Швейное дело (5-9 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело»)
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант)

Класс 5-9

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Швейное дело») относится к
предметной области «Технология» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный
труд» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 206 часов в год (6 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
−

обучение

обязательному

общественно

полезному,

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как

продукте
2

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование

−

производственного

представлений
процесса,

о

производстве,

деятельности

структуре

производственного

предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−

формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно

полезном,

производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего
места, планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
3

(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−

развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование умений выполнять прямые, косые, крестообразные,

петлеобразные, петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
−

формирование

умений

составить

коллекцию

тканей

-

гладкокрашеных, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с
ворсовой поверхностью, определять лицевую и изнаночную стороны
тканей, долевое и поперечное направление нитей в ткани;
− формирование умений пришивать плоские пуговицы и пуговиц на
стойке, определять места оторванной пуговицы, стачивать распоровшийся
шов;
− формирование умения производить влажно-тепловую обработку
хлопчатобумажных тканей;
− формирование умения работать на швейной машине;
− формирование

умений

выполнять

машинные

швы:

стачные
4

заутюжу и враз утюжку, двойной шов, шов в подгибку с закрытым срезом.
− формирование умений строить чертеж салфетки и подготавливать
ткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали.
Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе
Личностные результаты:
 сформированность

начальных

представлений

о

собственных

возможностях;
 овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
 владение начальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
 сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками на уроках профильного труда;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 сформированность установки

на

бережное

отношение

к

материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 5 класса
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
− иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
5

− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве
швейной машины и ее основных частей;
− владеть

базовыми умениями, лежащими

в

основе наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье);
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
− заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
− уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
− выполнять прямые, косые стежки;
− пришивать плоские пуговицы;
− производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные взатяжку

и враз

утюжку,двойной шов, шов в подгибку с закрытым срезом;
− уметь подготавливать ткани к раскрою, раскладывать выкройку
на ткани и раскраивать детали;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего

внутреннюю

дисциплину

и

чёткое

умение

организовывать своё рабочее место;
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
− определять возможности различных материалов, осуществлять их
6

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,

декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− соблюдать правила подготовки швейной машины к работе;
− знать основные механизмы швейных машин с электроприводом;
− знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
− уметь определять хлопчатобумажные ткани, знать их свойства;
− выполнять

прямые,

косые,

крестообразные,

петлеобразные,

петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
− пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке, определять места
оторванной пуговице, стачивать распоровшийся шов;
− производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом;
− уметь строить чертеж салфетки и подготавливать ткани к раскрою,
раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности
7

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет терминологию предмета;
− самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью,
8

− демонстрирует несвязную монологическую речь;
− воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
− умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
− умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
− соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдает

правила техники безопасности, но допускает 1–2 неточности:
− неаккуратно выполняет машинную строчку;
− незначительно нарушает пооперационную последовательность
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
− грубо нарушает пооперационную последовательность;
− нарушает правила техника безопасности;
− не умеет пользоваться технологической картой
Оценка «2» не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
9

и

навыками.

Распределение

учебного

материала

осуществляется

концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся

выполняют

установочные

и

тренировочные

упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения,
которые

представлены

в

виде

определенных

заданий.

Учебно-

производственные упражнения являются совокупностью взаимосвязанных
трудовых операций, при завершении которых получается конечный
результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти
упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно
включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология,
новые материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который
представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность
методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа
способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№

Название раздела

Кол-

Контрольные

во

работы,

часов

тесты
10

1. Швейная машина с электрическим приводом

16

1

2. Волокна и ткани

14

1

3. Работа с тканью. Изготовление полотенца

10

4. Ремонт одежды

10

5. Построение чертежа салфетки

12

6. Работа с тканью. Изготовление салфетки

22

7. Работа с бумагой

16

8. Машинные швы. Стачной шов

4

9. Работа с тканью. Изготовление мешочка для

24

1

1

1

хранения работ
10. Машинные швы. Двойной шов

4

11. Работа с тканью. Изготовление наволочки

22

12. Машинные швы. Накладной шов

6

13. Работа с тканью. Изготовление сумки

20

14. Практическое повторение

26

1

206

7

Итого:

