Муниuипа.пьное автономное общеобразовательное rIреждение
<НижнемуллинскЕuI средняя школа>
принJIто
На заседании педагогического совета
Протокол J\!1 от 28.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
.Щополнительного образования
лыжные гонки
На 2024-2025 учебный год
учитель: Заякина Алена Михайловна
Пояснительная записка
Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт» имеет физкультурнооздоровительную направленность.
С целью повышения двигательного режима обучающихся необходимо проводить
дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. Для
полноценного развития обучающимся нужно двигаться, т.е. выполнять определенный
двигательный режим (суточный и недельный).
Задача секции лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у
обучающихся. Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой
оздоровительный и закаливающий эффект. Различные формы и методытренировочных
занятий формируют у обучающихся устойчивый интерес к посещению занятий лыжным
спортом.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет
проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами обучающихся.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:
– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.
Цели:
– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма,
совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического
воспитания и прикладной физической подготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и
спортивной подготовкой;
– формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно –
оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных
формах занятий физкультурой и спортом.
Задачи:
– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом;
– укреплять здоровье обучающихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов;
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.
Рабочая программа работы спортивной секции «Лыжный спорт»составлена с учетом
психологических и физических особенностей развития обучающихся.
Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.
Наполняемость группы – 20 человек.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны:
Знать / понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья и
профилактику заболеваний;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и
применение для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом;
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности.
Уметь:
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по
лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по
избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и
при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется:
По технике выполнения упражнений:
Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты,
скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).
Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов.
Участие в соревнованиях по лыжным гонкам.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Содержание программы.
Развитие лыжного спорта в России.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте.
Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских
играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела,
водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма.
Комплексы УГГ.
Основы техники лыжника.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях
лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных
ходах.
Основа методики техники и тактики лыжника.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники
движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении
различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины
дистанции и рельефа местности.
Правила техники безопасности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние
погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при
ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
Спортивная база, оборудование, инвентарь.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта.
Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и смазки на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений.
Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с
предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической
лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения
на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие
и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
8. Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с
СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением).
Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для
овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для
совершенствования стоек спуска и торможений.
9. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники
передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов
(скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного,
одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового,
конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение
техникой преодоления подъемов и спусков. Спортивные игры (баскетбол, футбол).
Подвижные игры, эстафеты.
10. Участие в соревнованиях.
Городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых
мероприятий.
11. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты,
гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение
техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км
на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение
легкоатлетических
упражнений