Решение практических задач по обществознанию (электив, 8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Уроки свободного выбора по обществознанию
«Решение практических задач по обществознанию»

Учебный год – 2022-2023
Класс – 8
16 часов в год
1 час в неделю
Учитель: Трефилова Ольга Ивановна

c.Н.Муллы, 2022 г

Пояснительная записка
Элективный курс «Решение учебных задач по обществознание» является
интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии,
экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики).
Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
 способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание»
в соответствии с современными требованиями к
Государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
 стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том
числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для
дальнейшего обучения;
 отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера;
 содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Курс рассчитан на 16 учебных часа, по 1 часу в неделю и включает 7 разделов тем,
охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной
динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной,
экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего,
ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но
недостаточно
полновесно
рассматриваются
в
базовом
школьном
курсе
«Обществознание».
При этом большое внимание уделяется практической работе с дополнительной
литературой по предмету.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
«Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По
итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
- лекционные занятия;
- работа с текстом (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания
через обсуждение, изучение статистических материалов);
- практические занятия по решению учебных задач;
- работа с информационными ресурсами ОГЭ;
- работа с обществоведческими терминами.
Формы контроля: тестовые задания, схемы, таблицы. По итогам курса
предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Ожидаемые результаты:
По окончанию элективного курса учащиеся должны приобрести следующие
результаты:
- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной
жизни;
- сформированности позитивного отношения базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом;
- приобретение опыта самостоятельного социального действия;
- повышение уровня усвоения знаний обучающимися курса «Обществознание» в
соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в
форме ОГЭ;
- анализировать документы;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в
соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях
заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить
исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.).

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Содержание программы
Разделы
Название раздела
Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию
Человек и общество
Духовная сфера жизни общества
Экономическая сфера жизни общества
Финансовая грамотность
Социальная сфера жизни общества
Политическая сфера жизни общества
Решение типовых экзаменационных вариантов
Итого:

Кол-во
часов
1
2
2
2
3
3
2
1
16

Раздел 1. Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию (1 час)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы для проведения
итоговой аттестации. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями
прохождения экзамена. Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Правила
заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Раздел 2. Человек и общество (2 часов)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность
человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение;
межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное
решение. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Глобальные проблемы
человечества.
Раздел 3. Духовная сфера жизни общества (2 часа)
Наука в жизни современного общества. Образование. Ступени образования.
Религия. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. Долг и совесть.
Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Раздел 4. Экономическая сфера жизни общества (2 часа)
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность, формы
собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная.
Раздел 5. Финансовая грамотность (3 часа)
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Решение задач на финансовую
грамотность
Раздел 6. Социальная сфера жизни общества (3 часа)
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Социальный статус:
приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная роль.
Гендерные роли. Семья как малая группа. Виды семей. Функции семьи. «Кризис
идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали и права. «Золотое правило
нравственности». Дозволение, предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы.
Девиантное поведение. Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение
силы. Соотношение понятий «нация» и «этнос».

Раздел 7. Политическая сфера жизни общества (2 часа)
Власть. Политика, политическая власть, СМИ. Понятие и признаки государства,
суверенитет, функции государства. Монархия, республика, унитарное, федеративное
государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Местное
самоуправление. Глава города, земства, мэр, глава поселения. Всеобщее избирательное
право, референдум, политический экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность
кандидатов. Бюллетень. Политическая партия, общественно-политические движения.
Политический плюрализм. Гражданское общество, верховенство права, незыблемость
прав и свобод.
Раздел 9. Решение типовых экзаменационных вариантов (1 час)
Решение типовых экзаменационных вариантов.

Тематический план
№

Разделы и краткое содержание по темам

1
2

Введение
Человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения.
Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Духовная сфера жизни общества
Наука в жизни современного общества. Образование. Ступени
образования.
Религия. Религиозные организации и объединения. Свобода совести.
Долг и совесть. Мораль. Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность.
Экономическая сфера жизни общества
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов
Рынок и рыночный механизм. Натуральный обмен, товарноденежные отношения. Спрос и предложение на рынке. Рыночное
равновесие. Деньги. Функции денег. Производство,
производительность труда, разделение труда.
Финансовая грамотность
Банковские услуги, предоставляемые гражданам
Решение задач на финансовую грамотность
Социальная сфера жизни общества
Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная.
Социальный статус: приписанный, достигаемый, прирожденный и
приписываемый.
Социальная роль. Гендерные роли. Семья как малая группа. Виды
семей. Функции семьи.
Кризис идентичности», ролевой конфликт. Санкция. Нормы морали
и права. «Золотое правило нравственности». Дозволение,
предписание, запрет. Обычаи, традиции, ритуалы. Девиантное
поведение. Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж,
применение силы.

3

4

5

6

Количество
часов
1
2
1

1

2
1
1

2
1
1

3
1
2
3
1

1
1

7

8

Политическая сфера жизни общества
Понятие и признаки государства, суверенитет, функции
государства. Монархия, республика, унитарное, федеративное
государство, гражданство. Тоталитаризм, авторитаризм,
демократия.
Всеобщее избирательное право, референдум, политический
экстремизм. Стадии выборов. Альтернативность кандидатов.
Бюллетень. Политическая партия, общественно-политические
движения. Политический плюрализм. Гражданское общество,
верховенство права, незыблемость прав и свобод.
Решение типовых экзаменационных вариантов
Решение типовых экзаменационных вариантов
Итого:

2
1

1

1
1
16 часов

Литература для учителя:
1. Бабленкова И.И., В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для
выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо
2. Баранов П.А. Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ, М.:
Издательство АСТ, 2019
3. ОГЭ 2020. 100 баллов. Обществознание/ Е.Н. Калачева. – М.: Издательство «Экзамен»,
2020
4. Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999
5. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
6. Конституция РФ.
Литература для учащихся:
1. Обществознание 8 класс / Авторы А.Ф.Никитин, Т.И. Никитина, М., Дрофа, 2015г
2. Обществознание 9 класс / Авторы А.Ф.Никитин, Т.И. Никитина, М., Дрофа, 2015г
3. ОГЭ 2021. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ О. А.
Котова, Т.Е.Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020.
4. Конституция РФ.- М.,2020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».