РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса Психология общества
8 класс
Педагог-психолог: Павлова С.В.
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психология общества» для обучающихся 8
классов МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа» разработана в соответствии с ФГОС
ООО, рабочей программой воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Школа
развивает
интеллектуальную
сферу
учащегося,
оказывает
непосредственное влияние на формирование отношения к себе,
к одноклассникам, к значимым взрослым; именно в школе человек приобретает и
укрепляет свой социальный статус. Но школу часто обвиняют в том, что она не готовит
детей к реальной жизни, не учит их общению, решению конфликтных ситуаций, не дает
возможности некоторым учащимся проявить себя. При этом способность к личностному
и
профессиональному
самоопределению
связана
с
функционированием
определенных
психологических
механизмов
личности
как
субъекта
собственной жизнедеятельности и общественной жизни. В настоящее время
перед
образованием
поставлены
задачи
формирования
личности
адаптированного гражданина. Преподавание психологии в школе дает возможность
на соответствующих возрастных этапах становления личности способствовать развитию
индивида как субъекта психической активности, способного брать на себя
ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их
достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях. Старший
подростковый возраст характеризуется устойчивой конфликтностью в отношениях с
противоположным полом и со взрослыми. В старшем подростковом возрасте и, в
последствии, в возрасте ранней юности человек выбирает приоритеты-ценности в жизни,
и естественно, что школа, как и семья и средства массовой информации, оказывает
непосредственное влияние на формирование ценностных ориентаций в жизни молодых
людей. Школьникам в данном возрасте необходимо иметь позитивный опыт в общении,
расширять свои знания в данной области. Эти знания делают более объемными
представление
подростков
о
развитии
личности,
движущих
силах
человеческих взаимоотношений, о приемах избегания конфликтных ситуаций
и достижения согласия. Общение также является неотъемлемой частью любого урока,
поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как
учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
Данный
учебный
курс
направлен
на
повышение
психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической
науке и формирование коммуникативных навыков и умений.
Программа предназначена для групповых занятий учащихся 8-х классов, которые
выбрали данный элективный курс. Программа рассчитана на 18 занятия (по 40
минут каждое) один раз в неделю.
Концептуальные компоненты программы.
1.1. Цель программы: создать условия для учащихся для передачи теоретических и
практических знаний основ межличностных взаимоотношений, развить навыки
конструктивного межличностного взаимодействия.
Задачи:
1. Знакомство с закономерностями межличностного восприятия и взаимодействия,
повышение психологической компетентности учащихся.
2. Обучение конкретным приемам избегания конфликтных ситуаций и достижения
согласия при взаимодействии с людьми.
3. Обучение приемам конструктивного межличностного взаимодействия для повышения
его эффективности.
4. Расширение представлений о себе, повышение уверенности в себе, развитие
сенситивности.
5. Диагностика личных качеств и умений.
Принцип преподавания элективного курса.
Главным аспектом изложения учебного материала являются нацеленность на
личность ученика 8-х классов с ее потребностями и интересами, индивидуальнопсихологическими и возрастными особенностями. Методической особенностью данного
курса является проблемно диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом
освоении
знаний
старшеклассниками
имеют
проблемные
вопросы,
являющиеся
необходимым
структурным
элементом
каждого
урока.
Их
постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою
точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений.
Диалогический характер обучения призван способствовать
самостоятельному
«открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов;
осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других
людей
в
процессе
межличностного
взаимодействия,
преимуществ
конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных
целей. В результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями
и навыками, формирование собственных личностных позиций.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание
уделяется
анализу
конфликтных
ситуаций,
отработке
приемов
конструктивного разрешения конфликтов как в повседневном деловом и личностном
общении, так и в семейных отношениях. Больше времени отводится на активные формы
работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование
устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
Психотехнические игры, элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и
ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», формировать
навыки
анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению и
самоанализа, конструктивного ведения диалога. Только интегрировавшись в
личный
жизненный опыт полученные знания могут стать регулятором
поведения
человека. Свободная атмосфера творческого поиска ответов на
вечные вопросы, понимания себя и других отвечает возрастным особенностям
и актуальным потребностям подросткового и раннего юношеского возраста.
Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема может быть
изложена в течение нескольких уроков. Каждый из них включает практические задания:
обсуждение проблемных вопросов и дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры,
психотренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ
результатов психологического тестирования.
Тематическое планирование курса
№
п/п
Тема
Количество часов
1.
Введение в социальную психологию. Общение: задачи и 2
процесс.
2.
Основы понимания людьми друг друга.
2
3.
Отношения в обществе и между людьми.
2
4.
«Большой социум» содержание и основные характеристики понятия.
2
5.
Малая группа как предмет социально
психологического исследования.
2
6.
«Вертикальные» взаимоотношения и
психология конфликта. Стили разрешения
конфликтов.
2
7.
Коллектив и личность
2
8.
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
2
9.
Барьеры в общении.
2
10.
Всего
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в социальную психологию. Отношения между людьми как предмет
изучения социальной психологии, социологии и психологии личности. Кто и как
объяснял социальное поведение: «психология народов» Вундта, «психология масс»
Тарда, теория инстинктивного поведения Мак Дауголла. Современные теории: подходы с
позиций психоанализа, поведенческой психологии, теории взаимодействия.
Значение общения для развития индивида и общества. Тест В.Ф. Ряховского. Общение и
деятельность. Виды общения: деловое, личностное, формальное и неформальное.
Использование примеров из школьной жизни для иллюстрации различных видов
общения.
Уровни анализа социальной информации: вербальный (речевой)
и невербальный (мимика, интонации, поза, пространство). Интерпретация языка
телодвижений. Контекст общения. Доверительность получаемой информации. Жесты.
Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» Пантомимика и социальный статус
партнеров по общению. Успешность общения. Фрагменты кинофильма «Обмани меня».
Тема
2. Основы
понимания
людьми
друг
друга.
Восприятие
и
понимание.
Наблюдательность
и
социальная
сенситивность
(чувствительность),
способность
принять
позиции
другого.
Тест
«Ваша
коммуникативная установка». Понятие о психологической дистанции и пространстве
общения.
Правило
Ласуэлла.
Приписывание
(каузальная
атрибуция)
и
проекция. Социально-культурные нормы общения. Образование защитных барьеров.
Тема 3. Отношения в обществе и между людьми. Принадлежность человека к большим,
малым и референтным группам. Вклад «социальных ролей» человека в формирование его
личности. Теория ролей Э.Берна. Теория «зеркального Я» Кули. Проблема устойчивого и
изменчивого в личности. Тест «Три Я».
Тема 4. «Большой социум» - содержание и основные характеристики понятия.
Классификация больших групп: организованные, стабильные (социальные прослойки,
нации) и неорганизованные, временные (публика, толпа). Особенности личности и
социально-культурная принадлежность. Проблема национальных конфликтов. Отражение
национальных особенностей в поведенческих и коммуникативных привычках.
Понятие
этнического стереотипа. Динамика большой
группы: феномены
внушения,
паники, заражения. Социальный контроль. Санкции и власть.
Тест
«Поддаетесь
ли
вы чужому мнению?» (Для
выявления
уровня
конформности поведения).
Тема 5. Малая группа как предмет социально-психологического исследования.
Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные,
открытые и закрытые, группы членства и референтные. Организация, коллектив.
Структура малой группы. Социометрия как метод изучения малых групп. Групповые
нормы, их
принятие и
отклонение. Сплоченность. Понятие групповой
динамики. Социометрия.
Тема 6. «Вертикальные» взаимоотношения и психология конфликта. Стили разрешения
конфликта. Тест К.Томаса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Принципы
управления конфликтом. Практическая работа «Разногласие».
Тема 7. Коллектив и личность. Роль процесса социализации в развитии личности. Этапы
формирования коллектива. Распределение ролей в
коллективе. Лидерство.
Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. Практическая
работа «Предвыборная программа».
Тема 8. Конструктивное общение. Контроль эмоций. Способы снижения эмоциональной
напряженности. Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение
негативных чувств. Практическая работа «Нейтрализация негативных эмоций».
10
Тема 9. Барьеры в общении. Что мешает полноценному общению.
Наиболее распространенные барьеры общения. Стереотипизация. Препятствия,
мешающие нормальным взаимоотношениям. Барьеры: отвращения и брезгливости,
презрения, страха стыда и вины, барьеры, вызванные гневом. Тест КОС.