РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
Основы финансовой грамотности
4 класс, НОО
на 2022-2023 учебный год
всего: 34 часа
Учитель: Перминова Алина Олеговна
д. Петровка, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на
основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с
требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю.
Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. При составлении
программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа
рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов.
Цель программы: является развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка,
формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно –
исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим
отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со
сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на
межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки
работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются: познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательных и творческой инициативы;
Оценка правильности выполнения действий;
Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:
Составление текстов в устной и письменной формах;
Умение слушать собеседника и вести диалог;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к
концу года являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
Содержание программы
Тема
Что такое деньги и
какими они бывают?
Количество часов
Содержание
13ч
Как появились деньги?
История монет. Монеты
Древней Руси (выполнение
творческих работ).
Представление творческих
работ «Монеты Древней
Руси». Бумажные деньги.
Безналичные деньги.
Дебетовая карта и кредитная
карта, в чем разница?
Исследование «Деньги
современности».
Представление результатов
исследования. Валюты.
Интерактивная викторина
«Деньги». Миниисследование «Сколько стоят
деньги?»
Из чего складываются
доходы в семье
8ч
Деньги счёт любят, или
как управлять своим
кошельком, чтобы он не
пустовал
13ч
Представление результатов
мини-исследования
«Сколько стоят деньги?»
Откуда в семье берутся
деньги. Как заработать
деньги? На что семьи тратят
деньги? Вот я вырасту и
стану… Профессии
будущего и настоящего. А
чем занимаются банкиры?
Как приумножить то, что
имеешь? Как правильно
планировать семейный
бюджет?
Как тратить с умом?
Примерный бюджет
школьника. Семейный
бюджет. Бюджет Российской
Федерации. Если доходы
превышают расходы,
образуются сбережения.
Если расходы превышают
доходы, образуются долги.
Игра «Древо решений».
Товары и услуги. Странное
слово «Монополисты». Игра
«Монополия». Творческий
проект «Мое предприятие».
Защита проекта «Мое
предприятие». Обзорное
занятие «Что нового я
открыл для себя?»
Итого
34ч
Виды деятельности:
познавательная;
игровая.
Формы организации деятельности:
этические беседы;
мини-исследования;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;
игры.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Количество Дата проведения
часов
План
Факт
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают 13 ч.
Как появились деньги?
1
История монет
1
Монеты Древней Руси
1
(выполнение творческих работ)
Представление творческих
1
работ «Монеты Древней Руси»
Бумажные деньги
1
Безналичные деньги
1
Дебетовая карта и кредитная
1
карта, в чем разница?
Исследование «Деньги
1
современности»
Представление результатов
1
исследования
Валюты
1
Интерактивная викторина
1
«Деньги»
Мини-исследование «Сколько
1
стоят деньги?»
Представление результатов
1
мини-исследования «Сколько
стоят деньги?»
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье 8 ч.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Итого
Откуда в семье берутся
1
деньги
Как заработать деньги?
1
На что семьи тратят
1
деньги?
Вот я вырасту и стану…
1
Профессии будущего и
1
настоящего
А чем занимаются
1
банкиры?
Как приумножить то, что
1
имеешь?
Как правильно
1
планировать семейный
бюджет?
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч.
Как тратить с умом?
1
Примерный бюджет
1
школьника
Семейный бюджет
1
Бюджет Российской
1
Федерации
Если доходы превышают
1
расходы, образуются
сбережения
Если расходы
1
превышают доходы,
образуются долги
Игра «Древо решений»
1
Товары и услуги
1
Странное слово
1
«Монополисты»
Игра «Монополия»
1
Творческий проект «Мое
1
предприятие»
Защита проекта «Мое
1
предприятие»
Обзорное занятие «Что
1
нового я открыл для
себя?»
34
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
•
•
•
•
•
ситуационная игра
образно-ролевые игры
исследовательская деятельность
урок-практикум
дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического
обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и
участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как
объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными
представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний
мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой
является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие
у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики
учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные
практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется
принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных
деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или
информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц
(лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с
персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими
решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором
периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся
участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты
осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных
социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться
эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной,
обеспечиваются несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;
-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс
обсуждения;
-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за
активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№
Наименование объектов и средств материально- Количество
п/п технического обеспечения
1.Библиотечный фонд
1
Программа по финансовой грамотности
1
Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
2
«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся.
2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТАПРЕСС, 2014
3
«Финансовая
грамотность».
Методические 1
рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
4
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей .
Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014
5
«Финансовая
грамотность».
Контрольные
измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014
2. Печатные пособия
-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
1
- компьютер, проектор,
- CD диски.
4. Интернет-источники
1
Сайт
журнала
«Семейный
бюджет»
http://www.7budget.ru
Уроки
тётушки
Совыhttps://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA
Список использованной литературы
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014. — 64 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы
общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные
материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2014. — 8 c.
Федин, C. Н. Финансовая грамотность. [Текст] : материалы для учащихся.
2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТАПРЕСС,
2014.