Профильный труд (6-9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 вариант)

Класс 1-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа создана на основе:
1. Приказ Минпросвещения от 24.11.2022 номер 1026 "Об
утверждении ФАООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности,
и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие
интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с
различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса.
У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются
навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С
помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок,
схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает
полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой
деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с
требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Место курса в учебном плане
Предмет «Профильный труд»:
6 класс - 2 часа в неделю (68 часов), 34 учебные недели;
7 класс - 2 часа в неделю (68 часов), 34 учебные недели;
8 класс - 4 часа в неделю (136 часов), 34 учебные недели;
9 класс - 5 часов в неделю (170 часов), 34 учебные недели.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

слушание и понимание инструкции педагога;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.







Предметные результаты
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности с учетом особенностей
региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники
безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева,
ткани, глины и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и
помощь близким.
Основное содержание курса «Профильный труд»
Курс представлен следующими разделами: «Растениеводство", «Хозяйственно-бытовой труд».
В процессе обучения школьники 6 – 9 классов овладевают трудовыми умениями, необходимыми при выполнении обязанностей младшего
обслуживающего персонала; учатся адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и
трудового взаимодействия.

Раздел "Растениеводство".
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив
растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков
и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.
Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к
посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей.
Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.
Раздел «Хозяйственно-бытовой труд»
Санитарно-гигиенические работы. Знакомство с основными видами бытовых домашних работ: влажная уборка (вытирание пыли с
поверхностей), уборка мусора, мытьё зеркал, окон, полов, мытьё и уборка посуды, мытьё сантехники (кран, душ, ванная, раковина) и пр.
Знакомство с инструментами и техническим инвентарём для выполнения бытовых домашних работ: тряпка для протирания пыли, тряпка для
мытья пола, ведро для мусора, веник, щетка, совок, пакеты для мусора, пылесос, губка для мытья посуды, губка (тряпка) для ухода засантехникой
и пр. Узнавание (различение) материалов и орудий труда по их функциональному назначению.
Знакомство, узнавание (различение) средств бытовой химии для выполнения бытовых работ, индивидуальных средств защиты: средства
для мытья окон, посуды, сантехники; резиновые перчатки, маски (для средств, имеющий резкий запах).
Освоение технологии проведения влажной уборки (вытирания пыли, удаления грязных следов с поверхности): смачивание тряпки,
протирание поверхностей, споласкивание тряпки по мере её загрязнения и т.д.
Освоение технологии уборки мусора при помощи различных хозяйственных и технических средств: выбор средства уборки (веник, щётка,
совок, пылесос), процесс уборки мусора соответствующим образом (сметание
мусора на совок веником, щеткой, выбрасывание в ведро для мусора; подключение пылесоса к сети, включение питания пылесоса, выбор
мощности работы, выполнение движений щеткой пылесоса для сбора мусора и т.д.
Освоение технологии мытья окон, зеркал, полов: наполнение ведра (емкости) водой, добавление моющего средства, смачивание тряпки для
мытья, отжимание тряпки для мытья, выполнение моющих движений, полоскание тряпки для мытья, смена воды по мере её загрязнения и т.д.
Освоение технологии мытья посуды: сбор грязной посуды в раковину, включение воды нужной температуры, смачивание губки (тряпки,
железной губки) для мытья посуды, добавление средства для мытья посуды, выполнение моющих движений, споласкивание посуды водой,
размещение посуды в сушилке и т.д.
Освоение технологии мытья сантехники (кран, душ, ванна, раковина): надевание средств индивидуальной защиты (резиновые перчатки),
выбор губки (тряпки) для уборки, выбор средств бытовой химии, выполнение моющих движений, смывание средств бытовой химии, полоскание
губки (тряпки), мытье резиновых перчаток (или их утилизация) и т.д.
Сервировка стола. Знакомство с ключевыми составляющими процесса сервировки: предметы, необходимые для сервировки стола;
раскладывание салфеток, расстановка тарелок, чашек (стаканов), приборов (ложек, вилок, ножей) по количеству персон. Помощь в выборе
индивидуальных средств защиты (фартук, нагрудник). Уборка посуды со стола после приема пищи.
Раздел «Работа с пластичными материалами».
Совместно с обучающимися лепка из пластилина приемами защипыванияи оттягивания пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики
(бублики, баранки).
Подводящие упражнения к изготовлению поделок из пластилина иприродного материала:

