РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд» («Столярное дело»)
5 -9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1
вариант)
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 11
2
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной образовательной
программы обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело») относится
к предметной области «Технология» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный
труд» («Столярное дело») в 5 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 206 часов в год (6 часов в
неделю).
3
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
−
обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
−
формирование
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
4
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
5
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование,
названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе
ручным столярным инструментом;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на
сверлильном станке;
− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− формирование знаний об устройстве и применении столярных
инструментов и приспособлений;
− формирование умений работать ручным столярным инструментом;
− формирование умений читать простейшие чертежи;
− формирование умений делать разметку столярным угольником и
линейкой;
− формирование умений выполнять простые столярные соединения.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 5 классе
Личностные результаты:
сформированность
начальных
представлений
о
собственных
возможностях;
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
владение начальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками на уроках профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6
сформированность установки
на
бережное
отношение
к
материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 5 классе
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
−
иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
материалов;
− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве
верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого
напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели,
коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка;
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж,
используемые в процессе изготовления изделия;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё
рабочее место;
7
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
−
определять
возможности
различных
материалов,
их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и
поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Столярное дело») в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
8
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится, если:
− теоретический материал усвоен в полном объёме;
− изложен
без
существенных
ошибок
с
применением
профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала допущены незначительные
пробелы, ошибки,
− материал изложен неточно,
− применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала имеются существенные
пробелы,
− ответ не самостоятельный,
− дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится.
Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
− качество
выполненной
работы
полностью
соответствует
технологическим требованиям
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
− к качеству выполненной работы имеются замечания;
− качество частично не соответствует технологическим требованиям;
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
9
− качество выполненной работы не соответствует технологическим
требованиям;
− работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
10
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками.
В 5 классе обучающиеся знакомятся:
− с названием наиболее распространенных пород древесины;
− с основными частями дерева;
− с названием пиломатериалов и их использованием;
− с устройством сверлильного станка;
− с названием основных инструментов для пиления;
− с названием основных инструментов для разметки;
− с изготовлением простейших игрушек из древесного материала;
− с элементами выжигания по дереву;
− с видами соединения деталей.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически,
что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения профильного труда к практико-теоретическому
изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
11
Содержание разделов
№
Название темы
Кол-во
Контрольные
часов
работы,
тесты
1.
Промышленная заготовка древесины
6
2.
Пиление столярное ножовкой
12
3.
Изготовление игрушки из древесного материала
20
4.
Самостоятельная работа. Изготовление изделия из фанеры
18
5.
Сверление отверстий на станке. Изготовление подставки
под карандаши
10
6.
Изготовление игрушки из древесного материала. Гоночный
автомобиль
20
1
7.
Выжигание. Подставка под карандаши
12
1
8.
Пиление лучковой пилой
8
9.
Строгание рубанком
14
10.
Соединение деталей шурупами
16
11.
Самостоятельная работа. Изготовление шкатулки
18
12.
Изготовление кухонной утвари
20
13.
Соединение рейки с бруском врезкой
26
14.
Практическое повторение
12
1
206
6
Итого:
1
1
1
12
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................. 11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело») относится
к предметной области «Технология» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный
труд» («Столярное дело») в 6 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 206 часов в год (6 часов в
неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе
формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
3
− расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование
−
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
4
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование,
названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе
ручным столярным инструментом;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на
сверлильном станке;
− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− формирование знаний об устройстве и применении столярных
инструментов и приспособлений;
− формирование умений работать ручным столярным инструментом;
5
− формирование умений читать простейшие чертежи;
− формирование умений делать разметку столярным угольником и
линейкой, рейсмусом;
− формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое
концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6 классе
Личностные результаты:
сформированность
начальных
представлений
о
собственных
возможностях;
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
формирование установки на безопасный
образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду;
сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками на уроках профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 6 классе
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
6
требований при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого
напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели,
коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка,
долота, стамески, киянки, рейсмуса;
владеть базовыми
умениями,
лежащими
в
основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов;
читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж,
используемые в процессе изготовления изделия;
иметь представления о разных видах профильного труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в
группе;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё
рабочее место;
производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
определять
возможности
различных
материалов,
их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
7
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу;
знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и
поставленных целей;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Теоретическая часть:
8
Оценка «5» ставится, если:
− теоретический материал усвоен в полном объёме;
− изложен без существенных ошибок с применением профессиональной
терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала допущены незначительные
пробелы, ошибки,
− материал изложен неточно,
− применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала имеются существенные
пробелы,
− ответ не самостоятельный,
− дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится
Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
− качество
выполненной
работы
полностью
соответствует
технологическим требованиям
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
− к качеству выполненной работы имеются замечания;
− качество частично не соответствует технологическим требованиям;
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
− качество выполненной работы не соответствует технологическим
требованиям;
− работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
9
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками.
