Клуб Юный пограничник

муниципа.пьное автономное общеобразовательное уIреждение
кНижнемуллинскЕuI средняя школа))

принJIто
На заседании педагогического совета
Протокол Ns1 от 28.08.2024г,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Щополнительного образования

Юный пограничЕик
На 2024-2025 учебный год

Учитель: Муртазина Эльзира Генриховна

1. Пояснительная записка.
В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций,
отношение к службе в Вооруженных Силах. Особенно эта ситуация усилилась после
вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Психологически подростки не
подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь
известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы
улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить
сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней.
Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего.
Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа
Российской Армии составлена программа «Пограничник».
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из
основ их духовно-нравственного развития.
Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» утверждённая постановлением правительства Российской Федерации на
основании федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»,
федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России»,
Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа
«Пограничник», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него
необходимые установки на предстоящую службу.
Военно-патриотическое воспитание программы направлено на формирование у
молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и
преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному
служению обществу и государству.
Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и
совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты
и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий,
стрельбы из пневматического оружия.
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического
воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных
Силах
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:


Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу
и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;



Укрепление
здоровья,
военно-патриотическое
воспитание
молодёжи,
комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;



Развитие физических, духовных и
формирование здорового образа жизни;



Профессиональная ориентация подростков;

нравственных

качеств

личности,



Закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных
учреждениях.

Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал
(рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения
пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической
подготовленности.
Программа состоит из 7 разделов: основы знаний допризывника, физическая
подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые
традиции Отечества, основы безопасности жизнедеятельности, медицинская
подготовка.
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши в возрасте 9 - 17
лет, количество обучающихся в группе 7 – 15 человек, набор в группу – свободный,
форма занятий – групповые и индивидуальные, продолжительность занятий – по 45
минут.
При реализации данной программы основываюсь на базовые знания обучающихся,
полученные на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы
позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями
Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной
службе».

2. Тематическое планирование.
№

Название разделов и тем

Количество часов

п\п

Общее

1.

Раздел 1. Основы знаний допризывника.

2.

Тема1. Знакомство
с
деятельностью
клуба«Пограничник». Техника безопасности
на занятиях по физической, стрелковой,
строевой подготовке.

3.

Раздел 2. Физическая подготовка.

4.

Тема1. Определение уровня физических
качеств:
сила,
скоростная
сила,
выносливость,
ловкость,
силовая
выносливость посредством сдачи тестов
физической подготовленности.

5.

Тема2. Изучение техники движений со
снарядами и на тренажерах, оценка
величины отягощения.

6.

Тема3. Круговая

тренировка

Теория Практика

2
1

-

-

6

70

6

-

17

общефизической направленности.
7.

Тема4. Круговая тренировка на развитие
силы.

-

17

8.

Тема5. Круговая тренировка на развитие
скоростной выносливости.

-

17

9.

Тема6. Круговая тренировка повышенной
интенсивности.

-

17

11. Тема1. Материальная
часть
автомата
Калашникова. Назначение, боевые свойства,
общее устройство и принцип работы
автомата.

4

-

12. Тема2. Последовательность
неполной
разборка и сборки АКМ-74. Меры
безопасности при обращении с автоматом и
патронами.

2

27

13. Тема3. Знакомство
с
правилами
прицеливания
и
стрельбы
из
пневматической винтовки. Практическая
стрельба.

2

27

15. Тема1. Строевая стойка. Повороты на месте.

1

12

16. Тема2. Строевой шаг.

1

12

1

12

18. Тема4. Поворот кругом в движении.

1

12

19. Тема5. Строевые приемы в движении в со
ставе отделения.

2

12

10. Раздел 3. Огневая подготовка.

62

14. Раздел 4. Строевая подготовка.

17. Тема3. Повороты
движении.

66

направо-налево

20. Раздел 5. Исторические
традиции Отечества.
21. Тема1. Государственная
символика.

и
и

в

боевые 38
военная

6

22. Тема2. Дни воинской славы России.

6

23. Тема3. Основные битвы ВОВ, города –
герои ВОВ.

6

24. Тема4. Символы воинской чести.

6

25. Тема5. Вооруженные

Силы

Российской

8

Федерации.
26. Тема6. История, символы и геральдика.
27. Раздел
6.
Основы
жизнедеятельности.

6

безопасности 34

28. Тема1. Безопасность и защита человека в ЧС

2

9

29. Тема2. ЧС локального характера в природе
и безопасность.

2

9

30. Тема3. Гражданская оборона.

