РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант)
Класс 6-9
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного
предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
3
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности вслучаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
формирование представлений об опасных природных явлениях,
формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
формирование
умения
работать
с
географической
картой,
графической наглядностью;
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
4
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 6 классе
Личностные результаты:
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
развитие
умения
фиксировать
результаты
самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
развитие
навыков
взаимодействия
при
работе
в
паре
при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
формирование
эстетических
чувств
при
знакомстве
с
достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные
открытия
(кругосветные путешествия,
запуск
искусственных
спутников
Земли и людей в
космос, первые космонавты);
формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы)
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 6 классе
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
5
географические объекты;
узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
называть,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и явлений;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
определять направления на карте;
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды;
сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
6
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
7
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формырельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса
географии — «План и карта». При изучении этой темы следует
осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к
чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой.
8
Такая последовательность изучения тем позволит более логично
перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это
позволит своевременно начать формирование географических знаний в
тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные
природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
5
Контрольные работы
1.
Введение
2.
Ориентирование на местности
5
1
3.
Формы поверхности Земли
4
1
4
Вода на Земле
10
1
5
План и карта
7
1
6.
Земной шар
17
1
7.
Карта России
20
2
Итого
1
68
9
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 9
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
3
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности вслучаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 7 классе определяет следующие задачи:
формирование элементарных, но научных и систематических
сведений о природе, населении, хозяйстве России;
знакомство с культурой и бытом народов России,
достопримечательностями разных уголков нашей Родины.
знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 7 классе
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
формирование
чувства
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям
многонационального российского общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
4
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни,
знание
и
соблюдение
правил
индивидуального
и
коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
формирование правильного отношения к окружающей (природной)
среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее
сохранения и рационального использования, принимать участие в
мероприятиях по охране природы;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта
участия в социально значимом труде.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 7 классе
Минимальный уровень:
иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
понимать географическую карту: декодировать условные знаки
карты;
показывать на карте (с помощью вспомогательных средств –
генерализация
линий
рек,
пунсоны,
таблички
с
названиями)
географические объекты, указанные в программе;
определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
показывать границы России на физической карте РФ;
показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с
опорой на карту;
принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой
5
обучающихся) под руководством учителя;
выделять,
описывать
существенные
признаки
географических
объектов и явлений с помощью учителя;
использовать географические знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
показывать
границы
России
на
глобусе,
карте
полушарий,
физической карте и карте природных зон России, давать элементарное
описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
показывать
по
картам
(физической
и
природных
зон
России)
географические объекты, указанные в программе;
устанавливать
простейшие
взаимосвязи
между
климатом,
растительным и животным миром, природными условиями и занятиями
населения;
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные
признаки
географических объектов и явлений с помощью учителя;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным критериям;
вести
наблюдения
за
объектами,
процессами
и
явлениями
географической среды, оценивать их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
находить в различных источниках, указанных учителем, учебную
информацию;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе
6
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
7
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается
в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с
природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов
экономической и социальной географии своей страны рассматривается в
тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и
жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного
хозяйства.
Особое
внимание
уделяется
экологическим
проблемам.
Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в
некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7
класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление
о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов,
населения и хозяйства.
Учителю
географии
необходимо
подумать
о
рациональном
распределении времени на изучение общих и зональных вопросов.
Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие
8
положения конкретными примерами, подготавливая таким образом
обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная
характеристика природных зон России: изучаются особенности климата,
природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные
экономические,
социальные
и
экологические
проблемы,
достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На
уроках
обучающиеся
пользуются
современными
географическими картами (физической, политико-административной и
картой природных зон России). При изучении географии России
констатируются
новые
национально-территориальные
образования,
подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки,
малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается
принятое в настоящее время новое административное деление России на
федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п
Тема (раздел)
Количество часов
на изучение
Контрольные
работы
1
Особенности природы и хозяйства России
11
1
2
Природные зоны России
2
1
3
Зона арктических пустынь
5
1
4
Зона тундры
8
1
5
Лесная зона
18
1
6
Зона степей
8
1
7
Зона пустынь и полупустынь
7
1
8
Зона субтропиков
4
1
9
Высотная поясность в горах
5
1
68
9
Итого
9
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),, утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальныхособенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
3
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности вслучаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 8 классе определяет следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
познакомить
природой,
бытом,
обучающихся
населением,
культурой
с
особенностями
людей,
географическим
положением,
хозяйственной
деятельности,
отдельными
государствами
различных
континентов;
дать элементарные научные и систематические сведения о единстве
природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
помочь усвоить правила поведения в природе;
содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
учить анализировать, сравнивать изучаемые
понимать причинно-следственные зависимости;
объекты
и
явления,
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать
4
воображение, связную речь, расширять лексический запас
дать общий обзор природных условий материка, на котором мы
живём.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 8 классе
Личностные результаты:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур
и религий;
сформированность уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
совершенствование
умения
договариваться
о
распределении
функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование экологической культуры, понимание необходимости
охраны редких видов растений и животных;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 8 классе
5
Минимальный уровень:
называть океаны земного шара, их значение;
показывать на географической карте океаны земного шара;
знать названия материков земного шара;
показывать на географической карте материки земного шара
знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
давать краткую характеристику географического положения океанов
и их хозяйственное значение; географического положения, очертания
берегов и природных условий и населения материков;
находить на карте изученные географические объекты
определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
находить в периодической печати сведения об изученных
государствах.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
6
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
7
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении
каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим
развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков.
Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при
изучении
которого
обучающиеся
узнают
об
открытиях
великих
мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются
общие представления о географическом положении, очертаниях берегов,
рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и
населении Евразии.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1
Контрольные работы
1.
Введение
2.
Материки и океаны
5
1
3.
Африка
12
1
4.
Австралия
8
1
5.
Антарктида
6
1
6.
Америка
1
7.
Северная Америка
9
1
8.
Южная Америка
12
1
9.
Евразия
14
2
68
8
Итого
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальныхособенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
3
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности вслучаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
познакомить с культурой и бытом разных народов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
помочь усвоить правила поведения в природе;
содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
формирование и развитие личностного отношения к своему
населенному пункту как части России;
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать
воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 9 классе
Личностные результаты:
умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
4
умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку
зрения и давать оценку событий;
сформированность
ответственного
отношения
к
выбору
и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о
культуре народов родного края;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 9 классе
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
5
определение расстояний по карте при помощи масштаба;
умение
описывать географический объект по карте;
выделение,
описание
и объяснение
существенных
признаков
географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
применение
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
6
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает последовательное описание объекта, раскрывающее его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и
установить причинно-следственные связи.
7
Оценка «2» - не ставится
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Подбор
материала
в
9
классе
предусматривает
углубление,
систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение
вопросов физической, экономической и социальной географии разных
стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает
возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на
данном
материале
проанализировать
последствия,
повлиявшие
на
углубление экономического кризиса и на усугубление национальных
проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края, обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о
профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов.
Рассмотрение
вопросов
истории,
этнографии,
национальных
и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у
обучающихся патриотических чувств.
8
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1
Контрольные работы
1.
Введение. Политическая карта Евразии
2.
Западная Европа
6
3.
Южная Европа
3
4
Северная Европа
3
5
Восточная Европа
12
1
6.
Центральная Азия
5
1
7.
Юго-Западная Азия
7
1
8
Южная Азия
2
9
Восточная Азия
5
10
Юго-Восточная Азия
3
11
Россия (повторение)
6
1
12
Свой край
15
1
68
7
Итого
1
1
9