Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Мой любимый Пермский край. Природа»
для обучающихся 3 класса
на 2022-2023 учебный год
Составила: Сизова Марина Николаевна
Петровка 2022
1.
2.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской
Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей
в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О
повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и
молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000
г. № 101/28-16).
Важной проблемой современного общества и школы является повышение
познавательного интереса и экологической культуры младших школьников.
Поэтому начиная с младшего возраста, актуальна работа по формированию
познавательной активности и экологической грамотности.
Данная программа разработана на основе программы курса по внеурочной
деятельности «Путешествие в мир природы» Г.А. Пестова.
Курс «Мой любимый Пермский край. Природа» призван сблизить детей с
природным окружением, обогатить учащихся опытом собственных наблюдений,
открытий, радостного общения с миром природы, преодолеть описательность
получаемых в рамках базового образования знаний, приобщить подрастающее
поколение к этическим нормам и традициям отношения Человека к Природе.
Курс посвящен изучению в доступной для детей форме наиболее важных
проблем экологии и природоохранной деятельности.
Новизна курса заключается в том, что для расширения эколого-познавательных
знаний обучающихся и формирования у них экологических компетенций в
современных городских условиях, используется комплекс методов и подходов,
сочетающий в себе элементы специальных экологически ориентированных,
психоэмоциальных, творческих педагогических технологий и традиционных
приемов обучения.
Программа строится на принципах:
Природосообразности;
формирования субъектно-этического отношения к природе;
доступности и наглядности;
последовательности и систематичности обучения и воспитания;
учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель программы расширение познавательного интереса младших школьников
о природе Пермского края и формирование опыта экологически сообразного
взаимодействия с природой.
Задачи:
Актуализировать и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе, о
видовом разнообразии растений и животных своей местности;
Обучать вести целенаправленные наблюдения в природе;
3.
4.
5.
6.
7.
Формировать основы экологических знаний и экологического мышления;
Воспитать чувство бережного отношения к природе;
Развивать внимание, наблюдательность, память, пространственное мышление;
Развивать творческие способности;
Развивать речевую культуру и коммуникативные навыки.
В программе используются такие методы как: объяснительно –
иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, исследовательские,
практические.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и
предназначена для детских объединений постоянного состава, возрастной
диапазон – 9-10 лет. Периодичность и продолжительность занятий: общее
количество часов в год – 34, сентябрь – май – 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса формируются следующие
универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность
выражать своё отношение к окружающему миру природы различными
средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры
декоративно-прикладного искусства др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости
сохранения окружающей среды;
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения ставить цели и планировать деятельность.
Предметные результаты:
накопление и расширение знаний о природе: знают виды растений, виды
животных, 5-10 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу;
названия водоемов Пермского края.
Виды контроля:текущий, тематический, итоговый.
В результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества,
как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность,
трудолюбие, любовь к природе.