3

9

4

4

34

74

31. Раздел 7. Медицинская подготовка

38

32. Тема1. Первая медицинская помощь при
различных видах травм.
Итого:

288

3. Содержание разделов программы.
Вводное занятие: Основы знаний «Юнармейца» - обучающиеся знакомятся с
коллективом, с деятельностью кружка «Юнармеец» с правилами техники
безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.
В разделе «Физическая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в
процессе которых поводится физическая подготовка направленные на развитие
физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость. С
использованием различных средств и методов физического воспитания.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе
которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова,
Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы
автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АКМ-74. Знакомятся с правилами
прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки.
Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике
строевые приёмы на месте и в движении и с оружием (автомвтом АКМ-74) согласно
Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества» обучающиеся знакомятся
с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами
воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными
Силами Российской Федерации, историей, символами и геральдикой ЯНАО.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с
правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных

экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте,
криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их
влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и
приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности,
преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные
средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средства индивидуальной
защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На
практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и костюме
химической защиты.
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на
практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях
(ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь
утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на
голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при
несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность,
верхние и нижние конечности.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки. Результативность.
Контроль за ЗУН обучающихся осуществляется на практических занятиях в
следующих формах: собеседование, выполнения контрольных упражнений.
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:


Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой
подготовке;



Материальную часть автомата Калашникова;



Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата
Калашникова;



Специфику физической подготовки;



Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74;



Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;



Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;



Государственную и военную символику;



Дни воинской славы России;



Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;



Историю, символы и геральдику ЯНАО;



Символы воинской чести;



Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;



Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных
экстремальных ситуациях;



Опасные природные факторы и защиту от их влияния;



Современные средства поражения;



Мероприятия ГО по защите населения;



Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;



Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.

Должны уметь:


Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74;



Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;



Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении
согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;



Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение
различными способами, накладывать шины при различных переломах;



Одевать противогаз и костюм химической защиты;



Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций;



Применять различные способы преодоления естественных препятствий в пешем
и лыжном походах;



Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.

Этапы педагогического контроля.
Вид контроля

Цель

ЗУН

Форма

Промежуточный

Определить
физическую
подготовленность
обучающихся

Знание
своего
уровня
физической
подготовки.

Тесты
физической
подготовки
Собеседование,
контрольные
упражнения
физической
подготовки,
выполнение
контрольных
нормативов.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
знанию
техники
движений
со
снарядами и на
тренажерах
и

Знание
техники Собеседование,
движений
со контрольное
снарядами и на упражнение.
тренажерах
и
собственной
оценки величины

Сроки

оценку
величины отягощения.
отягощения.
Фронтальный

Определить знания
обучающихся
по
технической
подготовке
и
уровень физической
подготовки.

Умение выполнять
упражнения
со
снарядами и на
тренажерах.
Знание
собственной
оценки величины
отягощения
и
своего
уровня
физической
подготовки.

Собеседование,
контрольные
упражнения
физической
подготовки,
выполнение
контрольных
нормативов.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
материальной части
автомата
Калашникова.

Назначение,
Собеседование,
боевые свойства, контрольное
общее устройство упражнение.
и принцип работы
автомата

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
последовательности
неполной разборки
и сборки АКМ-74.
Меры безопасности
при обращении с
автоматом
и
патронами.

Уметь последова- Собеседование,
тельно выполнять контрольное
упражнение.
неполную
разборку и сборку
автомата.
Знать меры безопасности
при
обращении с автоматом
и
патронами.

Фронтальный

Определить знания Знать
правила Собеседование,
по практическому прицеливания.
контрольное
применению
упражнение
Уметь выполнять
правил
прицельную
прицеливания
и стрельбу
по
стрельбы из пневма- мишени
из
тической винтовки. пневма- тической
винтовки.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
Государственной и
военной символике,
Днях
воинской

Собеседование,
Знание
Государственной
тесты,
и
военной
викторины.
символики; Дней
воинской
славы

славы России, о
Символах воинской
чести,
о
Вооруженных
Силах Российской
Федерации,
об
истории, символах и
геральдике ЯНАО.

России; Основные
битвы ВОВ и
города – герои
ВОВ;
символов
воинской чести;
структуры и видов
ВС РФ; Истории,
символов
и
геральдики
ЯНАО.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
безопасности
и
защите человека в
ЧС
и
в
ЧС
локального
характера
в
природе.

