на
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно
выигрыш,
платить налог с выигрыша;
доход от
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в
выигрыша в
лотерею;
лотерею.
– под руководством учителя с помощью калькулятора
находить процент от числа.
Классификация –– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
расходов по
«обязательные расходы», «желаемые расходы»,
различным
«непредвиденные расходы»,
основаниям.
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные
расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы»,
«сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
Обязательные
– Анализировать данные инфографики;
и
– находить в таблице информацию, необходимую для
непредвиденны выполнения задания;
е расходы.
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую
часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
Виды
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
обязательных
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
платежей.
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить
вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид
Расходы на
обязательные
платежи
32,33
34.
Как
сэкономить
семейные
деньги?
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Проверь себя
Блок
«Математическая
грамотность»
2
1
Обязательные
платежи
Блок
«Финансовая
грамотность»
Экономия
семейного
бюджета.
Блок
«Математическая
грамотность»
Экономия
семейного
бюджета.
Материал,
изученный
вовтором
полугодии.
обязательного платежа.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения
обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«экономия семейного бюджета», «продовольственные
товары», «непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного
бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне объяснять,
почему необходимо экономить семейный бюджет.
– Под руководством учителя решать составные задания на
нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Календарно - тематическое планирование по спецкурсу
«Функциональная грамотность»
№
п/п
Тема занятия
Колво
часов
2
1
Про дождевого червяка
2
Полезный кальций
2
3
Про облака
2
4
Хлеб – всему голова
2
5
Интересное вещество – мел
2
6
Чем интересно мыло и как оно «работает»
2
7
Про свечи
2
8
Волшебный магнит
2
9
Проверь себя
1
10
11
12
13
Что такое «бюджет»? Расходы и доходы
бюджета
Планируем семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Подсчитываем семейный доход
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия
2
2
2
2
Откуда в семье берутся деньги? Наследство,
14
вклад, выигрыш. Подсчитываем случайные
2
(нерегулярные) доходы
15
16
17
18
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов. Подсчитываем расходы
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи Расходы на обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги?
Подсчитываем сэкономленные деньги
Проверь себя
2
2
2
1
Дата проведения
занятия
По плану
По факту
Список литературы
1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
3. БурякМ.В.,Шейкина С.А. Функциональная грамотность 3 класс. Тренажёр для школьников–
М.: Планета, 2022. – 112
4. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие
для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
6. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
7. Иллюстративная энциклопедия
школьника «Мир живой природы». М., 1998.
8. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство
«Педагогика». М. 1990.
9.
Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, №
5, 71-76.
10.
Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности
младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно –
практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2010
11.
Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в
начальных классах». – М., 1997
12.
Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для
учителя». – М.: Просвещение, 1990