Знатоки русской истории (ИГЗ, 8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа ИГЗ по истории
«Знатоки русской истории»
Учебный год – 2022-2023
Класс – 8
16 часов в год
1 час в неделю
Учитель: Ерченко Антон Игоревич

Петровка, 2022

Пояснительная записка
Настоящая программа курса «Знатоки русской истории», составлена с учетом обязательного
минимума содержания исторического образования.
Рабочая программа для подготовки к экзамену разработана на основе ФГОС ООО, примерной
программы основного общего образования по предмету «История» и «Примерные программы по
учебным предметам. История.
Цель программы – расширение знаний учащихся по истории через актуализацию знаний по
основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам
человека, демократическим принципам общественной жизни;
 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися
культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
 освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической преемственности;
 овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с
различными источниками исторической информации;
 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и
ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию
в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и
стран.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории;
 соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
 группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
З. Работа с историческими источниками:
•читать историческую карту с опорой на легенду;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных,
текстовых, изобразительных и др.);
 сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
 рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
 характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
 на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
 различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
 соотносить единичные исторические факты и общие явления;
 называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
 раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; • сравнивать исторические
события и явления, определять в них общее и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
Рабочая программа рассчитана на 16 учебных часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен:
Знать:
 Основные виды исторических источников;
 основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
уметь:
 работать с хронологией (соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории); работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные
задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках,
в рассказе
 об
исторических
событиях; сравнивать свидетельства разных источников);
 работать с исторической картой (показывать на картах России и мира территории расселения
народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
 описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших
исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного
материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
 анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие
исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов,
явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять
смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых
исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия
важнейших исторических событий);
 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям
 отечественной и мировой культуры;
 понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и
настоящего;
 анализировать причины текущих событий в России и мире;
 высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления
об историческом опыте человечества;
 использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Планируемые результаты к освоению содержания
К личностным результатам относятся:
- формирование Российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края
в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических
традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты выражаются в следующем:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять
контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые
коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями
(определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей
и др.);
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных
носителях и ресурсов сети Интернет;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с однокласниками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать
конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями о развитии человечества, месте и роли России в мировой
истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа
для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки
личностей во времени и пространстве;
- овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность,
читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию
из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность
и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками,
понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять
исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей
страны.

Содержание курса
Вводное занятие
Знакомство со структурой экзаменационной работы по истории России и особенностями
выполнения различных видов заданий.
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение территории нашей страны. Народы, проживавшие на территории России до середины I
тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский
каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия,
общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество.
Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Раздел 2. Русь в IX - начале XII в.
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.
Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. Владимир I. Крещение Руси.

Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Категории населения. Княжеские усобицы. Владимир
Мономах. Международные связи Древней Руси.
Раздел 3. Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское
княжество. Новгородская боярская республика. Удельные князья. Бояре. Свободное и зависимое
население.
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с
Запада. Александр Невский. Русь и Орда. Русь и Великое княжество Литовское. Восстановление
хозяйства. Формы землевладения. Начало объединения русских земель. Иван Калите. Куликовская
битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Раздел 4. Российское государство во второй половине XV - XVII в.
Борьба против Орды. Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских
земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497
г. Местничество.
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Расширение Русского государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной
Сибири). Казачество.
Ливонская война. Опричнина. Прекращение династии Рюриковичей. Смута в начале XVII
вв. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Россия при первых
Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления
в экономике.
Мануфактуры. Развитие торговых связей. Отмена местничества.
Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан
Разин. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение в состав России Левобережной
Украины. Завершение присоединения Сибири.
Раздел 5. Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
Формирование древнерусской культуры. Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии.
Письменность. Живопись и зодчество.
Культурный подъем в XII – начале XIII в. Своеобразие культурных традиций в русских землях и
княжествах. Монгольское завоевание и русская культура.
Формирование культуры Российского государства. Московский Кремль. Андрей Рублев.
Литература. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы
допетровской Руси.
Раздел 6. Россия в XVIII – середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Строительство мануфактур. Создание
регулярной армии и флота. Северная война.
Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви
государству. Крепостнический характер экономики и зарождение буржуазных отношений. Дворцовые
перевороты. Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм
Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия в войнах
второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых
территорий.
№
п/п
1-2
3
4

5-6
7

Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем
Кол-во
часов

Вид деятельности

Вводное занятие
Народы и государства на территории нашей страны в
древности
Урок-практикум
Народы и государства на территории нашей страны в
древности
Русь в IX - начале XII в.

2
1

Лекция
Работа в группах

1

Решение тестовых
заданий

2

Урок – практикум

1

Лекция
Работа с документом
Решение тестовых

8-9
10
1112
13

1415
16

Русь в IX - начале XII в.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Урок-практикум
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Российское государство во второй половине XV - XVII
в.
Урок-практикум
Российское государство во второй половине XV - XVII
в.
Культура народов нашей страны с древнейших времен
до конца XVII в.
Итоговое повторение

2
1
2
1

заданий
Лекция
Решение тестовых
заданий
Лекция
Урок-презентация
Решение тестовых
заданий

2

Урок-презентация

2

Решение тестовых
заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».