РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Класс 5-9
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 170 часов в год (5 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося
на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности,используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе
3
определяет следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;
формирование умений устных и письменных вычислительных
навыков в пределах 1 000;
совершенствование умений выделять неизвестный компонент
арифметического действия и находить его значение;
формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по
числителю и знаменателю;
формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;
формирование умений выполнять умножение и деление двузначных
чисел на однозначное число, приёмами устных и письменных вычислений;
формирование умений выполнять округление чисел до десятков,
сотен;
совершенствовать умения выполнять простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз
больше (меньше…?)»;
формирование умений составлять решать задачи по краткой записи;
формирование умения решать составные арифметические задачи в 23 действия;
формирование умений выполнять построение треугольника по трём
заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
формирование умений выполнять построение окружности, круга;
линий в круге (радиус, окружность, хорда);
формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямоугольник, квадрат);
воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в
повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Математика» в 5 классе
Личностные результаты:
4
овладение социально – бытовыми навыками, используемых в
повседневной жизни;
овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
овладение
навыками
социального
коммуникации
взаимодействия,
и
принятыми
использование
нормами
доступных
информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 5 класса:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том
числе с использованием калькулятора);
уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц
(1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
уметь определять разряды в записи трёхзначного числа, называть их
(сотни, десятки, единицы);
уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые
сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их
соотношений (с помощью учителя);
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, замены нескольких купюр одной;
знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа (с
опорой на образец);
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с
однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе
приёмовустных и письменных вычислений;
5
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с
двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе
приёмов письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приёмами письменных
вычислений;
уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без
остатка;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на
однозначное число приёмами письменных вычислений (с помощью
учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на
печатной основе;
знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя);
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во
сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя);
уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого (с помощью учителя);
уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);
уметь различать виды треугольников в зависимости от величины
углов;
уметь выполнять построение треугольника по трём заданным
сторонам с помощью линейки;
знать радиус и диаметр окружности круга.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том
числе с использование калькулятора);
6
знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел;
уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;
уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен;
знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа;
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их
соотношений;
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, замены нескольких купюр одной;
уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении
стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с
однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через
разряд на основе приёмов устных и письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд приёмами устных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без
перехода через разряд приёмами письменных вычислений с последующей
проверкой; без остатка и с остатком;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на
однозначное число приёмами письменных вычислений;
знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные
дроби);
уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?»;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во
7
сколько раз больше (меньше…?)»;
уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного
слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
уметь решать составные арифметические задачи в 2 – 3 действия;
уметь различать виды треугольников в зависимости от величины
углов и длин сторон;
уметь выполнять построение треугольника по трём заданным
сторонам с помощью циркуля и линейки;
знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные
обозначения;
уметь вычислять периметр многоугольника.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, про- межуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
8
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
9
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
по-пытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или одноклассников дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может ихприменять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
одноклассников, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
теоретическому
практического
изучению,
с
изучения
математики
обязательным
учётом
к
практикозначимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
10
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимание и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику
или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада,
практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
блее полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
11
№
Название раздела, темы
Количество
Контрольные
часов
работы
Нумерация. Сотня. Арифметические
действия чисел в пределах 100
Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000
30
1
32
2
Сложение и вычитание чисел в пределах
1 000 с переходом через разряд
Умножение и деление чисел в пределах
24
1
25
2
п/п
1
2
3
4
1 000
