Ручной труд (1-5 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«Ручной труд»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант)

Класс: 1-4

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 1 классе рассчитанана 33 учебные недели и составляет 66
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование

представлений

о

материальной

культуре

как

продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
3

− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе
определяет следующие задачи:
− развитие интереса и положительной

мотивации к трудовой

деятельности;
− получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
− формирование представлений о единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− формирование простейших знаний о материалах, их свойствах,
применении;
4

− обучение элементарным без орудийным и орудийным приемам;
− развитие обще трудовых умений ориентироваться в задании,
планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения,
мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации, доступными умственно отсталому
первокласснику;
− развитие речи обучающихся.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе
Личностные результаты:
 овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
 овладение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия;
 освоение социальной роли обучающегося, проявление социально

значимых мотивов учебной деятельности.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать виды трудовых работ;

5

− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
− знать приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения
детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения
деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
− организовать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
помощью учителя;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
его признаки и свойства;
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень
− правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для первоклассников наглядностью:

6

− составлять план работы над изделием с опорой на предметнооперационные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

достижений

обучающимися

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения, выполняют коррекционно-развивающую

7

функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
не проводиться. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
обучающихся,

используя

только

качественную

оценку.

Результат

продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа
их продуктивной деятельности: поделок; уровня формирования учебных
умений, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение ручному труду способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей и формированию
мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности.
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в первом классе
определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной
обработке наиболее доступных для обучающихся c умственной отсталостью
материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы) и
направлена на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с
учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
− коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
− развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения, обобщения;
−

совершенствование

умения

ориентироваться

в

задании,

планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
− коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.
Систематическое обучение ручному труду в первом классе
предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа
с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с
нитками».
9

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количе

Контрольные

ство

работы

часов

(кол-во)

1

Введение

2

-

2

Работа с глиной и пластилином

12

-

3

Работа с природными материалами

7

-

4

Работа с бумагой и картоном

35

-

5

Работа с нитками

10

-

66

-

Итого:

10

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................. 10

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения: всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
3

− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе
определяет следующие задачи:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
4

− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.

5

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе
Личностные результаты:
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 формирование способности к осмыслению картины мира, ее
временно-пространственной

организации;

формирование

целостного,

социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной составляющей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и организовать свое
рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
− называть виды трудовых работ;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими
инструментами;
− называть приемы работы (приемы разметки деталей, примы
выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы
6

соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках
ручного труда
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства;
− определять способы соединения деталей с помощью учителя;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный план с помощью учителя;
− работать с доступными материалами (глиной и пластилином,
природными материалами, с бумагой и нитками).
− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
поделочных материалов с помощью учителя.
Достаточный уровень
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие
(красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков ручного труда.

7

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» во 2 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

основана

дифференцированного

на

принципах

подходов.

Усвоенные

обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с
помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.

8

Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления
поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может,
без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

9

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание обучения во втором классе является логическим
продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному
труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний,
умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является
предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.
Обучение ручному труду спланировано с учетом повторения и
расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных
предметах;

о

культуре

труда

(соблюдение

техники безопасности,

организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной
и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными
материалами», «Работа с нитками») и направлено на коррекцию
интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей, которая предусматривает:
− коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
− развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности
сравнения, обобщения;
−

совершенствование

умения

ориентироваться

в

задании,

планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
− коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации

путем

использования

вариативных

и

многократно

повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.

10

Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения
о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с
тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории
их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Кол-во

Контрольные

часов

работы
(кол-во)

1

Работа с глиной и пластилином

8

-

2

Работа с природными материалами

5

-

3

Работа с бумагой и картоном

12

-

4

Работа с текстильными материалами

9

-

Итого:

34

-

11

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
3

− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе
определяет следующие задачи:
− формирование культуры труда (организация трудовой деятельности,
соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество
изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду);
− закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге,
картоне, нитках, ткни, природных материалах), применяемых на уроках
ручного труда в 3 классе;
4

− ознакомление с более широким спектром новых поделочных
материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами,
технологиями обработки;
− обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами
(проволокой, металлом, древесиной и др.),
− закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов
при работе колющими, режущими и измерительными инструментами;
− выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков,
полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и
оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной
целью);
− формирование представлений о видах труда близких к деятельности
столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др.(усиление профессиональной
ориентации);
−

осуществление

нравственного,

эстетического,

экологического

воспитания на уроках ручного труда;
− коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности,
повышение

познавательной

активности,

компенсация

недоразвития

эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики.

5

Планируемые результаты освоения содержания
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе
Личностные результаты:
 формирование

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места;
− знать виды трудовых работ, предусмотренные содержанием
программы для третьего класса;
− знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда в третьем классе, правила их хранения и санитарногигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов и приспособлений, необходимых на
уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы
колющими и режущими инструментами;
− знать технологические операции (разметка деталей, выделение детали
из заготовки; формообразование; сборка изделия; отделка изделия);
− знать приемы работы (разметки деталей по шаблону, с помощью
линейки; разрывания, отрывания резания; сминания, сгибания; склеивания,
сшивания, плетения, соединения деталей с помощью винта и гайки;
вышивания, аппликация).

