Сайкинова Л.Ю. "Урок биологии по теме "Врождённые заболевания" 10 класс"
05.05.2025
Тема «Врожденные заболевания», 10 класс, биология
Цель: провести обозрение наследственных и врожденных заболеваний человека, выявить методы лечения и предупреждения некоторых наследственных болезней.
Задачи: предметные
- закрепить знания о закономерностях наследования признаков;
- способствовать осознанию основного фактического материала
- показать необходимость генетических знаний для прогнозирования
появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики.
метапредметные:
- развивать коммуникативные способности,
- формирование умений и навыков самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, в ситуации неопределенности.
- умение анализировать, обобщать.
личностные:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
- способствовать формированию ЗОЖ, активных позиций против самых распространенных и пагубных привычек.
Ход урока
Орг.момент. (Приветствие учителя и обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.)
Доброе утро! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на активное обсуждение различных проблем на уроке.
Карточки «Жизненные ценности». Просим Вас, выберите те жизненные ценности, которые важны для Вас и расставьте их приоритетность (на первое место поставьте самое важное).
Счастье, Престижная работа. Образование. Здоровье. Карьера. Семья.
Хорошая зарплата. Недвижимость. Карьера. (Обсуждение результатов)
- Человек может иметь престижное образование, великолепную работу, карьерный рост, но человек в среднем болеет 5-6 раз в год, а некоторые и 280 дней в году. Задержится ли такой специалист на работе?
- Счастье? У каждого из нас свое представление о счастье и спокойствие, но мы не можем быть безгранично счастливыми, если неизлечимо больны.
- Семья? Безусловно, семья играет важнейшую роль в нашей жизни, но если в семье тяжело больной человек, вряд ли эта семья счастлива и счастлив этот человек.
- У человека может быть неизмеримое количество денег, машин, недвижимости, но если он неизлечимо болен – никакие деньги не смогут ему помочь.
Фредди Меркьюрри имел состояние в 28 млн. долларов, но он умер в 40 лет от СПИДа. Здоровье купить он себе не смог.
Так что же, из этих жизненных ценностей должно стоять на первом месте?
Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.
- Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Что значит быть здоровым?
- Давайте вспомним, какие факторы влияют на здоровье и составим схему.
- Как вы считаете, какой фактор является основополагающим? Почему?
На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста – таково и здоровье, «чем больше – тем лучше». А ещё присматривались к родне невесты до седьмого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».
- Что лежало в основе такого серьёзного выбора спутницы жизни? (слайд)
Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.
Врожденные болезни могут быть обусловлены наследственными и ненаследственными факторами. (слайд)
Какие болезни называют наследственным, а какие ненаследственными?
Каковы виды наследственных заболеваний? (слайд)
(моногенные, хромосомные, полигенные (мультифакториальные)) Обсуждение.
«Наследственные заболевания приговор или…?»
Каждый из вас должен определиться вы «за» то, что наследственные заболевания нельзя излечить и предупредить или «против», т.е считаете, что наследственные заболевания можно предупредить и это не приговор. Все ваши высказывания вы должны аргументировать (класс делится на две группы, в зависимости от своего мнения, за аргументацию каждая группа получает хромосому).
Причины появления мутаций
Физические (радиоактивное излучение, температура ит.д..), химические (пищевые консерванты, некоторые компоненты табака, алкоголь и т.д.), биохимические (внедрение в клетку чужой ДНК вируса и др.)
ВЫ абсолютно правы, что большое значение для человека играет образ его жизни. (отсутствие вредных привычек).
Большое спасибо за интересную дискуссию! И мы видим, чья группа оказалась более убедительной и аргументированной. Результат на лицо: у кого больше хромосом, тот и прав?
Но вспомним наш эпиграф к уроку «Кто ищет истины - не чужд и заблужденьям».
Поэтому ваше право так думать. Но заблуждаться можно только на пути к истине, а постигнув ее, ты несешь ответственность.
Профилактика наследственных заболеваний
1. Охрана генофонда населения путём борьбы с загрязнением окружающей среды.
2. Предотвращение контактов населения с мутагенами.
3. Скрининг наследственных заболеваний и медико-генетическое консультирование всех их носителей.
4. Предотвращение близкородственных и других нежелательных браков законодательным и разъяснительным путём.
5. Элиминация эмбрионов и плодов с наследственной патологией.
Принципы лечения наследственных заболеваний
1. Ограничение или исключение из пищевого рациона не перевариваемых веществ.
2. Удаление токсических продуктов обмена веществ, образующихся при наследственных заболеваниях (введение комплексонов, энтеросорбция и др.)
3. Коррекция обмена на уровне субстрата, продукта гена, фермента.
4. Мега витаминная терапия – введение больших доз витаминов.
5. Симптоматическое лечение.
6. Хирургическое лечение.
Дом. задание. А сейчас я предлагаю вам, проанализировав дискуссию урока, высказать пожелание своему будущему ребенку, о том, что он должен знать, что делать и как себя вести, чтобы снизить риск мутаций у себя и будущих потомков. Используется прием «Пожелание в будущее».