5
Умножение и деление на 10,100
6
6
Числа, полученные при измерении величин
19
1
7
Обыкновенные дроби
18
1
8
Итоговое повторение
13
Итого:
170
8
12
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
170часовв год (5 часов в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной
деятельности
и
личностных
качеств
с
учетом
индивидуальных возможностей каждого на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие системы математических знаний, умений и
навыков, необходимых для решения практических задач в учебной и
трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе
определяет следующие задачи:
3
формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1000000;
формирование устных и письменных вычислительных навыков в
пределах 10 000;
формирование
умения
выделять
неизвестный
компонент
арифметического действия и находить его значение в пределах 10 000;
развитие умения читать и записывать обыкновенную дробь и
смешанное число;
формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби и
смешанные числа с одинаковыми знаменателями;
формирование умения решать арифметические задачи на нахождение
одной и нескольких частей от числа;
формирование умения выполнять построение геометрических фигур
(квадрат, прямоугольник, треугольник), вычислять периметр; определять
положение линий на плоскости и в пространстве;
формирование понятий элементов геометрических тел (куб, брус,
шар);
формирование умения решать составные арифметические задачи на
движение;
формирование умения решать составные арифметические задачи в 23 действия;
формирование умения составлять арифметические задачи по краткой
записи, решать их;
воспитание интереса к математике и стремление использовать знания
в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Математика» в 6 классе
Личностные результаты:
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории
4
культуре других народов;
проявление интереса к прошлому и настоящему Российской
математики;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 6 класса
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том
числе с использованием калькулятора);
уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 10 000;
уметь определять разряды в записи четырехзначного числа, уметь
назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);
уметь сравнивать числа в пределах 10 000;
знать римские цифры, уметь читать и записывать числа I—XII;
уметь выполнять преобразования чисел (небольших), полученных при
измерении стоимости, длины, массы;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на
однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших),
полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы
письменно (с помощью учителя);
уметь читать, записывать обыкновенную дробь, смешанное число,
уметь сравнить обыкновенные дроби и смешанные числа;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
5
одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 2—
10 с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или
разности;
уметь решать простые арифметические задачи в 1 действие;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и
нескольких частей от числа;
уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
знать название различных случаев взаимного положения прямых на
плоскости и в пространстве
уметь выделять, называть элементы куба, бруса; определять
количество элементов куба, бруса;
знать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин
сторон;
уметь выполнять построение треугольника по трем заданным
сторонам с помощью циркуля и линейки;
уметь вычислять периметр многоугольника.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—10 000;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000
знать разряды и классы в пределах 1 000 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения
чисел;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять округление чисел до любого заданного разряда в
пределах
1 000 000;
уметь читать и записывать числа с использованием цифр римской
нумерации в пределах XX;
6
уметь записывать числа, полученные при измерении одной, двумя
единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных
дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1
000 000 приемами устных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений с последующей проверкой;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на
однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;
уметь выполнять деление с остатком в пределах 10 000 с последующей
проверкой;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно;
знать обыкновенные дроби, смешанные числа, уметь получать,
обозначать, сравнивать смешанные числа;
уметь заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми
или смешанными числами;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
знать зависимость между расстоянием, скоростью, временем; уметь
выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость,
время;
уметь решать задачи на нахождение дроби от числа; на разностное и
кратное сравнение;
уметь выполнять решение и составление задач на встречное движение
двух тел;
знать, название различных случаев взаимного положения прямых на
плоскости и в пространстве;
уметь
выполнять
построение
перпендикулярных
прямых,
7
параллельных прямых на заданном расстоянии;
уметь строить высоту в треугольнике;
уметь выделять, называть элементы куба, бруса;
уметь определять количество элементов куба, бруса;
знать свойства граней и ребер куба и бруса.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, про- межуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
8
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочётов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
9
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может ихприменять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учениках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 6 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
теоретическому
практического
изучению,
с
изучения
математики
обязательным
учётом
к
практикозначимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
10
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение
информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения);
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют).
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
Количество
п/п
часов
Контрольные
работы
12
1
2.
Тысяча. Нумерация, арифметические действия в
пределах 1 000
Нумерация чисел в пределах 1 000 000
25
1
3.
Обыкновенные дроби
19
2
4.
Скорость. Время. Расстояние
5
5.
34
6.
Умножение и деление многозначных чисел на
однозначное число, и круглые десятки
Геометрический материал
7.
Повторение пройденного
20
1
170
8
1.