1

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной образовательной

программы обучающихся с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Швейное дело») относится к
предметной области «Технология» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный
труд» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 206 часов в год (6 часов в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:


развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,

трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);


обучение

обязательному

общественно

полезному,

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту
жительства;

12



расширение знаний о материальной культуре как продукте

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;


расширение

культурного

кругозора,

обогащение

знаний

о

культурно-исторических традициях в мире вещей;


расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования;


ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на

современном производстве;


ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование

устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному

выбору

профессии

и

получение

первоначальной

профильной трудовой подготовки;


формирование

производственного

представлений
процесса,

о

производстве,

деятельности

структуре

производственного

предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;


ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным

профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;


формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно

полезном,

производительном труде;


формирование знаний о научной организации труда и рабочего

места, планировании трудовой деятельности;


совершенствование практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
13



коррекция и развитие познавательных психических процессов

(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);


коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,

сравнение, классификация, обобщение);


коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе

формирование практических умений;


развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);


формирование информационной грамотности, умения работать с

различными источниками информации;


формирование коммуникативной культуры, развитие активности,

целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Швейное дело» в 6 классе определяет следующие задачи:


формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к

рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;


закрепление навыков выполнения ручных стежков;



закрепление умений производить влажно-тепловую обработку

хлопчатобумажных, льняных тканей;


отработка умений работать на электрической швейной машине,

производить простейшие её наладки;


закрепление

вразутюжку,

двойной

навыков
шов,

выполнения:
шов

вподгибку

стачные
с

взаутюжку

закрытым

и

срезом,

запошивочный;



формирование умений обработки срезов ткани косыми обтачками;
формирование умений строить чертежи и выкройки швейных

изделий


формирование

технологических

знаний

последовательности

обработки косынки, фартука, ночной сорочки.
14

Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 6 классе
Личностные результаты:
 сформированность

начальных

представлений

о

собственных

возможностях;
 овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
 формирование установки на безопасный

образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду;
 сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками на уроках профильного труда;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету “Профильный труд” («Швейное дело»)
на конец 6 класса
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны:
 знать правила техники безопасности;
 понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
 знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
 иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
 знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
 уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
15

 иметь представления о принципах действия, общем устройстве
швейной машины и ее основных частей;
 владеть базовыми умениями, лежащими

в

основе наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье);
 читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
 заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
 уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
 выполнять прямые, косые стежки;
 пришивать плоские пуговицы;
 производить

влажно-тепловую

обработку

хлопчатобумажных,

льняных тканей;
 выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом, запошивочный;
 уметь подготавливать ткани к раскрою, раскладывать выкройку
на ткани и раскраивать детали;
 выполнять технологическую последовательность обработки косынки,
фартука, ночной сорочки с помощью учителя;
 соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
 знать правила техники безопасности и соблюдать их;
 понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение
организовывать своё рабочее место;
 производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
 определять возможности различных материалов, осуществлять их
16

целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,

декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
 экономно расходовать материалы;
 планировать предстоящую практическую работу;
 знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
 соблюдать правила подготовки швейной машины к работе;
 знать основные механизмы швейных машин с электроприводом;
 знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
 уметь определять хлопчатобумажные, льняные ткани, знать их
свойства;
 выполнять прямые, косые, крестообразные, петлеобразные,
петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
 пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке, определять места
оторванной пуговице, стачивать распоровшийся шов;
 производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных,
льняных тканей;
 обрабатывать срезы ткани косыми обтачками;
 выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом, запошивочный;
 уметь строить чертеж салфетки, прихватки, диванной подушки,
ночной сорочки, фартука, косынки, бриджей и подготавливать ткани к
раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали;
 выполнять технологическую последовательность обработки
косынки, фартука, ночной сорочки, прихватки, диванной подушки,
17

бриджей.
 понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов
освоения образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» (“Швейное дело”) в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет терминологию предмета;
 самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся;
18

 воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью;
 демонстрирует несвязную монологическую речь;
 воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
 умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
 умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
 соблюдает правила техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдает

правила техники безопасности, но допускает 1–2 неточности:
 неаккуратно выполняет машинную строчку;
 незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
 грубо нарушает пооперационную последовательность;
 нарушает правила техника безопасности;
19

 не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и

навыками.

