Киноклуб (5-11 классы)

муниuипальное автономное общеобразовательное rrреждение
<Нижнемуллинск€ш

средняя школа)

приFUIто
На заседании педагогического совета
Протокол Nsl от 28.08.2024r.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности

Киноклуб
На 2024-2025 учебпый год

Учитель: Абаева Яна Валерьевна

Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), возраст учеников 5-11 классы.
В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов и их
обсуждение. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на
уроках литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок
членов «Киноклуба» и т.п.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина
России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством
общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась
ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую
историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни,
отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения,
выбора верных жизненных ориентиров.
Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием
таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с
национальной образовательной инициативой ученик должен обладать не только знаниями и
умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным
мировоззрением.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности
обучающихся, формирования социального опыта подростков через участие в занятиях
киноклуба и включение в проектную деятельность.
Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных
качеств и развитие социального опыта младших подростков.
Задачи:
1. Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и
чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
2. Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться
с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно
оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая
убедительные контраргументы.
3. Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов.
Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и
чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
4. Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями
нашей страны и вечными нравственными ценностями.
5. Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
6. Включать детей в проектную деятельность.

Известно, что «кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль
кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило,

ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало
востребованы массовым зрителем.
А ведь киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму
учащихся в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовнонравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской
кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно
сказывается на развитии эстетического вкуса ребят,
на духовно-нравственных качествах
личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать позитивный
зрительский опыт, навыки критического мышления.
Появление в сети Интернет огромного количества любительских фильмов, снятых на
камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие сподвигло нас на создание
альтернативы этому движению в виде дискуссионного КИНОКЛУБА, ориентированного на
морально-нравственные предпочтения.
На наш взгляд, кино – это:





способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме;
повод задуматься;
неформальная обстановка в работе;
большие и во многом еще неизведанные возможности.

Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной
стороны, в организации неформального общения между учащимися и педагогом (а это важно
как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для
личностного развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность
сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых,
возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать
собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.
Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:
Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными
типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с
ними.


Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения
собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или
киногероя).


Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что
существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить
поведенческий репертуар участников группы.


Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а
также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.


Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма,
самоанализ.
Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра:
Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни
чувств и переживаний.


Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных
для позитивного построения собственной жизни.


Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в
своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.




Развитие способностей к сопереживанию.
Ожидаемые результаты

Первый уровень результатов – обучающиеся приобретают социальные знания (об
общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной
жизни.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности
класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают
дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия.
Следует оговориться: не всякое кино полезно показывать подросткам.
Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые
могут быть рекомендованы школьникам для просмотра.
Идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и
Никитой Михалковым - по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина.
Цель простая: дать новому поколению базовый культурный код нашей цивилизации.
Выбирая фильмы для работы киноклуба, мы исходили из нескольких положений:


фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему



фильм должен быть интересным



фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным



фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору.
Фильм должен отвечать определенным требованиям:

Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному
содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель —
способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм
был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.


Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить
возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.


Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему
запросу.


Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят,
различия в уровне развития, возраст.


Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения.
Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к
обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.


Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены,
не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление
наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях
можно увидеть на обложке диска, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ
фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как
для подростков, так и ведущих.


Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма.
Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного
обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо,
самому стимулировать это обсуждение.
Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых,
переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему
герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем
и т.п.
Мы считаем, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какието события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень
часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести
полноценный анализ увиденного затруднительно.
При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия
ведущего. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками,
но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и
раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от
ведущего.