Итого:
3
33
11
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................. 13
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
102 часав год (3 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося
на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности,используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
3
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе
определяет следующие задачи:
совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в
пределах 1 000 000;
совершенствование умения выделять неизвестный компонент
арифметического действия и находить его значение;
формирование умения приводить дробь к общему знаменателю;
формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с
разными знаменателями;
формирование умения выполнять умножение и деление
многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000;
формирование умения нахождения десятичных дробей;
совершенствование умения решать составные арифметические задачи
(3 - 4 действия);
формирование умения решать задачи, связанные с производственным
процессом (производительность труда, время, объём всей работы);
формирование умения решать задачи, связанные с процессом
изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий
расход);
совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара
(цена, количество, общая стоимость);
формирование умения решать задачи на время (начало, конец,
продолжительность события);
совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого;
совершенствование умения решать простые и составные
арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь);
4
совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического
содержания,
требующие
вычисления
периметра
прямоугольника (квадрата);
формирование построения геометрических фигур (параллелограмм,
ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии;
воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в
повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Математика» в 7 классе
Личностные результаты:
формирование адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным ценностям;
формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 7 класса
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том
числе с использованием калькулятора);
5
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (в том числе с использованием калькулятора);
знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью
калькулятора;
уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности
вычислений (устных и письменных);
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами
письменных вычислений (лёгкие случаи), в том числе с использованием
калькулятора;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших),
полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы
письменно (с помощью учителя);
уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших),
полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на
однозначноечисло письменно (с помощью учителя);
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей,
имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием
калькулятора;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—
20, с
помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или
разности;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разыми знаменателями, включая смешанные числа (лёгкие случаи), с
6
помощью учителя;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с
помощью учителя);
уметь решать арифметические задачи в 2 действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события);
уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и
нескольких частей от числа;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного
угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на
плоскости;
знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм);
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000;
знать разряды и классы в пределах 1 000 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в
пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами
устных вычислений;
7
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в
пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд
приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком
приемами
письменных
вычислений,
с
последующей
проверкой
правильности вычислений;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно;
уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при
измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на
однозначноечисло, круглые десятки, двузначное число письменно;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа
(целые числа от 1 – 20);
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями, включая смешанные числа;
уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие
случаи);
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать,
выполнять преобразования десятичных дробей;
уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости,
длины, массы, в виде десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при
измерении двумя мерами времени (легкие случаи);
уметь составлять и решать простые арифметические задачи на
8
опрееление продолжительности, начала и окончания события;
уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события);
уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние,
скорость, время;
уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и
противоположное движение двух тел;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного
угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в
разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно
оси, центрасимметрии;
знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм,
ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения;
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета;
уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра
симметрии.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
9
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
10
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
по-пытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может ихприменять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
11
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
теоретическому
практического
изучению,
изучения
с
математики
обязательным
учётом
к
практикозначимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику
или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические
работы);
12
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество Контрольные
часов
работы
1
Нумерация. Арифметические действия с числами
в пределах 1 000 000
17
1
2
Умножение и деление чисел на однозначное
13
2
число
3
Арифметические действия с числам, полученные
при измерении
32
3
4
Обыкновенные дроби
7
1
5
Десятичные дроби
14
1
6
Повторение пройденного
3
1
7
Геометрический материал
16
Итого
102
9
13
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Матматика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102
часовв год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося
на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности,используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе
3
определяет следующие задачи:
совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в
пределах 1000 000;
формирование умения производить арифметические действия с
целыми и дробными числами;
формирование умения преобразовывать числа, полученные при
измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия;
формирование
умения
производить
действия
с
числами,
полученными при измерении площади;
формирование
умения
простые
арифметические
задачи
на
нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение
среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на
пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего
количества за единицу;
формирование умения находить площадь круга, длину окружности,
выделять сектор и сегмент;
формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с
транспортиром;
формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые,
круговые);
воспитание интереса к математике и стремление использовать знания
в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Математика» в 8 классе
Личностные результаты:
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
4
социально – значимых мотивов учебной деятельности;
формирование к способности осмыслению картины мира, её временно
– пространственной организации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 8 класса
Минимальный уровень:
уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц
(1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в
пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25,
250;
выполнять
сложение,
вычитание,
умножение
и
деление
на
однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя
мерами стоимости, длины, массы письменно;
выполнять
сложение,
вычитание,
умножение
и
деление
но
однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей;
знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100
000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами
письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения
правильности вычислений;
знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью
учителя).
Достаточный уровень:
считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием
разрядных единиц и равных числовых групп;
выполнять
сложение,
вычитание,
умножение
и
деление
на
однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000
(полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и
десятичных дробей;
выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или
5
десятичной дробью;
уметь находить среднее арифметическое чисел;
выполнять
решение
простых
арифметических
задач
на
пропорциональное деление;
знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого,
полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника;
уметь строить и измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине
углов;
знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь
вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник,
окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, про- межуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
6
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особен-ности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
7
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
по-пытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила,
может ихприменять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
изучения
математики
к
практико8
теоретическому
изучению,
с
обязательным
учётом
значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жиненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику
или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
- частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада,
практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
9
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
Количество
контрольных
работ
1.
Нумерация чисел в пределах 1000000.
Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей
10 ч.
1 ч.
2.