Распределение

учебного

материала

осуществляется

концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В 6 классе продолжается обучение построению чертежей изделий и
их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине.
Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине,
усложняются выполняемые изделия. Продолжается обучение построению
чертежей изделий.
Обучающиеся шьют косынки для работ, различных конструкций
фартуки, ночную сорочку. Учатся штопать и пришивать заплаты.
Учителю в начале учебного года необходимо первостепенное
внимание уделять правильности выполнения обучающимися практических
умений и технологических приемов. В начале обучения помощь должна
быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит
в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий
работы

(применяемых

орудий,

материалов,

наглядных

пособий).

Развёрнутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении
предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности
её

выполнения,

в

применении

демонстрационных

предметно-

технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана
работы, и во время самой работы обучающихся. Результативность
обеспечивается за счёт полноты и точности сформированного у
20

обучающихся образа конечного и промежуточного результатов работы, а
также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и
привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное
обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в дальнейшем
перейти от развёрнутой помощи обучающимся к краткому инструктажу. В
последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и
темп работы. С этой целью организуются занятия практического
повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды
работ.
Содержание разделов
№

Название темы

Количеств
о часов

1.

Виды обтачек и обработка ими срезов ткани

10

2.

Обработка косых срезов ткани косой обтачкой

8

1

3.

Работа с тканью. Изготовление косынки

14

1

4.

Обработка сборок

4

5.

Работа с тканью. Изготовление фартука

28

1

6.

Ремонт одежды

6

1

7.

Запошивочный шов

4

8.

Работа с тканью. Изготовление ночной сорочки с

34

1

круглым вырезом
9.

Обработка накладных карманов и соединение их с

8

основной деталью
10.

Применение лоскутной техники в изделиях

30

11.

Работа с тканью. Пошив бриджей

26

12.

Ремонт одежды

2

13.

Практическое повторение

20

1

206

7

Итого:

1

21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 7 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – повышение уровня познавательной активности
учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой
деятельности,

формирование

у

учащихся

необходимого

объема

профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Задачи обучения:
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Швейное дело» в 7 классе определяет следующие задачи:
− закрепление навыков определения лицевой и изнаночной стороны
ткани;
− закрепление навыков

определения долевого и поперечного
22

направления нитей в ткани;
− формирование

умений различать хлопчатобумажные, льняные,

шерстяные ткани;
− закрепление умений

производить влажно-тепловую обработку

хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей;
− отработка навыков работы на электрической швейной машине;
− отработка

навыков

выполнения

соединительных

и

краевых

машинных швов;
− закрепление навыков обработки срезов ткани косыми, продольными,
поперечными, подкройными обтачками;
− закрепление навыков

построения чертежа ночной сорочки без

плечевого шва, прямой и расклешенной юбок, пижамных брюк;
− формирование умений снятия мерок, их запись, расчет ткани на
изделие;
− закрепление

навыков

технологической

последовательности

обработки
Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 7 классе
Личностные результаты:
 овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
на уроках профильного труда;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 формирование установки на бережное отношение к материальным
23

ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 7 класса
Минимальный уровень.
Обучающиеся должны:
 знать правила техники безопасности;
 понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
 знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
 иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
 знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
 уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
 иметь представления о принципах действия, общем устройстве
машины и ее основных частей;
 владеть базовыми умениями, лежащими

в

основе наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье);
 читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
Достаточный уровень:
Обучающиеся должны:
 знать правила техники безопасности и соблюдать их;
 понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего

внутреннюю

дисциплину

и

чёткое

умение

организовывать своё рабочее место;
24

 производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
 определять возможности различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,

декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
 экономно расходовать материалы;
 планировать предстоящую практическую работу;
 знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
 соблюдать правила подготовки швейной машины к работе;
 знать основные механизмы швейных машин с электроприводом;
 знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
 уметь определять хлопчатобумажные, льняные, шерстяные ткани,
знать их свойства.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых
результатов освоения образовательной программы по учебному
предмету «Профильный труд» («Швейное дело») в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
25

 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет терминологию предмета;
 самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью;
 демонстрирует несвязную монологическая речь;
 воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки предметных результатов.
Практическая работа
Оценка «5» ставиться, если обучающийся:
 ориентируется в технологической карте;
 последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной
машине;
26

 уверенно рассказывает о последовательности выполнения данного
практического задания;
 умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
 соблюдает правила техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдает

правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
 неаккуратно выполняет машинная строчка;
 незначительно нарушает пооперационная последовательность
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
 грубо нарушает пооперационная последовательность;
 нарушает правила техника безопасности;
 не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 7 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и

навыками.