6

− подготавливать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и
приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с
частичной помощью учителя и самостоятельно;
− разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть
его признаки и свойства с частичной помощью учителя и самостоятельно;
− определять способы соединения деталей с частичной помощью
учителя и самостоятельно;
− составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на
предметно-операционный

план

с

частичной

помощью

учителя

и

самостоятельно;
− работать с доступными материалами (с бумагой и картоном,
текстильными материалами, древесиной и проволокой).
− владеть некоторыми технологическими операциями и приемами
ручной обработки поделочных материалов с частичной помощью учителя и
самостоятельно.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− название инструментов и их устройство, правила обращения с ними и
рациональное использование их в том или ином виде работы;
− физические и художественно-выразительные свойства материалов, с
которыми работают на уроках ручного труда.
− самостоятельно находить необходимую для выполнения работы
информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
− работать с доступной для третьеклассников наглядностью: составлять
план работы над изделием с опорой на предметно-операционные,
графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
7

−

самостоятельно

рассматривать

образец

несложного

изделия,

определять его признаки и свойства и планировать ход работы над
изделием;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

выполняемыми действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков
ручного труда.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

обучающихся

основана

на

принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.

8

Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с
помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления
поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может,
без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Учебный материал для третьего класса планируется с учетом
повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных школьниками во втором классе. Особенностью обучения в
третьем классе является расширение спектра видов работы: «Работа с
проволокой»,

«Работа

с

древесиной»,

«Работа

с

металлом

и

металлоконструктором». Программный материал направлен на

9

формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о
видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является
увеличение степени самостоятельности обучающихся. Анализ образцов
изделий предлагается проводить самостоятельно или с частичной помощью
учителя. В помощь детям при создании полного и отчетливого образа
будущего изделия не исключаются вспомогательные вопросы учителя или
сформулированные вопросы в учебнике. Продолжается работа по
выработке умений составления «стандартного плана работы» (разметка
детали, выделение детали из заготовки, формообразование, сборка изделия,
отделка изделия) с опорой на графические и предметно-операционные
планы.
Обучающиеся с умственной отсталостью ограничены в выборе
профессии,

поэтому

требуются

значительные

усилия

по

их

профессиональной ориентации. Начиная с третьего класса, усиливается
работа по формирование интереса именно к тем профессиям, обучение
которым организовано в каждой конкретной образовательной организации.
В связи с этим программой предусматривается организация и проведение
экскурсий в школьные мастерские.

10

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы
(кол-во)

1

Работа с природными материалами

4

-

2

Работа с бумагой и картоном

15

-

3

Работа с текстильными материалами

6

-

4

Работа с древесиной

3

-

5

Работа с проволокой

3

-

6

Работа с металлоконструктором

3

-

34

-

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................. 11

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области
«Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося
младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки
его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение
предмета способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений
на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи обучения:
− формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

3

− формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− формирование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− формирование интереса к разнообразным видам труда;
− развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
−

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений;
− развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам
труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы
обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
4

− формирование организационных умений: вовремя приходить на
занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать
только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и
инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила
внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования;
− обогащение представлений о процессе труда;
− воспитание потребностей и готовности работать в коллективе;
− умственное воспитание (развитие восприятия, представлений,
овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения
планировать и предвидеть результаты работы);
нравственное

−

воспитание,

воспитание

коллективизма,

взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до
конца, формировать положительного отношения к труду взрослых;
− физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительнодвигательной

координации

мелкой

моторики,

координированности

движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность
выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов;
− речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие
речевого

содержания,

полноте

и

последовательности

изложения,

грамматическому строю;
− эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и
правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту
материала, особенности его фактуры.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Личностные результаты:
 формирование чувства гордости за свою Родину;
5

 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Минимальный уровень:
− знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
− знать виды трудовых работ;
− знать названия и некоторые свойства поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их
хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
− знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
− знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
− анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
− пользоваться доступными технологическими (и инструкционными)
картами;
− составлять стандартный план работы по пунктам;

6

− владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
− работать с доступными материалами;
− использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин;
природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл;
древесину; конструировать из металлоконструктора);
− выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
− знать правила рациональной организации труда, включающей в себя
упорядоченность действий и самодисциплину;
− знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
− знать виды художественных ремесел;
− находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
− знать и использовать правила безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические
требованиями при выполнении трудовых работ;
− осознанно подбирать материалы по физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
− отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей,
экономно расходовать материалы;
− использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировать ход практической работы;
7

− оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
− выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской)
после уроков трудового обучения.

8

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

основана

дифференцированного

на

принципах

подходов.

Усвоенные

обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую
функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении
личности ученика и овладении им социальным опытом.
Оценка предметных результатов осуществляется по следующей
системе:
«5» - отлично,
«4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы, изготовление поделки
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с
помощью наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы,
обозначающие пространственные признаки предметов.

9

Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления
поделки допускает небольшие неточности, не влияющие на основные
параметры поделки, которые исправляет при помощи учителя. Не может,
без помощи учителя, самостоятельно ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся выполнять самостоятельно,
без помощи учителя, предложенные поделки не может. Не всегда
контролирует свои действия, требует постоянного внимания со стороны
учителя при выполнении задания. Нечётко отвечает на поставленные
вопросы, нередко недопонимания их.
Оценка «2» - не ставится.

10

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом
повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков,
полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в
четвертом

классе

является

расширение

спектра

видов

работы.

Программный материал направлен на формирование у обучающихся с
умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе
столяра, переплетчика, слесаря, швеи.
В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений
и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно
ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных
формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные
методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать
посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к
результатам детской деятельности.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количест

Контрольные

во часов

работы
(кол-во)

1

Работа с бумагой

20

-

2

Работа с текстильными материалами

8

-

3

Работа с древесными материалами

2

-

4

Работа с металлом

4

-

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».