Учебно-тематический план «Киноклуб ».
Дата форма
Медиаобразовательное
05.09.2022 занятие
Медиаобразовательное
06.09.2022 занятие
Медиаобразовательное
06.09.2022 занятие
06.09.2022 Показ с обсуждением
06.09.2022 Кинособытие
07.09.2022 Кинособытие
07.09.2022 Кинособытие
Медиаобразовательное
12.09.2022 занятие
Медиаобразовательное
16.09.2022 занятие
05.10.2022 Показ с обсуждением
14.10.2022 Кинособытие
15.10.2022 Кинособытие
21.10.2022 Киноклуб
27.10.2022 Показ с обсуждением
Медиаобразовательное
27.10.2022 занятие
01.11.2022 Показ с обсуждением
Медиаобразовательное
17.11.2022 занятие
Медиаобразовательное
18.11.2022 занятие
29.11.2022 Показ с обсуждением
30.11.2022 Показ с обсуждением
02.12.2022 Показ с обсуждением

фильмы
Ролики от Министерства культуры по
безопасности и к дню солидарности в
борьбе с терроризмом

Тема

Видеоролики от Министерства культуры

День солидарности в борьбе с терроризмом

Видеоролики от Министерства культуры
Видеоролики от Министерства культуры
Гора самоцветов (серии №1-84),
Пумасипа
Гора самоцветов (серии №1-84),
Пумасипа
Гора самоцветов (серии №1-84),
Пумасипа, Про барана и козла
Эпизоды фильмов фестиваля "Перерыв
на кино"

День солидарности в борьбе с терроризмом
День солидарности в борьбе с терроризмом

Гора самоцветов (серии №1-84)
Фильм руководителя СК, От Ивана до
Марьи
КИНОФЕСТИВАЛЬ "НОЛЬ ПЛЮС"
Фильм руководителя СК, Фильмы,
созданные "Клубом юных киношников"
КИНОФЕСТИВАЛЬ "НОЛЬ ПЛЮС"
КИНОФЕСТИВАЛЬ "НОЛЬ ПЛЮС"

Народы России

Варлам Шаламов. Опыт юноши
Артек. Большое путешествие

День памяти жертв политических репрессий
Каникулы

Фильм фонда "Общее дело" о курении
Фильм фонда "Общее дело" О вреде
курения
Маруся фореvа!
Мамы
Папы

Откуда берутся вредные привычки?

часы
2

День солидарности в борьбе с терроризмом
2
2
3
2

Слова и дела(акция "Кино вместо урока")
2
Кино вместо урока
2
Кино вместо урока
2
День памяти жертв блокады Ленинграда
2
3
День учителя
День пап
Фестиваль детско-юношеского экранного
творчества"ЭкоНика"
Как победить мусор?
Футбол-просто игра?

2
2
2
2
2
3
2
2

Откуда берутся вредные привычки?
Семейный показ
Семейный показ
Семейный показ

3
3
3

16.12.2022 Показ с обсуждением
20.12.2022 Киноклуб
Медиаобразовательное
09.12.2022 занятие
Медиаобразовательное
09.12.2022 занятие
Медиаобразовательное
08.12.2022 занятие

Африка
Луннные приключения

Твой выбор
Новогодний киноклуб

ролики портала Экокласс

Экоуроки.Раздельный сбор отходов.

ролики портала Экокласс

Экоуроки.Раздельный сбор отходов

ролики портала Экокласс

Экоуроки. Раздельный сбор отходов.

2
2
2
2
2

Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных
Министерством культуры для просмотра школьниками.
1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966
5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966
7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959
9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969
21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938
23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен –
Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977

32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964

35. Звезда – А.Иванов, 1949
36. Земля – А.Довженко, 1930
37. Зеркало – А.Тарковский, 1974
38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
– А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная – В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923
48. Крылья – Л.Шепитько, 1966
49. Курьер – К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница – А.Роу, 1959
53. Мать – В.Пудовкин, 1926
54. Машенька – Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913
56. Мечта – М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948
58. Монолог – И.Авербах, 1972
59. Морозко – А.Роу, 1964
60. Начало – Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969

62. Необычайные приключения мистера Веста в стране
большевиков – Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино –
Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков,
1979
65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны – Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый – В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947
77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки – Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931
81. Радуга – М.Донской, 1943
82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди – К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988
88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987
92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма – И.Авербах, 1975

95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953
96. Чучело – Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978
98. Щит и меч – В.Басов, 1968
99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963
Вдали от


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».