Распределение

учебного

материала

осуществляется

концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В 7 классе продолжается обучение построению чертежей изделий и их
пошив с постоянным усложнением работы на швейной машине
(регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы,
выполнение закрепки машинной строчки). Формируются навыки работы на
27

швейной машине. Материал программы в 7 классе достаточно сложен:
изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство
швейных машин. Обучающиеся осваивают изготовление изделий, которое
состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание
уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои
действия и их результаты. Обучение ведется с опорой на знания, которые
обучающиеся приобретают на уроках математики. Эти знания помогают им
строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать
процессы изготовления тканей.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
На уроках труда обучающиеся рассматривают образцы изделий,
различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе
им трудовых приемов, за технологическим процессом во время просмотра
учебных видео. Наблюдения особым образом организованы, продуман
подбор объекта для наблюдений, четко поставлены задачи, даны
объяснения, как наблюдать и регистрировать результаты.
В обучении профильному труду широко применяется инструктаж,
который представляет собой не столько отдельный метод, сколько
совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения,
наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
28

№

Название темы

Количество

Контрольные

часов

работы,
тесты

1.

Обработка внешних углов подкройной обтачкой

10

1

2.

Построение чертежа и раскрой женского и

28

1

22

1

детского белья без плечевого шва
3.

Обработка горловины ночной сорочки
подкройной обтачкой

4.

Изготовление выкройки плечевого бельевого

6

изделия и раскрой
5.

Соединение основных деталей в изделиях

38

1

поясного белья
6.

Обработка складок в женском и детском платье

6

7.

Обработка застежек в боковом шве поясных

6

изделий
8.

Обработка низа прямой юбки

8

9.

Построение чертежа основы прямой юбки.

18

1

Построение выкройки и раскрой
10. Обработка верхнего среза прямой юбки поясом

28

11. Построение чертежа расклешенной юбки и

8

12. Обработка оборок

8

13. Обработка верхнего среза расклешенной юбки

30

1

швом вподгибку с вкладыванием эластичной
тесьмы
14. Практическая работа
Итого:

24

1

238

7

29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 8 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – повышение уровня познавательной активности
учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой
деятельности, формирование у учащихся необходимого объема
профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Задачи обучения:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
 обучение

обязательному

общественно

полезному,

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
30

 расширение

знаний

о

материальной

культуре

как

продукте

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
 ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
 формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно-полезном,

производительном труде;
 совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирования практических умений;
 развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей
31

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Швейное дело» в 8 классе определяет следующие задачи:
 отработка навыков проведения

влажно-тепловой обработки

хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей;
 отработка навыков работы на электрической швейной машине;
 закрепление

умений

производить

простейшую

наладку

электрической швейной машины;
 отработка умений выполнять соединительные и краевые машинные
швы;
 отработка навыков

обработки срезов ткани косыми, долевыми,

поперечными, подкройными обтачками;
 формирование умений построения чертежа халата, блузки;
 отработка технологической последовательности обработки швейных
изделий.
Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 8 классе
Личностные результаты:
 сформированность

адекватных представлений о собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
32

 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 8 класса
Минимальный уровень:
Обучающиеся должны:
 знать правила техники безопасности;
 иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
 уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
 иметь представления о принципах действия, общем устройстве
машины и ее основных частей;
 владеть базовыми умениями, лежащими

в

основе наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье);
 читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
 участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе
 соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
 знать правила техники безопасности и соблюдать их;
 экономно расходовать материалы;
 планировать предстоящую практическую работу;
 знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
33

 осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
 соблюдать правила подготовки швейной машины к работе;
 знать основные механизмы швейных машин с электроприводом,
настраивать швейную машинку;
 знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
 уметь

определять

хлопчатобумажные,

льняные,

шерстяные,

шелковые ткани, знать их свойства;
 понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело») в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
34

 полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет терминологию предмета;
 самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью;
 демонстрирует несвязную монологическая речь;
 воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
 умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
 умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
 соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдает

правила техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
 неаккуратно выполняет машинную строчку;
 незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
35

 последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
 грубо нарушает пооперационную последовательность;
 нарушает правила техники безопасности;
 не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и

навыками.

