Комплексный анализ текста как один из способов формирования текстовой компетенции (электив, 11 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Комплексный анализ текста как один из способов
формирования текстовой компетенции»
для 11 класса

Составитель: Романова Е.В.

2022г.

Пояснительная записка
Элективный курс «Комплексный анализ текста как один из способов
формирования текстовой компетенции» рассчитан на 34 часа.
Для учащихся 11 классов – это один из видов подготовки к ЕГЭ.
Содержание курса предполагает:
1. Комплексный анализ текста (КАТ) как один из способов реализации
педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
2. Работа над текстом.
3. Виды грамматического разбора.
4. Целостное рассмотрение текста.
5. Написание собственного текста на основе прочитанного.
Цель курса: овладение учащимися практической грамотностью,
языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти,
орфографической зоркости при
детальном исследовании текстов;
активизация пассивного словаря учащихся.
Для того, чтобы учащиеся достигли высокого уровня речевой культуры,
подразумевающего соблюдение языковых норм, владение всеми стилями и
жанрами русского литературного языка, умение написать текст в любом
жанре, необходимо решить ряд задач.
Задачи курса:
при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что
предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание
на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;
- анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные
мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними
логическую связь, находить опорные слова;
- в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный
стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной
монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;
- систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию,
пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного
письма, грамотную устную и письменную речь.
КАТ предполагает не только выработку практических навыков
грамотного письма и речевого развития, но и даёт каждому учащемуся
возможность реализовывать и развивать свой потенциал, поэтому программа
рассчитана на выработку следующих основных умений:
систематизировать имеющиеся знания, заполнить существующие
«пробелы»;

самостоятельно анализировать текст, видеть и понимать отдельные
языковые явления и их место в системе языка в целом;
наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте и
интерпретировать текст;
- редактировать свою и чужую письменную речь, качественно её изменять;
- овладев умением осмысленно читать текст и комментировать авторские
приёмы, развивать способности по созданию связных текстов.
Таким образом, учёт внутреннего опыта учащихся и опора на их
познавательные способности на уроках КАТ становятся необходимым
условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков и
делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Занятия по курсу предполагают повторение уже известных языковых
фактов, но во многом на более высоком уровне. Сложность рассматриваемых
вопросов нарастает. Чтобы облегчить учащимся проведение КАТ на более
высоком уровне, помочь подготовиться к ЕГЭ в курс включены вопросы,
выходящие за пределы школьной программы.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов,
лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя поисковую,
творческую, самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу
учащихся. Форма итогового контроля – КАТ.
Ожидаемые результаты:
- Уверенное выполнение обучающимися заданий ГИА-11, связанных с
комплексным анализом текста в части 1 ЕГЭ.
- Уверенное выполнение части 2 ЕГЭ по русскому языку (сочинениерассуждение).
I Введение
Комплексный анализ текста как один из способов реализации
педагогической технологии формирования текстовой компетенции.
II Работа над текстом
Текст и его строение. Определение функционального стиля текста. Работа
со смысловыми типами речи. Работа с основной мыслью текста. Освоение
приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса). Работа с
языковыми средствами, обеспечивающими связность текста. Анализ
изобразительно-выразительных
средств
языка,
оформляющих
функциональные стили речи.
III Виды грамматического разбора
Фонетический, орфографический, морфологический разбор слов,
морфемный и словообразовательный анализ, синтаксический разбор
словосочетаний и предложений.
IV Целостное рассмотрение текста
Комплексный анализ текстов различных стилей речи.

Тематическое планирование элективного курса
«Комплексный анализ текста как один из способов формирования
текстовой компетенции»
Тема занятия

Повторение
орфографии

1.
2.

Текст и его строение.
Признаки текста.

Правописание гласных в Словосочетания, их
корнях с безударной
виды
гласной, при чередовани
звуков

3.
4.

Определение
Слова с непроверяемой
функционального стиля гласной в корне слова,
речи
гласные
после
шипящих и Ц.

№

5.

Работа со смысловыми
типами речи

6.

Тема текста и его
микротемы.
Работа с
основной
мыслью текста

7.

8.
9.
10.

11.

Освоение
приёмов
логического
разворачивания
основной
мысли
(тезиса)

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Изобразительновыразительные
средства языка.
Урок-поиск «Средства
выразительности языка

14.
15.

Индивидуальная,
анализ
текстовых
отрывков,
определение
признаков текста
Групповая,
работа по тексту и
и по тестам.

Простое
предложение.
Односоставные
двусоставные
предложения.
Варианты
форм
сказуемого.
Правописание
Тире в простом и
согласных в корне сложном
слова
(удвоенные, предложениях.
непроизносимые,
парные).
Правописание
Однородные члены
приставок
предложения
Правописание
Вводные и вставные
суффиксов и окончаний конструкции.
Обращения.
Правописание Н и НН Обособленные
члены предложения.

Практическое занятие - Правописание Ъ и Ь
КАТ
Работа с языковыми
средствами,
обеспечивающими
связность текста.
Смысловые
и
грамматические связи
предложений.
Анализ
композиции
текста.

12.
13.

Вид работы

Повторение
синтаксиса

Присоединительные
конструкции.
Уточняющие члены
предложения.
Правописание частиц Сложносочинённые
НЕ и НИ.
предложения, знаки
препинания
при
них.
Правописание наречий Сложноподчинённы
е предложения, их
виды
Правописание
Бессоюзные
предлогов
сложные
предложения.
Правописание союзов
Синтаксические
конструкции
с
союзом КАК
Правописание частиц и Сложные
междометий.
предложения
с

Творческая,
Написание
минисочинения.
Индивидуальная,
работа по текстам.

Самостоятельная
работа.
Индивидуальная,
Работа по текстам.
Поисковая,
групповая,
по тестам.

работа

Самостоятельная
работа.

Поисковая,
индивидуальная.
Контрольная
работа.
Групповая,
работа по отрывкам
из произведений.
Поисковая работа,
индивидуальная.
Самостоятельная
поисковая работа.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.

в
тексте
художественного
стиля»
Языковой
анализ
текста.
Создание собственных
текстов.
Урок
–
практикум
«КАТ»

различными видами
связи.
Слитное, дефисное и Прямая и косвенная Творческая
раздельное написание речь
индивидуальная
слов.
работа

Слитное, дефисное и
раздельное написание
слов
Комплексный
анализ Правописание глаголов
публицистического
и деепричастий
текста

Выборочная работа

Комплексный
анализ Правописание
научного текста
прилагательных
причастий
Контрольная
работа. Классификация типов Стилистические
Комплексный
анализ ошибок.
особенности прямой
текста.
и косвенной речи.

Индивидуальная
работа по текстам.

Стилистические
функции
порядка
слов
Стилистика
сложных
синтаксических
конструкций.
Стилистические
и фигуры речи.

Групповая
по текстам.

работа

Индивидуальная
контрольная
творческая работа

Список используемой литературы.
1. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки. – Ростов-на-Дону: Легион, 2021.
2. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный
экзамен. Анализ текста и написание рецензии. – М. : Айрис-пресс, 2004.
3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). – М.: Экзамен,2013.
5. РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
6. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста.
Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по
русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».