Знать
правила Собеседование,
безопасного
тесты,
поведения в ЧС
викторины.
криминального
характера.
Опасные
природные
факторы,
автономия:
её
виды и причины,
туристическое
снаряжение.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся в ЧС
локального
характера
и
безопасность.

Знать
разновидности
ЧС, их причины,
правила
безопасного
поведения;
туристическое
снаряжение
и
различные виды
узлов; сигнальные
средства
и
способы подачи
сигналов
бедствия. Уметь
пользоваться
туристическим
снаряжением;
ориентироваться
на местности по
местным
признакам;
преодолевать
различные
препятствия
с

использованием
туристического
снаряжения.

Промежуточный

Определить знания
обучающихся
по
разделу
Гражданская
оборона.

Знать
современные
средства
поражения
и
мероприятия ГО
по
защите
населения. Уметь
пользоваться
индивидуальными
средствами
защиты органов
дыхания и кожи
(противогаз,
костюм
химзащиты),
приборами
радиационной и
химической
разведки. Уметь
пользоваться
первичными
средствами
пожаротушения.

Фронтальный

Определить знания
по практическому
применению
приемов оказания
медицинской
помощи
при
ранениях.

Знать правила и Собеседование,
уметь оказывать контрольное
упражнение
первую
медицинскую
помощь
при
ранениях
и
травмах: виды ран,
помощь,
осложнения,
повязки на голову,
грудь,
живот,
промежность,
верхние и нижние
конечности. Знать

правила асептики
и
антисептики.
Знать
правила
остановки
кровотечения
и
уметь
останавливать все
виды
кровотечения.
Уметь
накладывать
шины
при
различных
переломах.

Методическое обеспечение.
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный, объяснительноиллюстративный, практический. В ходе практических занятий обучающиеся
выполняют практические задания по пройденным темам, сначала под наблюдением
преподавателя, а затем самостоятельно. После выполнения задания производится
разбор ошибок.
Для реализации данной программы требуется учебные макеты автомата Калашникова,
пневматические винтовки, туристическое снаряжение (обвязки, страховочные верёвки,
репшнур, карабины, палатки разных конструкций, компасы, топографические карты,
медицинские носилки, лыжное снаряжение, спортзал, плакаты по ориентированию и
технике преодоления препятствий), спортивный инвентарь: мячи набивные,
баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга, силовые тренажеры,
противогазы, костюм химической защиты, приборы ДП – 5В и ВПХР (войсковой
прибор химической разведки).
Дидактические материалы.
1. Учебные плакаты:


Автомат Калашникова;



Поисково-спасательные работы;



Транспортировка пострадавшего;



Первая медицинская помощь;



Укладка рюкзака;



Спортивная карта;



Ориентирование в походе;



Топографические условные знаки.

2. Условные знаки топографических карт и карт для спортивного ориентирования.
3. Образцы туристического снаряжения (личного и группового).
Литература для педагога.
1. Журнал «Вестник Молодежной политики», №11, 2005 год.
2. Перов А.П., Воробьев М.С. «Организация и содержание работы оборонноспортивного лагеря для молодёжи», Учебно-методическое пособие, Тюмень УЦ
«Аванпост» 2000 год.
3. А.Т Смирнов, В.А. Васнев «Основы военной службы», Учебное пособие, М.
«Дрофа» 2004 год.
4. Безопасность жизнедеятельности: Сборник нормативных документов по
подготовке учащийся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
М., АСТ, 1998 год.
5. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его вооруженных
силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной
службы: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат
(матросов), сержантов (старшин) ВС РФ/ Под ред. В.А Золотарёва, В.В.
Марущенко. 3-е изд. М.: Русь-РКБ, 1999.
6. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1985.
7. Наставление по физической подготовке. М.: Воениздат, 1987.
8. Общевоинские уставы
Воениздат, 2004.

Вооруженных

Сил

Российской

Федерации.

М.:

9. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий «Прикладная физическая подготовка. 10-11
классы» Москва «Владос пресс»2003 г.
10.Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко «Туристический клуб школьников» Пособие для
учителя. Москва Творческий центр «Сфера» 2004 г.
11.Журнал ОБЖ: Основы безопасности жизни. 1998 – 2001. №1 – 12.
Литература для детей.
1. Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский
спорт»1990г.
2. Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных
заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.

3. Смирнов А.Т., Васне В.А., Мишин Б.И. Основы
жизнедеятельности. 11 класс: Учебник. М. Просвещение, 2002.

безопасности

4. Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов
средней школы. М. 1989г.
5. Фесенко Б.И. «Книга молодого ориентировщика» М. 1997г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».