Распределение

учебного

материала

осуществляется

концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
На уроках труда обучающиеся рассматривают образцы изделий,
различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе
им трудовых приемов, за технологическим процессом во время просмотра
учебных видео. Наблюдения особым образом организованы, продуман
подбор объекта для наблюдений, четко поставлены задачи, даны
объяснения, как наблюдать и регистрировать результаты.
Также на уроках профильного труда обучающиеся выполняют
установочные

и

тренировочные

упражнения,

а

также

учебно-

производственные и рабочие упражнения, которые даются в виде
определенных

заданий.

Учебно-производственные

упражнения

представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций,
при завершении которых получается конечный результат в виде изделия,
36

имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые
обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового
(новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№

Название темы

Кол-во

Контрольные

часов

работы,
тесты

1.

Вышивка гладью

20

2.

Построение чертежа основы блузки,

20

1

элементарное моделирование и раскрой
3.

Соединение деталей плечевых изделий

28

4.

Виды кокеток и способы их обработки.

10

5.

Изготовление выкройки халата на основе

13

1

выкройки ночной сорочки без плечевого шва
6.

Пошив халата, раскроенного на основе

21

1

1

выкройки ночной сорочки без плечевого шва
7.

Отделка легкой одежды

20

8.

Построение чертежа основы втачного рукава и

12

воротника на стойке
9.

Раскрой блузки с воротником и рукавами

8

1

10.

Соединение деталей блузки

42

1

11.

Особенности обработки изделий из

6

синтетических волокон
12.

Построение чертежа основы платья

11

37

13.

Пошив сарафана, раскроенного на основе

27

1

238

7

выкройки платья
Итого:

38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 9 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
 развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
 обучение

обязательному

общественно

полезному,

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
 расширение

знаний

о

материальной

культуре

как

продукте
39

творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
 расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
 расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
 ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
 ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
 формирование
производственного

представлений
процесса,

о

производстве,

деятельности

структуре

производственного

предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
 ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
 формирование

трудовых

навыков

и

умений,

технических,

технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,

необходимых

для

участия

в

общественно

полезном,

производительном труде;
 формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
 совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
40

 коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
 коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
 коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирования практических умений;
 развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
 формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
 формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 9 классе определяет следующие задачи:
 отработка умений выполнять ручные стежки;

 отработка

навыков

различения

хлопчатобумажных,

льняных,

шерстяных, шелковых, синтетических тканей;
 отработка

навыков

проведения

влажно-тепловой

обработки

хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых, синтетических
тканей;
 отработка навыков работы на электрической швейной машине;
 закрепление умений производить наладку швейной машины;
 отработка технологических навыков выполнения машинных швов;
 отработка умений обработки срезов ткани косыми, долевыми,
поперечными, подкройными обтачками;
 закрепление знаний и умений технологической последовательности
обработки косынки, фартука, ночной сорочки, прямой и расклешенной
юбок, пижамных брюк, блузки, халата, платья.
41

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «профильный труд» («швейное дело») в 9 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 9 класса
Минимальный уровень
Обучающиеся должны:


знать названия некоторых материалов, изделий, которые из них

изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
42



иметь представления об основных свойствах используемых

материалов;


знать правила хранения материалов, санитарно-гигиенических

требований при работе с производственными материалами;


уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы

и инструменты, необходимых для работы;


иметь представления о принципах действия, общем устройстве

машины и ее основных частей (на примере изучения швейной машины);


знать

правила

безопасной

работы

с

инструментами

и

оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении
работы;


овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье);


уметь

читать

(с

помощью

педагогического

работника)

технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;


иметь представления о разных видах профильного труда;



понимать значение и ценность труда;



понимать красоту труда и его результатов;



уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию

и родной природе;


понимать значимость организации школьного рабочего места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;