В 6 классе обучающиеся:
− знакомятся с построением чертежей деталей изделия;
− знакомятся с правилами техники безопасности при строгании и
отделке изделий;
− изучают устройство столярного рейсмуса;
− знакомятся с геометрической резьбой по дереву;
− изучают основные свойства столярного клея;
− продолжают изучать основные породы древесины;
− знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото);
− учатся анализировать свои действия и их результаты.
Обучение профильному труду в 6 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и
навыками.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и
умений в формировании жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
10
Содержание разделов
№
Название темы
Кол-во
Контрольные
часов
работы,
тесты
1.
Изготовление изделия из деталей круглой формы.
14
2.
Строгание. Разметка рейсмусом
10
3.
Геометрическая резьба по дереву
18
4.
Изготовление подставки под горячее
24
5.
12
8.
Угловое концевое соединение брусков
вполдерева. Изготовление рамки
Работа на сверлильном станке с использованием
материалов отходов
Криволинейное пиление. Обработка
криволинейной кромки. Изготовление полочки
Изготовление подставки под карандаши
9.
Долбление сквозного и несквозного гнезда
14
6.
7.
8
1
1
1
18
20
1
10. Свойства основных пород древесины
4
11. Угловое серединное соединение на шип
одинарный сквозной УС-3
12. Изготовление пенала
14
13. Изготовление столярного угольника
8
14. Практическое повторение
26
1
206
6
1
18
Итого
11
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 7 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
3
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование
−
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний об организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
4
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование,
названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о правилах техники безопасности при работе
столярной ножовкой, рашпилем, драчевым напильником, шлифовальной
шкуркой, электровыжигателем, дрелью, шилом, рубанком, лучковой пилой,
лобзиком, рейсмусом, на сверлильном станке, долотом, стамеской, киянкой,
фуганком, морилкой, анилиновыми красителями, лаком, штангенциркулем,
фальцгобелем, зензубелем;
− формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− формирование знаний об устройстве и применении инструментов и
приспособлений: верстака, столярного угольника, столярной ножовки,
рашпиля,
драчевого
напильника,
шлифовальной
шкурки,
электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой
5
пилы, лобзика, рейсмуса, сверлильного станка, долота, стамески, киянки,
фуганка,
морилки,
анилиновых
красителей,
лака,
штангенциркуля,
фальцгобеля, зензубеля;
− формирование умений работать столярной ножовкой, рубанком,
раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью, коловоротом, настольным
сверлильным станком, лучковой пилой, стамеской, рашпилем, драчевым
напильником, шлифовальной шкуркой, электровыжигателем, шилом,
лобзиком, рейсмусом, долотом, стамеской, киянкой, фуганком, морилкой,
анилиновыми красителями, лаком, штангенциркулем, фальцгобелем,
зензубелем;
− формирование знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина,
инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы;
− формирование умений резьбы по дереву, составления простейшего
геометрического орнамента;
− формирование умений читать простейшие чертежи;
− формирование умений делать разметку столярным угольником и
линейкой, рейсмусом;
− формирование знаний о видах абразивных материалов, брусках для
заточки и правки стамески и долота, способах определения качества
заточки, правил ТБ при затачивании;
− формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое
концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1, УЯ-2.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 7 классе
Личностные результаты:
овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, использование доступных информационных
6
технологий для коммуникации;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
на уроках профильного труда;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на бережное отношение к материальным
ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 7 классе
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
− иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
материалов;
− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве
верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого
напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели,
коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка,
долота, стамески, киянки, рейсмуса, фуганка, морилки, анилиновых
красителей, лака, штангенциркуля, фальцгобеля, зензубеля;
−
владеть
базовыми
умениями,
позволяющими
понимать
распространенные производственные технологические процессы;
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж,
используемые в процессе изготовления изделия;
7
− участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё
рабочее место;
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
− определять возможности различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с их
физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и
поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
8
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится, если:
− теоретический материал усвоен в полном объёме;
− изложен
без
существенных
ошибок
с
применением
профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала допущены незначительные
ошибки,
− материал изложен неточно,
− применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
− в усвоении теоретического материала имеются существенные
пробелы,
− ответ не самостоятельный,
− дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится.
9
Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
− качество
выполненной
работы
полностью
соответствует
технологическим требованиям
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
− к качеству выполненной работы имеются замечания;
− качество частично не соответствует технологическим требованиям;
− работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
− качество выполненной работы не соответствует технологическим
требованиям;
− работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
10
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Обучение профильному труду в 7 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и навыками.
