Самоопределение (факультатив, 8 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса Самоопределение
8 класс

Педагог-психолог: Павлова С.В.

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса «Самоопределение» для обучающихся 8
классов МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа» разработана на основе ФГОС ООО,
рабочей программы воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
На современном этапе общественного и государственного развития особенно
актуальными становятся вопросы, кем профессионально стать (быть) и как (каким образом)
выбрать профессию. В соответствии с новыми требованиями ФГОС, ориентированными на
становление личностных характеристик выпускника основной школы выделяются особенности,
связанные с умением ставить жизненные и профессиональные цели для организации будущей
профессиональной траектории. профессиональным и личностным самоопределением.
Результаты
исследований
показывают,
что
эффективное
профессиональное
самоопределение обучающегося возможно лишь при достаточно высоком уровне развития
личности, которое предполагает сформированность позитивного образа «Я», целостное
восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление
руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.
Сегодня помощь учащимся в профессиональном самоопределении должна пониматься широко.
Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в
подростковом и юношеском возрасте.
Цель программы:
формирование готовности обучающихся к постановке личностных и профессиональных
целей в процессе выбора своей будущей профессиональной деятельности в соответствии с
личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом
потребностей рынка труда.
Задачи:
 формировать у обучающихся мотивацию к учебе, труду, потребности к приобретению
профессии;
 научить способам и приёмам поиска информации, связанной с профессиональным
образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой
служб занятости населения;
 развивать
представления
у
девятиклассников
о
перспективах
своего
профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
 информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной
деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях
местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой
деятельности;
 оказывать
психолого-педагогическую
поддержку
обучающимся
в
их
профессиональной
ориентации,
самоопределении,
включающей
диагностику
профессиональных склонностей, профессионального потенциала, их способностей и
компетенций, необходимых для продолжения образования, выбора профессии или профиля.
Возраст учащихся: 15-16 лет (9 класс)
Направления работы:
• Развивающая работа по профессиональному и личностному самоопределению,
просвещение обучающихся
• Диагностика профессиональных интересов, личностных особенностей обучающихся;
• Консультативная работа с учащимися по вопросам профессионального и личностного
самоопределения;
• Работа с родителями;
• Работа с педагогами.
• Совместная работа со специалистами, социальными партнерами;
• Участие в городских мероприятиях по профессиональному самоопределению.

Авторская разработка курса занятий «Профессиональное самоопределение»
составлена на основе программы «Твоя профессиональная карьера» С. Н. Чистяковой. В работе
используется учебник для 8-9 классов под ред. С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная
карьера», М.: Просвещение, 2007.
Содержание занятий способствует развитию у девятиклассников активного самопознания,
исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им
сориентироваться в планах на будущее.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации
занятий: деловые игры, тренинги, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация
видеороликов, встречи с представителями отдельных профессий, интересными людьми,
диспуты, экскурсии и д.р.
Изучение курса предполагает активное участие обучающихся в подготовке и проведении
занятий, насыщение уроков различными упражнениями для самостоятельной работы,
раздаточным дидактическим материалом.

Тематическое планирование
№

Тема урока

1.

Кол-во
часов
Структура выбора профессии 2 ч.

2.

Структура выбора профессии 1 ч.

3.

"Могу" - личностные
особенности выбора
профессии
Представление о себе

3 ч.

Типичные ошибки при выборе
профессии
Диагностика личностных
особенностей

1 ч.
1ч.

9.

Представление о себе
«Хочу» - личностные
профессиональные
предпочтения
«Хочу» - личностные
профессиональные
предпочтения
«Хочу» - личностные
профессиональные
предпочтения
«Надо» - запрос рынка труда

10.

«Надо» - запрос рынка труда

1ч.

11.

«Надо» - запрос рынка труда

2 ч.

12.

«Надо» - запрос рынка труда

1 ч.

4.
5.
6.

7.

8.

Раздел

1ч.

Формула «Хочу-могу-надо»

Изучение профессиональных
склонностей
Профессиональные сферы
Интерактивная игра "Мой
выбор"

1ч.

Профориентационная игра
"Перекресток"

1 ч.

Профориентационная игра "Три
пути"

1 ч.

Система образования в разных
странах мира
Особенности системы
образования в России
Что такое рынок труда?
Востребованные профессии
России и Пермского края

12.

«Надо» - запрос рынка труда

1 ч.

Онлайн экскурсия в учебные
заведения
Востребованные сферы
деятельности

14.

Мир профессий

2 ч.

15

Мир профессий

1 ч.

Дискуссия "Умирающие
профессии"

16

Мир профессий

2 ч.

Атлас профессий будущего

17

Мир профессий

2 ч.

Компетенции будущего

18

Мир профессий

1 ч.

Моя будущая профессия

19

Мир профессий

1 ч.

Профессиограмма - нужна?

20

Мир профессий

1 ч.

Составление профессиограммы
своей будущей профессии

21

Мир профессий

3 ч.

22

Мир профессий

3 ч.

Семинар-дискуссия "Образ
жизни, который я выбираю"
Профессиональные пробы

23

Мир профессий

1 ч.

Заключительное занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».