43



выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой

деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");


уметь

организовать

(под

руководством

педагогического

работника)

совместную работу в группе;


осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых

заданий порядка и аккуратности;


уметь выслушивать предложения и мнения других обучающихся, адекватно

реагировать на них;


комментировать и давать оценку в доброжелательной форме достижениям

других обучающихся, высказывать свои предложения и пожелания;


проявлять заинтересованное отношение к деятельности других обучающихся

и результатам их работы;


выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков

трудового обучения.
Достаточный уровень:


уметь определять (с помощью учителя) возможности различных материалов,

осуществлять их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в
зависимости от задач предметно- практической деятельности;


уметь экономно расходовать материалы;



уметь планировать (с помощью учителя) предстоящую практическую работу;



знать оптимальные и доступные технологические приемы

ручной и

машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;


уметь

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий и корректировку хода практической работы;


понимать

общественную значимость

достижений в области трудовой деятельности.

своего труда, своих

Система оценки достижения обучающимися с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения образовательной
программы по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело») в
9 классе
Оценка
продвижения

личностных

результатов

обучающегося

в

предполагает,

овладении

прежде

социальными

всего,

оценку

(жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ. Оценка
«5» ставится, если обучающийся:
 полностью излагает изученный материал в объеме программы пошвейному
делу;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет терминологию предмета;
 самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знания и понимание учебного материала по данномувопросу,
но эти знания излагает не полностью;
 демонстрирует несвязную монологическая речь;
 воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.

Оценка «2» не ставится.
Практическая работаОценка
«5» ставится, если обучающийся:
 умеет ориентироваться в технологической карте,
 последовательно и аккуратно выполняет операции на швейноймашине;
 умеет

рассказать

о

последовательности

выполнения

данного

практического задания;
 умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
 соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 последовательно

выполняет

практическую

работу,

соблюдаетправила

техники безопасности, но допускает 1-2 неточности:
 неаккуратно выполняет машинную строчка;
 незначительно нарушает пооперационную последовательность.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3-4ошибки
при выполнении, неточности при обработке:
 грубо нарушает пооперационную последовательность;
 нарушает правила техника безопасности;
 не умеет пользоваться технологической картой.
Оценка «2» не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 9 классе носит практическую направленность
и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниямии навыками.
Согласно программе у обучающихся постепенно будут формироваться
прочные навыки и умения, необходимые для изготовления последующих более
сложных и интересных изделий. Обучающиеся изучают темы по специальным

предметам:

технология

изготовления

одежды,

конструирование

одежды,

материаловедение, оборудование. При изучении теоретических вопросов технологии
изготовления одежды обучающиеся получают знания по выполнению ручных работ,
машинных, утюжильных работ, по обработке срезов швейных изделий.
Темы по конструированию одежды содержат основные правила снятия мерок
для изделий, которые будут изготавливать в этом учебном году, а также строить
чертежи, оформлять их согласно требованиям, пользоваться масштабной линейкой и
уметь читать чертежи. Теоретические вопросы по материаловедению необходимы для
того, чтобы обучающиеся научились распознавать ткани по волокнистому составу,
определять лицевую и изнаночную стороны ткани, правильно подбирать ткани
разного ассортимента и другие материалы для изготовления всех видов швейных
изделий.
Теоретические темы включают новый познавательный материал, и повторение
уже изученных сведений.
В 9 классе обучающиеся познакомятся с некоторыми видами синтетических
волокон и тканей, научатся изготавливать и переводить готовые выкройки и
чертежи, познакомятся с основными правами и
обязанностями рабочих и служащих, охраной труда и безопасностью труда на
предприятиях.
Содержание разделов

№

Название темы

Количеств

Контрольны

о часов

е работы,
тесты

1. Построение чертежа основы цельнокроеного
платья
2. Обработка платья после раскроя

22

1

50

1

3. Особенности обработки изделий из
синтетических тканей

6

4. Изготовление выкройки и раскрой платья
отрезного по линии талии и бедер
5. Соединение лифа с юбкой

20

6. Волокна и ткани.

6

7. Знакомство с готовыми выкройками. Изделие:
деловой костюм: пиджак и юбка
8. Раскрой и обработка деталей юбки

62

2

26

1

238

6

46

Итого:

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».