Следствие ведут пермяки (УСВ, 5 класс)

Рабочая программа
по УСВ «Следствие ведут пермяки»

Класс: 5 класс
Составитель: Гордеева Надежда Викторовна, педагог-библиотекарь

с. Нижние Муллы, 2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа УСВ «Следствие ведут пермяки» составлена на основе ФГОС ООО (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577); рабочей программы
воспитания МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Курс УСВ «Следствие ведут пермяки» посвящен краеведческой литературе Пермского
края и направлен на формирование представлений о родной литературе как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, а также на
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
этнокультурные традиции.
Изучение УСВ «Следствие ведут пермяки» должно обеспечить достижение следующих
целей:

воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения краеведческой литературы Пермского края, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;

осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
УСВ «Следствие ведут пермяки» направлены на решение следующих задач:

приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации;

осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений
о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;

получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;

выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по
поводу прочитанного;

формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;

формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;

развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и
др.
2

В основу курса УСВ «Следствие ведут пермяки» заложена мысль о том, что литература
Прикамья включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему
поколению, литература Пермского края устанавливает тем самым преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании
школьников.
Специфика курса УСВ «Следствие ведут пермяки» обусловлена:
а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа), духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание программы курса УСВ «Следствие ведут пермяки» определяется
следующими принципами.
1.
Основу программы УСВ «Следствие ведут пермяки» составляют произведения
русских писателей Пермского края, наиболее ярко воплотившие национальную специфику
русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений,
представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
2. В программу УСВ «Следствие ведут пермяки» вводятся произведения современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и
культуры, но более близких и понятных современному школьнику, чем классика.
3.
Используются произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями.
4.
Выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной
спецификой русских традиций, быта и нравов.
5.
В каждом произведении выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального
сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени
– вплоть до наших дней.
6.
Вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов
искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними.
На изучение УСВ «Следствие ведут пермяки» в 5 классе отводится 8 часов. (из расчёта 4
учебных часа в один день занятий, всего два дня).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УСВ «Следствие ведут пермяки»
Личностные результаты освоения программы:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;

3


способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)
норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты освоения УСВ «Следствие ведут пермяки» отражают
сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой
активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная
литература (краеведческая литература Пермского края)» выражаются в следующем:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской
Федерации и мира;
4


понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании;
умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения УСВ «Следствие ведут пермяки»
5 класс

формирование умения выделять проблематику авторских произведений как основу
для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур
с другими народами России;

формирование представлений о богатстве краеведческой литературы Пермского
края;

развитие умений давать смысловой анализ литературного текста на основе
наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о
проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений
работы с разными источниками информации.

5

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УСВ «Следствие ведут пермяки»
5 КЛАСС (8 ч)
РАЗДЕЛ 1. Детские писатели Пермского края ()
В. И. Воробьев «Капризка» и другие сказки.
А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
В. Астафьев «Зорькина песня», «Последний поклон»
П. П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка»
Л. И. Давыдычев «Жизнь Ивана Семенова».
тематический план:
5 класс (8ч.)
Блок

Тема
Раздел 1. Писатели Пермского края
Л. И. Давыдычев:
«Жизнь Ивана Семенова»
Детские писатели
В. И. Воробьев
Пермского края
«Капризка», «Как кот Васька ходил в школу»

Уральский сказ

П. П. Бажов:
«Малахитовая шкатулка»
«Огневушка-поскакушка»

Кол-во часов

3
1
2

Родные просторы

В. Астафьев:
«Зорькина песня»

1

О детях, для детей

А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

1
Всего: 8

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».