В 7 классе обучающиеся:
продолжают изучение основных древесных пород деревьев (цвет,
текстура, влажность, прочность);
учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий;
знакомятся
с
основными
разметочными
и
столярными
инструментами;
продолжают изучать правила техники безопасности при работе со
столярным инструментом;
знакомятся
с
некоторыми
способами
декоративной
отделки
столярных изделий,
изучают способы хранения и сушки древесины;
изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы
на нём;
учатся угловому соединению деталей на шип с полупотёмкой
несквозной (УК 4);
угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом
сквозным (УК 2);
угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2);
знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически,
что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения профильного труда к практико-теоретическому
11
изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№
Название темы
Кол-во
часов
Контрольные
работы,
тесты
1
1.
Фугование
18
2.
Хранение и сушка древесины
8
3.
Геометрическая резьба по дереву
26
1
4.
50
1
5.
Угловое концевое соединение на шип с
полупотемком несквозной УК-4
Непрозрачная отделка столярного изделия
6.
Токарные работы
16
7.
Обработка деталей из древесины твердых пород
20
8.
Угловое концевое соединение на ус со вставным
плоским шипом сквозным УК-2. Изготовление рамки
Круглые лесоматериалы
18
9.
8
8
1
1
10. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
18
11. Свойства древесины
4
12. Выполнение криволинейного отверстия и выемки.
Обработка криволинейной кромки. Изготовление
ручки для ножовки
13. Практическое повторение
16
1
28
1
238
7
14.
Итого
12
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО), утверждена
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026
(https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1), с учетом
реализации особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 8 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 272 часа в год (8 часов в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – повышение уровня познавательной активности
учащихся и развитие их способностей к осознанной регулярной трудовой
деятельности,
формирование
у
учащихся
необходимого
объема
профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно3
исторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование
−
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
4
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Столярное дело» в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование,
названия;
− формирование знаний о дереве: основные части;
− знание правил техники безопасности при работе ручным столярным
инструментом;
− закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− закрепление знаний об устройстве и применении столярных
инструментов и приспособлений;
− закрепление умений работать ручным столярным инструментом;
− закрепление знаний о резьбе по дереву: назначение, древесина,
инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы;
− формирование умений резьбы по дереву, составления простейшего
геометрического орнамента;
− закрепление умений читать простейшие чертежи;
− закрепление умений делать разметку столярным угольником и
5
линейкой, рейсмусом;
− закрепление знаний о видах абразивных материалов, брусках для
заточки и правки стамески и долота, способах определения качества
заточки, правил ТБ при затачивании;
− формирование умений выполнять соединение врезкой, угловое
концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 8 классе
Личностные результаты:
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
способность
к
осмыслению
картины
мира,
ее
временно-
пространственной организации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 8 классе
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать
названия
материалов
и
изделий,
которые
из
них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
6
материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
владеть базовыми умениями, лежащими
в
основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов;
читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж,
используемые в процессе изготовления изделия;
иметь представления о разных видах профильного труда;
понимать значение и ценность труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в
группе;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и умение организовывать своё
рабочее место;
производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
определять возможности различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу;
7
знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и
поставленных целей;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
истема оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Столярное дело») в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится, если:
теоретический материал усвоен в полном объёме;
изложен
без
существенных
ошибок
с
применением
8
профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
в усвоении теоретического материала допущены незначительные
пробелы, ошибки,
материал изложен неточно,
применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
в усвоении теоретического материала имеются существенные
пробелы,
ответ не самостоятельный,
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится.
Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
качество
выполненной
работы
полностью
соответствует
технологическим требованиям
работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
к качеству выполненной работы имеются замечания;
качество частично не соответствует технологическим требованиям;
работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
качество выполненной работы не соответствует технологическим
требованиям;
работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
9
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 8 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и
навыками.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В 8 классе обучающиеся:
− продолжают изучение свойства древесины (цвет, текстура, влажность,
прочность);
− изучают основные пороки и дефекты древесины;
− продолжают изучать разметочные и столярные инструменты;
− изучают теоретические основы правильной и безопасной работы
столярными инструментами,
− изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное,
торцевое),
− знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают
крепёжные изделия и фурнитуру.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически,
что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения профильного труда к практико-теоретическому
изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
10
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№
Кол-во
часов
Название темы
Контрольные
работы,
тесты
1
1.
Заделка пороков древесины
32
2.
Пиломатериалы
4
3.
Изготовление столярного изделия
14
4.
Ручной инструмент для строгания
20
1
5.