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей, в том числе чисел,
полученных при измерении
14 ч.
1 ч.
3.
Обыкновенные дроби. Сложение и
вычитание обыкновенных дробей
Десятичные дроби и числа, полученные при
измерении
Арифметические действия с целыми и
дробными
числами
и
числами,
полученными при измерении площади,
выраженными десятичными дробями
15 ч.
2 ч.
13 ч.
1 ч.
13 ч.
1 ч.
6.
Геометрический материал
32ч.
7.
Повторение
5ч.
4.
5.
Итого:
102 ч.
6 ч.
10
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136
часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на
разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
3
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе
определяет следующие задачи:
закрепление
и
совершенствование
устных
и
письменных
вычислительных навыков в пределах 1000 000;
закрепление умений производить арифметические действия с целыми
и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении,
с обыкновенными и десятичными дробями; производить взаимные действия
с обыкновенными и десятичными дробями;
формирование умения производить арифметические действия с
конечными и бесконечными дробями;
формирование умения находить проценты от числа и числа по его
доле;
формирование умения решать арифметические задачи на нахождение
процентов от числа;
формирование представления о геометрических телах (шар, куб
параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
формирование
умения
находить
объём
и
площадь
боковой
поверхности геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда)
формирование умения выполнять построение развертки куба и
прямоугольного параллелепипеда;
формирование умения решать простые и составные арифметические
задачи (в 3 - 4 действия); задачи на нахождение неизвестного слагаемого,
уменьшаемого,
вычитаемого;
задачи,
содержащие
зависимость,
характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный
путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы),
изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая
стоимость товара); задачи на расчет стоимости; задачи на время (начало,
конец, продолжительность события; задачи на нахождение части целого;
воспитание интереса к математике и стремление использовать знания
4
в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения содержания
рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 9 классе
Личностные результаты:
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих ценностей и социальных ролей;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
сформированность
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками в разных ситуациях;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 9 класса
Минимальный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах 100 000;
знать таблицу сложения однозначных чисел;
знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи
деления;
уметь выполнять письменное выполнение арифметических действий
с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление
на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов
письменных
арифметических
действий,
микрокалькулятора
(легкие
случаи);
знать обыкновенные и десятичные дроби; их получение, запись,
чтение;
уметь выполнять арифметические действия (сложение, вычитание,
5
умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями,
имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием
микрокалькулятора;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени;
уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении
величин;
уметь находить доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
уметь решать простые арифметические задачи и составные задачи в 2
действия;
уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и
тела (куб, шар, параллелепипед);
знать
свойства
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм);
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертежного
угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников,
окружностей в разном положении на плоскости.
Достаточный уровень:
знать числовой ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и
сравнение чисел в пределах 1 000 000;
знать таблицу сложения однозначных чисел, в том числе с переходом
через десяток;
знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи
деления;
знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;
уметь устно выполнять арифметические действия с целыми числами,
полученными при счете и при измерении, в пределах 1000 (простые случаи
в пределах 1 000 000);
6
уметь
письменно
выполнять
арифметические
действия
с
многозначными числами и числами, полученными при измерении, в
пределах 1 000 000;
знать обыкновенные и десятичные дроби, их получение, запись,
чтение;
уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
уметь находить одну или несколько долей (процентов) от числа, числа
по одной его доли (проценту);
уметь выполнять арифметические действия с целыми числами до 1
000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и
проверкой
вычислений
путем
повторного
использования
микрокалькулятора;
уметь решать составные задачи в 3-4 арифметических действия;
уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и
тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знать
свойства
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;
уметь вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного
параллелепипеда (куба);
выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника,
циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в
разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно
оси, центра симметрии;
применять математические знания для решения профессиональных
трудовых задач.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Математика» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
7
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
8
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и
несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
9
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 9 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
изучения
математики
к
практико-
теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику
или другим печатным материалам);
наглядные
(наблюдение,
демонстрация
предметов
или
их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
10
частично
-
поисковые
(эвристическая
беседа,
олимпиада,
практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы
стимулирования
поведения
(похвала,
поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В
учебном
процессе
чаще
всего
предполагается
использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела
Количество
часов
Повторение
Арифметические действия с
целыми и дробными числами
Проценты
Конечные и бесконечные
десятичные дроби
Все действия с десятичными,
обыкновенными дробями и целыми
числами
Итого:
12
36
Количество
контрольных
работ
1
2
28
9
2
1
17
2
102
8