Впечатления через край (курс внеурочной деятельности, 2 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

"Впечатления через край"
направление: общеинтеллектуальное
для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Копытова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов

д. Петровка, 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Впечатления через край"
составлена на основе ФГОС НОО, авторской программы "Маленький Пермяк", проекта
"Пермский край - детям", который направлен на развитие экскурсионно-образовательного
туризма в Пермском крае. Программа составлена с учетом методического конструктора
«Внеурочная деятельность школьников» (авторы: Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – Москва
«Просвещение», 2017) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и
основное образование)» под редакцией В.А.Горского (Москва, «Просвещение», 2018)..
Курс «Впечатления через край" нацелен на формирование у учащихся лучших
качеств выпускника начальной школы, гражданина своего государства.
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности
ребёнка через систему познавательно-экскурсионных занятий.
Задачи:
1.
Ознакомление с историей и культурой родного края.
2.
Развитие познавательной активности и самостоятельности в
получении знаний о родном крае.
3.
Развитие
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий.
4.
Формирование информационной культуры (знание разных
источников
информации,
умения
отбирать
нужную
информацию,
систематизировать её и представлять).
5.
5.Воспитание любви к природе, своему Отечеству, родному краю,
уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и
историческое наследие.
Общая характеристика курса
Курс «Впечатления через край"» представляет собой комплекс специально
разработанных занятий, сочетающих в себе развивающие упражнения с разнообразным
познавательным материалом краеведческой направленности. Эта совокупность
обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их
психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения,
речи, пространственного восприятия, коммуникабельности, таких способностей
мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация,
установление логических связей, а так же формирование качеств личности:
сопричастность к истории села, города, страны.
Изучение родной страны, её истории, культуры, природы, национальных
особенностей важно начинать с изучения малой родины: села, города, края. Историю
можно осваивать не только на уроках, но и в исторических и краеведческих музеях, а так
же в местах археологических раскопок, таких как Гляденовская гора. С городом Пермь и
севером Пермского края связаны Октябрьская революция 1917 года, история царской
семьи и дома Романовых. О Великой Отечественной войне рассказывают экспозиции
заводов музеев и городские мемориалы. Пермский звериный стиль, Каменный город,
Обвинская роспись, Нытвенский металлургический завод, река Кама, Уральские горы...
Пермский край славится своей историей, культурой, развитой промышленностью и
богатейшими природными ресурсами. Пермская земля - это перекрёсток культур и
народов, край легенд, которые оживают во время путешествий по Перми Великой.
Леса покрывают более половины площади края. Наши земли богаты полезными
ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, алмазы, золото, минеральные соли,
известняк, хромовые руды, керамзитовые глины, гипс и мрамор. Это определяет
ключевые отрасли промышленности.

На территории края проживают русские, татары, коми-пермяки, башкиры и люди
других национальностей, которые вносят свой неповторимый вклад в его культурный
облик.
В Пермском крае жили и работали такие известные люди как писатели
Л.И.Давыдычев, В.И.Воробьёв, поэт В.В.Каменский, врач Ф.Х.Граль, театральный и
художественный деятель С.П.Дягилев и многие другие.
Обо всём этом и ещё много о чём можно рассказать, а главное посмотреть и
"пощупать" на занятиях по внеурочной деятельности "Впечатления через край", которые
предполагают следующие формы организации занятий:
 поездка;
 экскурсия;
 музейный урок;
 выход на местность;
 занятие в классе.

Место курса в учебном плане
На изучение курса по внеурочной деятельности «Впечатления через край»
классе отводится 34 часа в год; 1 час в неделю.

во 2

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и
чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение
планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в
позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по
различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные
связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать
психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и
познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование
своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной
работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность
к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоциональнонравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других
людей и экспрессии эмоций.
Планируемые результаты курса
Освоение детьми программы «Впечатления через край» направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки
одноклассников, учителя, родителей;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с
ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие
в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого
отношения между её членами;

осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви
к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение
к другим странам, народам, их традициям;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
Второклассник будет учиться:

действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя
или данным в учебнике, рабочей тетради;

контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и
способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник будет учиться:

осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач,
из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных
наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические
действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинноследственных связей, построения рассуждений и выводов;

наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник будет учиться:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные
для партнёра высказывания, задавать вопросы;

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам.
Ожидаемые результаты


обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего
края, будут знать и продолжать семейные традиции;



научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и

будущим;


приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;


будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте
стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

"Впечатления через край"
Календарно- тематическое планирование, 2 класс

2022-2023 учебный год
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тема
Часы
С чего начинается Родина? Малая
2
родина и родина большая. Проект
"Экскурсия по родному селу".
С чего начинается Родина? Как
1
называлась наша страна в разные
эпохи.
Главные праздники нашей страны
1
Народы нашего края
1
Культура народов Прикамья.
1
Город, в котором мы живём.
1
Главные достопримечательности
2
города Перми.
Кто живёт в нашем городе?
2
Профессии пермяков.
Деревья и животные нашего города.
1

10. Деревья Пермского края.

Форма организации
Занятие
Проект
занятие
занятие
занятие
Экскурсия в "Музей села"
занятие
Экскурсия "Символы
Пермского края"
Экскурсия в "Киндерград"
занятие

1

Выход на местность

Животные Пермского края.

1

занятие

Дикие и домашние животные

2

11. Главное животное Пермского края.

1

Экскурсия
п.Ферма
занятие

Животные близкие и далёкие

2

12. Транспорт нашего города.

1

Экскурсия "Музей Пермских
древностей"
занятие

13. Образы родного края в искусстве.
Каждый из нас художник.
14. Пейзаж земли Пермской.

1

занятие

1

занятие

15. Древнее искусство Прикамья

1

занятие

16. Известные люди Пермского края

1

занятие

17. Гляденовская культура

2

Выход на местность

18

Гляденовская культура

1

занятие

19

Гляденовская культура

2

20

Свято-Троицкий храм

1

Экскурсия "Музей истории
Пермского района"
Экскурсия в храм

21. Сказы о земле Уральской.
П.П.Бажов.

1

Дата

22. Моя семья - вклад в Победу. Проект
"Спасибо деду за Победу"
Всего

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».