Изготовление разметочного инструмента
24
1
6.
Токарные работы
34
1
7.
Работа с чертежами.
20
1
8.
Представление о резании древесины
12
9.
Изготовление детской скамейки
36
1
10. Ремонт мебели
26
1
11. Мебельная фурнитура.
16
1
238
8
Итого:
11
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 9 классе в
соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 238 часов в год (7 часов в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
3
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование
−
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
4
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Столярное дело» в 9 классе определяет следующие задачи:
− закрепление знаний о пиломатериалы: виды, использование,названия;
− закрепление знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о трудовом законодательстве;
− формирование знаний о изоляционных и смазочных материалах,
кровельных и облицовочных материалах, фанера и древесных плитах,
мебельной фурнитуре и крепежных изделиях, механизации и автоматизации
мебельного производства;
− закрепление знаний о правилах техники безопасности при работе
ручным столярным инструментом;
− закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− закрепление
знаний об устройстве и применении столярных
инструментов и приспособлений;
− закрепление умений работать ручным столярным инструментом;
− закрепление знаний о резьбе по дереву;
− отработка умений резьбы по дереву, составления простейшего
5
геометрического орнамента;
− закрепление умений читать простейшие чертежи;
− закрепление
умений делать разметку столярным угольником и
линейкой, рейсмусом;
− закрепление умений выполнять соединение врезкой, угловое
концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 9 классе
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
аличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
6
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
в 9 классе
Минимальный уровень:
знать названия некоторых материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
материалов
знать
правила
хранения
материалов,
санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы и
инструменты, необходимых для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
машины и ее основных частей (на примере изучения швейной машины);
знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье,
литье, пиление, строгание);
уметь
читать
(с
помощью
педагогического
работника)
технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
иметь представления о разных видах профильного труда;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию
и родной природе;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
7
уметь организовать (под руководством педагогического работника)
совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
уметь выслушивать предложения и мнения других обучающихся,
адекватно реагировать на них;
комментировать (по возможности) давать оценку в доброжелательной
форме достижениям других обучающихся, высказывать свои предложения
и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности других
обучающихся и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после
уроков трудового обучения.
Достаточный уровень:
уметь определять (с помощью учителя) возможности различных
материалов, осуществлять их целенаправленный выбор (с помощью
учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и
конструктивными
свойствам
в
зависимости
от
задач
предметно-
практической деятельности;
уметь экономно расходовать материалы;
уметь планировать (с помощью учителя) предстоящую практическую
работу;
знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
понимать
общественную
значимость
своего
труда,
своих
достижений в области трудовой деятельности.
8
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд»
(«Столярное дело») в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится, если:
теоретический материал усвоен в полном объёме;
изложен
без
существенных
ошибок
с
применением
профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
в усвоении теоретического материала допущены незначительные
пробелы, ошибки,
материал изложен неточно,
применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
в усвоении теоретического материала имеются существенные
9
пробелы,
ответ не самостоятельный,
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится.
Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
качество
выполненной
работы
полностью
соответствует
технологическим требованиям
работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
к качеству выполненной работы имеются замечания;
качество частично не соответствует технологическим требованиям;
работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
качество выполненной работы не соответствует технологическим
требованиям;
работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» не ставится.
10
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение профильному труду в 9 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и
навыками.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа 9 класса предусматривает:
знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном
производстве,
изучение промышленной технологи основных изделий мебельного
производства;
знакомство с названиями материалов, из которых изготавливается
мебель, и их технологическими свойствами;
знакомство со всеми видами столярных операций;
знакомство с бригадным разделением труда при изготовлении и
сборке изделий,
изучение охрану труда и технику безопасности на столярном
мебельном производстве;
выполнение приёмов художественной отделки столярного изделия;
знакомство со сведениями о механизации и автоматизации
мебельного производства;
изучение способы настила линолеума.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
11
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№
Название темы
Кол-во
Контрольные
часов
работы, тесты
1.
Художественная отделка столярных изделий
54
1
2.
Изготовление моделей мебели
30
1
3.
Трудовое законодательство
8
4.
Плотничные работы
16
5.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы,
8
1
заготовки и изделия
6.
Изготовление строительных инструментов,
10
1
38
1
приспособлений, инвентаря для плотничных
работ
7.
Изготовление несложной мебели с облицовкой
поверхности
8.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
8
9.
Столярные и плотничные ремонтные работы
12
10.
Изоляционные и смазочные материалы
6
11.
Сведения о механизации и автоматизации
8
1
мебельного производства
12.
Изготовление секционной мебели
28
13.
Кровельные и облицовочные материалы
4
14.
Фанера и древесные плиты
8
Итого
238
1
8