РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
4 КЛАСС
Учитель: Никулина В. А
Класс: 4
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спецкурса для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся
к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих
решений.
Программа спецкурса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в четвёртом
классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной
грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. Если
учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений,
условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа,
акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений
в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
2
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами
и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
3
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
1
Старинная женская одежда
2
Старинные женские головные
уборы
3
Старинная мужская одежда и
головные уборы
4
Жилище крестьянской семьи
на Руси
5-6
Внутреннее
убранство и
предметы обихода русской
избы
7
История посуды
на Руси
8
Какие деньги
Предмет изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – озаглавливать текст;
– определять тему;
текста.
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
текста.
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
текста.
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии
текста.
между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
текста.
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;
– соотносить рисунок и его название;
текста.
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
5
были раньше в
России
но-познавательного
текста.
Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
Картофель.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
Баклажан.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
9
Томат
10
Болгарский перец
11
Картофель
12
Баклажан. Семейство Паслёновые
13
Лук
Лук.
14
Капуста
Капуста.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
6
15
Горох
16
Грибы
17
Творческая работа
18
-19
Потребительская корзина
20
Прожиточный
минимум
21
Инфляция
22
23
Распродажи,
скидки, бонусы
24
Благотворительность
– проводить опыты с цветной капустой.
Горох.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав потреби– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
тельской корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение прожи- – Понимать значение и правильно использовать терточного минимума. мины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей
страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
Акции, распродажа, – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная програмскидки, бонусы,
ма», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
кешбэк.
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворитель– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный
ность.
фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворитель-
7
25
Страхование
26
В бассейне
2728
Делаем ремонт
29
Праздничный
торт
30
Обустраиваем
участок
3132
Поход в кино
33
Отправляемся в
путешествие
34
Составляем словарик по финансовой грамотности
ной помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
выгодная покупка.
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта, рас- – Понимать, что такое «смета»;
чёт стоимости стро- – решать задачи на расчёт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
ительных материа– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
лов.
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
Рецепт торта, зада– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
чи на тройку вели– определять, какие продукты выгоднее купить для
чин «цена, количетого, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовство, стоимость».
ление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на обу– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на
стройство участка,
площадь и периметр нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на поход в – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
кино.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на путеше- – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
ствие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Творческая работа
Понятия по финан– Понимать значение и правильно использовать фисовой грамотности, нансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
изученные в 1-4
– составлять математические задачи с изученными
классах.
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в соот-
8
ветствии с поставленной учебной задачей.
9