Моделирование (УСВ, 6-7 классы)

1

Рабочая программа
курса по выбору
для 6-7 классов
«Моделирование»

Составитель:
Муртазина Э.Г.

2022/2023 учебный год

2

Пояснительная записка
Программа метапредметного курса «Моделирование» предназначена для учащихся 6-7
классов, разработана в соответствии с ФГОС ООО. Предметная направленность
дополнительной образовательной программы состоит в приобретении опыта
исследовательской деятельности, обучений основам проектирования и конструирования
объекта с последующей реализации проекта в изделие.
Роль моделирования в современном научном познании все больше и больше возрастает.
Сегодня трудно указать область человеческой деятельности, где моделирование не
применялось бы. Оно широко используется в физике, химии, биологии, физиологии, в
раскрытии механизма психической деятельности и в познании социальных явлений.
Современная наука рассматривает моделирование или модельное изучение как
средство развития творческих способностей и научного осмысливания практики, как
форму обучения, совершенствования контроля знаний.
Объектами оценивания является
1) модель в виде схемы;
2) объёмная модель в виде ручной поделки;
3) самооценка учащихся.
Предлагаемая программа метапредметного курса дополнена проектной и исследовательской
деятельностью обучающихся, практическим воплощением замысла в жизнь.
Особую значимость имеют коллективные формы организации труда школьников, где
создаётся
благотворительные
предпосылки
для
взаимодействия,
дискуссий,
взаимопомощи и самоутверждения личности подростков. Программа полностью
соответствует концепции ФГОС ООО.
Краткосрочный курс «Моделирование» рассчитан на 8 часов в разновозрастных
группах сменного состава.
Цели курса:
·Создание условий для освоения учащимися основной школы следующих УУД
(универсальных учебных действий): конструирование, проектирование, моделирование,
кооперация – совместная деятельность, ИКТ-компетентность;
·Организация деятельности за пределами учебного предмета, которая направлена на
обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой,
моделью и связь с жизненными ситуациями через моделирование и конструирование;
·Конкретизация метапредметного (личностного) результата с учетом возраста
обучаемых, выделения конкретной компоненты результата: умение создавать модели и
схемы материальных объектов окружающего мира.
Задачи курса:
·Содействовать формированию действий моделирования, проектирования, конструирования;
·Развивать познавательный интерес;
Научить планированию, организации
практической деятельности, поиску и
выделению необходимой информации;
Анализировать объекты, с целью выделения признаков (существенных и
несущественных;
·Сопоставлять сравнение и обсуждение достоинств существующих аналогов
конструктивного решения;
·Способствовать развитию культуры моделирования и конструирования через
самостоятельное и формулирование познавательной цели;

3

·Освоить безопасные приёмы труда;
·Воспитывать трудолюбие, настойчивость в получении конечного продукта.
Ожидаемые результаты:
В качестве планируемых образовательных результатов рассматривается достижение
личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
К метапредметным результатам относятся готовность к профессиональному выбору;
готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиции
социальных норм поступки (собственные и других людей); целеполагание для
собственной познавательной деятельности, осуществление логических операций (анализ,
синтез, классификация ), моделирование.
К личностным результатам относится опыт самоопределения (внутренняя позиция
школьника; самооценка и самоуважение), опыт смысл образования, наличие учебной и
социальной мотивации.
Предметные образовательные результаты представлены как синтез основ системы
научных знаний «предметной» деятельности. Обобщённые способы решения учебных
задач; исследовательские, коммуникативные, умение работать с различными
источниками информации.
Содержание курса:
Тема №1. Моделирование и конструирование. Деловая игра «Изобретатель»
Тема №2. Текстовая информация. Исследовательская работа «Работа с текстовой информацией при
моделировании»
Тема №3. Символы и знаки. Интеллектуальная игра «Знаки и символы в современном обществе»
Тема №4. Рисунок и схема.
Тема №5. Определение и понятие. Исследовательская работа «Анализ информации, нахождение
отличий и аналогий»
Тема №6. Таблицы, диаграммы. Практическая работа «Приемы и формы свертывания
информации»
Тема №7. Объемные модели. Практическая работа по техническому заданию.
Тема №8. Критерии оценивания модели. Разработка собственного задания и критериев оценивания.
Список использованной литературы:
Список использованных источников.
1. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием
(г. Пермь, 01-02 марта 2012г.) Инновационные походы к организации технологического
образования, ориентированного на подготовку инженерно- технических кадров. Пермь
ПГПУ 2012- 357 с.;
2. Приемы и формы свертывания информации. 9-й класс. Балякина Марина
Анатольевна. http://festival.1september.ru/articles/620056/
3. Кирюхин В.Ю. Метапредметный конкурс «Моделирование»
4. Метапредметная программа развития культуры моделирования и
Конструирования. http://school30penza.ru/otchet/metaprredmetnaja-programma-razvitijakultury-model.pdf
5. Как разработать метапредмет. http://ioc.rybadm.ru/project/fgos_4/1.pdf
6. МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
http://presto.perm.ru/wpcontent/uploads/2016/02/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B
D%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82-

4

%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%BE-%D0%9C%D0%9E.pdf
7.Занимательные опыты и эксперименты/ /Ф. Ола и др./ М.:Айрис-пресс, 2006.-128с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».