-защипывать края кончиками пальцев (миска, блюдце)
-вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострятьконцы его, образуя формы: огурец, морковь.
-Лепка объемных форм из пластилина (снеговик, пирамида ).
-Лепка из пластилина цифр 1,2,3 на подкладной доске по образцу.
Обучение учащихся приемам размазывания пластилина внутри контура.Освоить приемы:
-Соединения деталей примазыванием.
-Прищипывание, простое оттягивание небольших деталей.
-Передавать форму простых предметов, достигая приблизительного сходства(овощи, посуда).
Раздел «Работа со строительными материалами».
Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками, с разрезными картинками, на узнавание целого предмета
по фрагментам иназывание или показ его, складывание разрезных картинок по образцу. Конструирование из палочек по образцу.
Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы.
Раздел «Работа с бумагой, картоном, природными и бросовыми материалами».
Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист пополам; сгибать бумагудо обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги по
диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью.Разрывать бумагу по сгибу.
Совместное изготовление изделий из природного и бросового «материалаи организация вместе с ними «выставки» поделок.
Дальнейшее обучение работе с природными материалами. Составлениекомпозиций по образцу.
Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами, умение пользоваться им. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из 2
частей (гриб, домик).
Выполнение аппликаций и поделок из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из
цветной бумаги,цепочки.
Дальнейшее обучение работе с ножницами: выполнение серии надрезов набумаге, резание по намеченным линиям, разрезание полосы
бумаги на квадраты, разрезание квадрата по диагонали, составление по образцуорнаментов из геометрических фигур.
Раздел «Работа с нитками и тканями»
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.Плетение косичек из толстых, цветных шнуров.
Обматывание нитью шаблона.

Тематическое планирование уроков с видами деятельности
№
п/п
1

2

3

Наименование
раздела, темы

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Знание правил охраны труда на уроках; называние и показывания
спецодежды. Узнавание хоз. Инвентаря, правильное его использование.
Упражнение на активное употребление жестов, сигнальных карточек,
пиктограмм для обращения ко взрослому, сверстнику и употребления их
по теме.
Растениеводство Практические упражнения и задания на развитие знаний о деревьех,
растущих на пришкольном участке;
- узнавать и называть деревья по их листьям; наблюдения за деревьями на
территории школы. Название деревьев, растущих на пришкольномучастке;
наблюдения за изменениями на участке. Упражнение на активное
употребление жестов, сигнальных карточек, пиктограмм для обращения ко
взрослому, сверстнику и употребления их по теме. Практические
упражнения и задания на развитие знаний о хоз.инвентаре.
Практические упражнения и задания на развитие знаний о комнатных
растениях:
-части комнатных растений;
-узнавать и называть уже знакомые комнатные растения
Практические задания и упражнения на развитие:
-основных правил полива и увлажнения почвы комнатных и культурных
растений с умеренным режимом полива;
-требования к температуре и качеству воды:
-правильно применять приёмы полива комнатных и культурных растений;
-подготавливать воду для полива и опрыскивания растений.
Работа
с -защипывать края кончиками пальцев (миска, блюдце)
-вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и
пластичными
заострятьконцы его, образуя формы: огурец, морковь.
материалами
-Лепка объемных форм из пластилина (снеговик, пирамида ).
-Лепка из пластилина цифр 1,2,3 на подкладной доске по образцу.
Обучение учащихся приемам размазывания пластилина внутри
контура.Освоить приемы:
-Соединения деталей примазыванием.
-Прищипывание, простое оттягивание небольших деталей.
Хозяйственнобытовой труд

Воспитательный потенциал урока
Воспитание уважительного отношения к
окружающим людям.
Воспитывать стремление к соблюдению
общепринятых норм поведения дома, на
улице, в общественных местах.
Воспитывать уважительное отношение к
старшему поколению.
Воспитывать стремление к бережному
отношению к предметам обихода в
повседневной
жизни
дома
и
в
общественных местах.
Способствовать
формированию
мотивации к самообслуживанию в школе,
дома к оказанию помощи младшим и
старшим, доступной помощи в семье.
Воспитывать уважение к людям труда.
Воспитание культуры поведения в
обществе, к традициям своего народа.
Воспитание любви к родной природе.
Воспитывать уважение к результатам
работы окружающих.

-Передавать форму простых предметов, достигая приблизительного
сходства(овощи, посуда).
4

5

6

Работа
со упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками, с
строительными разрезными картинками, на узнавание целого предмета по фрагментам и
называние или показ его, складывание разрезных картинок по образцу.
материалами
Конструирование из палочек по образцу.
Работа
с - сгибать лист пополам; сгибать бумагудо обозначенной линии; сгибать
бумагой,
квадратный лист бумаги по диагонали. Разгибать и расправлять
картоном,
согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью.Разрывать бумагу по сгибу.
природными и - совместное изготовление изделий из природного и бросового
бросовыми
материала .
материалами
- составление композиций по образцу с природными материалами.
- знакомство с клеящим карандашом, его свойствами, умение
пользоваться им.
- выполнение аппликаций и поделок из бумаги с применением
клеящего карандаша: изготовление елочных украшений, флажков из
цветной бумаги,цепочки.
Дальнейшее обучение работе с ножницами: выполнение серии
надрезов набумаге, резание по намеченным линиям, разрезание полосы
бумаги на квадраты, разрезание квадрата по диагонали, составление по
образцуорнаментов из геометрических фигур.
Работа
нитками
тканями

с Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон.Плетение
и косичек из толстых, цветных шнуров.
Обматывание нитью шаблона

Материально-техническое обеспечение предмета (курса)
Материально-техническое обеспечение образовательной области учебного предмета "Профильный труд" включает: дидактический материал:
комплекты демонстрационных и раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда, рабочие тетради; фото, картинки,
пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты,
обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы) народных
промыслов, презентации; наборы инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты); расходныематериалы для труда: клей, бумага,
карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и
различные мерки, бумага разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань,
шерсть (натуральная, искусственная), мыло детское.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».