ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИКЕ
Учебный год: 2022/2023
Класс: 8
Количество часов: 17
Учитель: Кулешова Татьяна Алексеевна
с. Н.Муллы 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по физике 8 кл. составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Учебного плана и положения о рабочей программе МАОУ Нижнемуллинская средняя школа;
Рабочей программы воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Программа курса предназначена для обучающихся 8 класса и соответствует образовательному
минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки
обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня знаний и
интереса к физике. Она позволяет сформировать у восьмиклассников достаточно широкое
представление о физической картине мира.
Общая характеристика элективного курса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета
в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль
науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию
современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для
изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на
физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов
психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике,
развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к
изучению физики человека. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои
образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с
методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и
биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами,
выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научнотехнической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах,
на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие
в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научноисследовательской деятельности. При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации
Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности
преподавания физики.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с
основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В
соответствии с целями и задачами основной образовательной программы основного общего
образования учреждения, изучение предмета физика способствуют воспитанию обучающихся,
обладающих морально-психологической устойчивостью, трудолюбивых, дисциплинированных,
исполнительных, но креативно мыслящих граждан, любящих окружающую природу, Родину, семью,
способных грамотно и творчески использовать приобретённые учебные компетенции в жизни.
Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому
организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах
профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
• Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у
обучающихся в области физического эксперимента.
• Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию.
• Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися
профессиональных образовательных программ для обучения и воспитания, способных грамотно и
творчески использовать приобретенные учебные компетенции в жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• Способствование формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих
способностей у учащихся.
• Развитие интеллектуальной компетентность обучающихся.
• Формирование навыков выполнения практических работ, ведения исследовательской
деятельности.
• Совершенствование навыков работы со справочной и научно популярной литературой.
Требования к уровню подготовки выпускника 8-го класса
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в
организме человека.
• Особенности своего организма с точки зрения законов физики.
уметь:
• Работать с различными источниками информации.
• Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений.
• Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять
результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для
• объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
поставленных задач;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
• Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
Система аттестации обучающихся
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). После окончания изучения курса
зачет ставится при выполнении следующих условий:
1. Выполнение минимум 6 практических работ из 8
2. Участие в итоговой конференции
3. Составление «Физического паспорта человека».
Используемые технические средства:
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Экран.
Используемые
технологии:
здоровьесбережения,
проблемного
обучения,
педагогика
сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении
развития творческих способностей.
Основное содержание программы
Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы
физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся
постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет
всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В
курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной
деятельности, формирование умений работать со справочной литературой.
Механические параметры человека (6 ч)
Физика. Человек. Окружающая среда. Линейные размеры различных частей тела человека, их
масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек. Сила давления и
давление в живых организмах. Скорости проведения нервных импульсов. Законы движения крови в
организме человека. Естественная защита организма от ускорения. Проявление силы трения в
организме человека, естественная смазка. Сохранение равновесия живыми организмами. Центр
тяжести тела человека. Рычаги в теле человека. Ходьба человека. Виды суставов. Деформация
костей, сухожилий, мышц. Прочность биологических материалов. Строение костей с точки зрения
возможности наибольшей деформации. Тело человека в гравитационном поле земли. Условия
длительного существования человека на космической станции. Меры защиты летчиков и
космонавтов от ускорения. Невесомость и перегрузки. Работа и мощность, развиваемая человеком в
разных видах деятельности. «Энергетика» и развитие человека. Применение закона сохранения
энергии к некоторым видам движения человека.
Лабораторные работы.
1. Определение объема и плотности своего тела.
2. Определить среднюю скорость движения.
3. Определение времени реакции человека.
4. Определение мощности человека при совершении физических упражнений.
Колебания и волны в живых организмах (2 ч)
Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу
сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп. Выстукивание - как один из способов
определения размеров внутренних органов и их состояния. Радиоволны и человек. Звук как средство
восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область слышимости
звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека. Слуховой аппарат.
Лабораторная работа.
5. Изучение свойств уха.
Тепловые явления (4 ч)
Терморегуляция человеческого организма. Роль атмосферного давления в жизни человека.
Осмотическое давление. Изменение кровяного давления в капиллярах. Влажность. Органы дыхания.
Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Энтропия и организм человека.
Второе начало термодинамики и способность к самоорганизации.
Лабораторные работы.
6. Определение дыхательного объема легких человека.
7. Определение давления крови человека.
Электричество и магнетизм (2 ч)
Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики
Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое сопротивление
органов человека постоянному и переменному току. Магнитное поле и живые организмы.
Оптические параметры человека (2 ч)
Строение глаза человека. Сила аккомодации глаза. Оптическая сила. Дефекты зрения и
способы их исправления. Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека.
Как получается, что мы видим. Граммофонная пластинка и глаз. Для чего нам два глаза.
Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.
Лабораторные работы.
8.Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.
Подведение итогов (1 ч)