ИГЗ по физике (8 класс)

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЗИКЕ
Учебный год: 2022/2023
Класс: 8
Количество часов: 17
Учитель: Кулешова Татьяна Алексеевна

с. Н.Муллы 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по физике 8 кл. составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Учебного плана и положения о рабочей программе МАОУ Нижнемуллинская средняя школа;
Рабочей программы воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Программа курса предназначена для обучающихся 8 класса и соответствует образовательному
минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки
обучающихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня знаний и
интереса к физике. Она позволяет сформировать у восьмиклассников достаточно широкое
представление о физической картине мира.
Общая характеристика элективного курса
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета
в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль
науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию
современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего
образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для
изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
В курсе физики, изучаемом в современной школе, практически не уделяется внимания на
физические параметры, характеризующие человека. Однако в связи с изучением вопросов
психологии в школе, моделировании процессов, происходящих в живых организмах, в технике,
развитием такой науки как бионика у учащихся всё чаще проявляется повышенный интерес к
изучению физики человека. В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои
образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с
методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и
биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами,
выполнение практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научнотехнической деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах,
на основе физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие
в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии.
Программа курса носит практико-ориентированный характер с элементами научноисследовательской деятельности. При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации
Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности
преподавания физики.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с
основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В
соответствии с целями и задачами основной образовательной программы основного общего
образования учреждения, изучение предмета физика способствуют воспитанию обучающихся,
обладающих морально-психологической устойчивостью, трудолюбивых, дисциплинированных,
исполнительных, но креативно мыслящих граждан, любящих окружающую природу, Родину, семью,
способных грамотно и творчески использовать приобретённые учебные компетенции в жизни.
Изучение данного курса в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому
организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах
профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
• Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений у
обучающихся в области физического эксперимента.
• Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию.

• Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения обучающимися
профессиональных образовательных программ для обучения и воспитания, способных грамотно и
творчески использовать приобретенные учебные компетенции в жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
• Способствование формированию познавательного интереса к физике, развитию творческих
способностей у учащихся.
• Развитие интеллектуальной компетентность обучающихся.
• Формирование навыков выполнения практических работ, ведения исследовательской
деятельности.
• Совершенствование навыков работы со справочной и научно популярной литературой.
Требования к уровню подготовки выпускника 8-го класса
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
• Какие физические законы можно использовать при объяснении процессов, происходящих в
организме человека.
• Особенности своего организма с точки зрения законов физики.
уметь:
• Работать с различными источниками информации.
• Наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений.
• Моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять измерения, представлять
результаты измерений в виде таблиц, графиков, ставить исследовательские задачи.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к
творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для
• объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
поставленных задач;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
• Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
Система аттестации обучающихся
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю). После окончания изучения курса
зачет ставится при выполнении следующих условий:
1. Выполнение минимум 6 практических работ из 8
2. Участие в итоговой конференции
3. Составление «Физического паспорта человека».
Используемые технические средства:
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Экран.
Используемые
технологии:
здоровьесбережения,
проблемного
обучения,
педагогика
сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении
развития творческих способностей.
Основное содержание программы
Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы
физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся
постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет
всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, взаимосвязаны. В
курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие интереса к физике, к экспериментальной
деятельности, формирование умений работать со справочной литературой.
Механические параметры человека (6 ч)
Физика. Человек. Окружающая среда. Линейные размеры различных частей тела человека, их
масса. Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек. Сила давления и

давление в живых организмах. Скорости проведения нервных импульсов. Законы движения крови в
организме человека. Естественная защита организма от ускорения. Проявление силы трения в
организме человека, естественная смазка. Сохранение равновесия живыми организмами. Центр
тяжести тела человека. Рычаги в теле человека. Ходьба человека. Виды суставов. Деформация
костей, сухожилий, мышц. Прочность биологических материалов. Строение костей с точки зрения
возможности наибольшей деформации. Тело человека в гравитационном поле земли. Условия
длительного существования человека на космической станции. Меры защиты летчиков и
космонавтов от ускорения. Невесомость и перегрузки. Работа и мощность, развиваемая человеком в
разных видах деятельности. «Энергетика» и развитие человека. Применение закона сохранения
энергии к некоторым видам движения человека.
Лабораторные работы.
1. Определение объема и плотности своего тела.
2. Определить среднюю скорость движения.
3. Определение времени реакции человека.
4. Определение мощности человека при совершении физических упражнений.
Колебания и волны в живых организмах (2 ч)
Колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки, сопровождающие работу
сердца и легких, их запись. Стетоскоп и фонендоскоп. Выстукивание - как один из способов
определения размеров внутренних органов и их состояния. Радиоволны и человек. Звук как средство
восприятия и передачи информации. Орган слуха. Ультразвук и инфразвук. Область слышимости
звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека. Слуховой аппарат.
Лабораторная работа.
5. Изучение свойств уха.
Тепловые явления (4 ч)
Терморегуляция человеческого организма. Роль атмосферного давления в жизни человека.
Осмотическое давление. Изменение кровяного давления в капиллярах. Влажность. Органы дыхания.
Тепловые процессы в теле человека. Человек как тепловой двигатель. Энтропия и организм человека.
Второе начало термодинамики и способность к самоорганизации.
Лабораторные работы.
6. Определение дыхательного объема легких человека.
7. Определение давления крови человека.
Электричество и магнетизм (2 ч)
Электрические свойства тела человека. Биоэлектричество. Бактерии – первые электрики
Земли. Фоторецепторы, электрорецепторы, биоэлектричество сна. Электрическое сопротивление
органов человека постоянному и переменному току. Магнитное поле и живые организмы.
Оптические параметры человека (2 ч)
Строение глаза человека. Сила аккомодации глаза. Оптическая сила. Дефекты зрения и
способы их исправления. Особенности зрения человека. Разрешающая способность глаза человека.
Как получается, что мы видим. Граммофонная пластинка и глаз. Для чего нам два глаза.
Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.
Лабораторные работы.
8.Наблюдение некоторых психофизиологических особенностей зрения человека.
Подведение итогов (1 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».