Русский язык (5-9 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«Русский язык»
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант)

Класс 5-9

2

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 10

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),вариант 1, с учетом
реализации

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
рассчитана на 136 часов (34 учебные недели) и составляет 4 часа в неделю.
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление

с

некоторыми

грамматическими

понятиями

и

формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
определяет следующие задачи:

4

 развитие фонематического слуха и правильного произношения;
 овладение способностью пользоваться устной и письменной речью
для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
 определение и решение орфографических задач с опорой на правило
учебника;
 совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова
по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных
слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
 определение и дифференциация частей речи по существенным
признакам.

Определение

некоторых

грамматических

признаков

у

изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
по опорной схеме, вопросам учителя;
 развитие умения составлять простых предложений с опорой на
картинный материал, схему;
 формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (40 –
50 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств;
 развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и
описательных текстов после предварительного разбора и предложенного
учителем плана;
 формирование умения пользоваться орфографическим словарём,
справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;
 привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых
бумаг (адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо
родителям);
 воспитание интереса к родному языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.

5

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
Личностные результаты:
 овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
 использование

доступных

информационных

технологий

для

коммуникации;
 проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
Минимальный уровень:

 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец;
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению$
 пользоваться школьным орфографическим словарем для уточнения
написания слова.
Достаточный уровень:
6

 знать

значимые

части

слова

и

их

дифференцировать

по

существенным признакам;
 разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 дифференцировать

слова, относящиеся к различным частям речи

по существенным признакам;
 определять

грамматические

признаки

изученных

частей

(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
 пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания
слова;
 составлять

простые

распространенные

и

предложения

с

однородными членами по схеме, опорным словам, на предложенную тему;
 устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя,
опорной схеме;
 находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;

7

 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов обучающихся базируется на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во
внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию,

свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание

материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 45–50 слов;
8

 в изложениях – 50–55 слов;
 в словарном диктанте – 10–12 слов.
 объем творческих работ на уроке – 30–35 слов
При

оценке

письменных

работ

следует

руководствоваться

следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

индивидуально

для

каждого

обучающегося.

Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
9

усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2–3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе
для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера,
объемом 45–50 слов. Изложения обучающиеся пишут по готовому плану
или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке
изложений

и

сочинений

учитывается

правильность,

полнота

и

последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении

предложений,

употреблении

слов;

допускается

1–2

орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3–4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5–6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится.

10

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 5 классе носит практическую
направленность и взаимосвязано с другими учебными предметами.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе имеет достаточные
коррекционные возможности:


в развитии высших психических функций на предметном материале;



в обучении связной устной и письменной речи;



в отработке навыков грамотного письма, составления и оформления

деловых бумаг на основе практических упражнений.
При подборе учебного материала используется разноуровневый
подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного
предмета,

способствующая

наилучшей

социальной

адаптации

обучающихся в обществе.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе построено на
коммуникативно-речевом подходе к обучению. В процессе изучения
программного материала у обучающихся развивается устная и письменная
речь,

формируются

практически

значимые

орфографические

и

пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Содержание обучения русскому языку в 5 классе направлено на коррекцию
высших психических функций обучающихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.
Распределение учебного программного материала расположено
концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в
содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием
сведений по каждой из тем.

11

Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Звуки и буквы

Количество
часов
16

Контрольные
работы
1

2.

Предложение. Текст

17

1

3.

Состав слова. Текст

33

2

4.

Части речи. Текст

56

5

5.

Предложение. Текст

11

1

6.

Повторение

3
Итого:

136

10

12

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федерально адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR), и адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление

с

некоторыми

грамматическими

понятиями

и

формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
определяет следующие задачи:
 развитие фонематического слуха и правильного произношения;
3

 овладение способностью пользоваться устной и письменной речью
для решения соответствующих возрасту коммуникативных задач;
 определение и решение орфографических задач с опорой на правило
учебника;
 совершенствование знаний о составе слова, умение разбирать слова
по составу с использованием опорных схем, образование однокоренных
слов с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
 определение и дифференциация частей речи по существенным
признакам.

Определение

некоторых

грамматических

признаков

у

изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
по опорной схеме, вопросам учителя;
 развитие умения составлять простые предложения, предложения с
однородными членами с опорой на картинный материал, схему;
 ознакомление с обращениями, определение места обращения в
предложении;
 формирование умения писать небольшие тексты под диктовку (50 –
65 слов) с изученными орфограммами с основной мыслью структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств;
 развитие умения последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме: написание изложений повествовательных и
описательных текстов после предварительного разбора и предложенного
учителем плана;
 написание сочинений творческого характера по картине, по личным
наблюдениям;
 формирование умения пользоваться орфографическим словарём,
справочными пособиями, информационными ресурсами Интернета;
 привитие навыков делового письма с помощью оформления деловых
бумаг (адрес, поздравление, записка, письмо, объявление);
 воспитание интереса к родному языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
4

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
Личностные результаты:
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с
помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать

на

письме

орфографические

правила

после

предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений с опорой на
5

представленный образец;
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на
представленный образец (с помощью учителя);
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40-45
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,

практической

деятельности,

опорным

словам

и

предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по
существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове
6

и решать орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
 находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия
основной мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать

один

заголовок

из

нескольких

предложенных,

соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять все виды изученных деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного

коллективного

разбора

темы,

основной

мысли,

структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55
слов).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе
7

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во
внимание:
 правильность

ответа

по

содержанию, свидетельствующая

об

осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание

материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
8

с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 65-70 слов;
 в подробных изложениях – 45-60 слов;
 в словарном диктанте – 15-20 слов;
 объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

индивидуально

для

каждого

обучающегося.

Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
9

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе
для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера,
объемом 45-70 слов. Изложения обучающихся пишут по готовому плану
или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке
изложений

и

сочинений

учитывается

правильность,

полнота

и

последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении

предложений,

употреблении

слов;

допускается

1-2

орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.
10

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 6 классе носит
коррекционную и практическую направленность.
В процессе изучения учебного предмета «Русский язык» развивается
устная и письменная речь обучающихся, формируются практические
значимые орфографические и пунктуационные навыки.
Состав слова. В 6 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу слов в разделе. Обучающиеся овладевают правописанием значимых
частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) и различных частей
речи («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»). Изучение
состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено
на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание
гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для
усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд
родственных слов).
Предложение. При изучении данного раздела работа организуется
так, чтобы в процессе упражнений формировать у обучающихся навыки
построения простого предложения разной степени распространенности и
предложения с однородными членами. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
На уроках русского языка 6 класса ведется постоянная работа над
развитием

фонематического

слуха

и

правильного

произношения

обучающихся, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 6 классе
выполняется

ряд

подготовительных

упражнений

—

ответы

на

последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую
11

обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 6 классе обучающимся прививаются навыки делового письма.
Основными видами классных и домашних письменных работ будут
являться:
− тренировочные упражнения,
−

различные

комментированные,

виды

диктантов:

зрительные,

словарные,

творческие,

выборочные,

предупредительные,

свободные, объяснительные;
− письмо по памяти;
− грамматический разбор слов;
− подготовительные работы перед написанием изложения или
сочинения.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы
часов

Контроль
ные
работы

Количество

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст

8

1

2.

Предложение. Текст

10

1

3.

Состав слова

29

2

4.

Части речи.

2

5.

Имя существительное

27

2

6.

Части речи. Имя прилагательное.

24

1

7.

Глагол

13

1

8.

Предложение. Текст

8

1

9.

Повторение пройденного

8
Итого:

129

Сочине
ния

Изложе
ния

1

1
1

1
9

2

2

12

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

3

 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
определяет следующие задачи:
 формирование представления о составе слова, о некоторых способах
образования слов в русском языке;
 формирование умения выделять все части слова, образовывать однокоренные и сложные слова;
 осознанное усвоение обучающимися понятий: часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), грамматические
признаки частей речи;
 закрепление у обучающихся умения находить, различать и сравнивать простое и сложное предложения;
 совершенствование навыка нахождения в предложении главных и
второстепенных членов;
 совершенствование умения последовательно излагать мысли, озаглавливать текст, составлять план и делить текст на части в соответствии с
планом;
 формирование умения составлять деловые письма, подписывать конверты, открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию, анкету,
расписку и другие тексты делового стиля;
 формирование умения писать сочинение творческого характера по
картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг и изложение текста с опорой на заранее составленный план (изложение по коллективно составленному плану).

4

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
Личностные результаты:
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленого алгоритма;

5

 составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный образец);
 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с опорой на образец);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец (с помощью учителя);
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 4045 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
6

схеме или вопросам учителя; находить орфографические трудности в слове
и решать орографические задачи;
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию
и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
 находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения различные по цели высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста;
 выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 уметь писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55
слов);
 уметь писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).

7

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:
 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание материала, может с помощью учителя обосновать,
самостоятельно

8

сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает не- которые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с по- мощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 65-70 слов;
 в подробных изложениях – 45-70 слов;
 в словарном диктанте – 15-20 слов.
 объем творческих работ на уроке – 30-40 слов
При оценке письменных работ следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания такжене учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
9

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

индивидуально

для

каждого

обучающегося.

Специфическими для них ошибками являются замена согласных,
искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры

слова).

При

выставлении

оценки

две

однотипные

специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка
недостаточное

«3»

ставится,

понимание

если

изученного

обучающийся
материала,

обнаруживает
затрудняется

в

применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с
одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6
классе

для

изложений

рекомендуются

тексты

повествовательного

характера, объемом 45-70 слов. Изложения обучающихся пишут по
готовому плану или составленному коллективно под руководством
учителя. При оценке

10

изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении
предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические
ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.

11

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях.
Распределение учебного программного материала расположено концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя
существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 7-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений
по каждой из тем.
Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова
и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей
слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В
процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное
написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию
(подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи. Текст. Большое внимание уделяется склонению имён
существительных и прилагательных в единственном и во множественном
числе, правописанию падежных окончаний. Обучающиеся должны уметь
различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. При более углублённом знакомстве с частью речи
«глагол» учатся определять число и время глагола. В 7 классе обучающие12

ся знакомятся с такой частью речи, как местоимение, учатся правильно
употреблять их в речи.
Предложение. Текст. В 7 классе особое внимание уделяется точному
интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости
от переноса логического ударения с одного слова на другое. С помощью
осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение)
обучаются конструировать разнообразные тексты. Изучение предложений
имеет особое значение для подготовки обучающихся с интеллектуальными
нарушениями к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у них умения построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная
работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения.
В 7 классе обучающимся прививаются навыки делового письма.
Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают
образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в
то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

13

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п
1.

Повторение.

Количество Контрольные Сочинения
часов

работы

10

1

Изложения

Звуки и буквы. Текст
2.

Предложение. Текст

11

1

3.

Состав слова.

18

1

4.

Части речи. Текст.

29

2

22

2

1
1
1

Имя существительное
5.

Части речи.

1

Имя прилагательное
6.

Глагол

21

2

7.

Местоимение

9

1

7.

Предложение. Текст

11

1

8.

Повторение пройденно-

5

го
Итого:

136

11

2

2

14

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой
степенью умственной отсталости.
Задачи обучения:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
 ознакомление

с

некоторыми

грамматическими

понятиями

и

формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
3

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе
определяет следующие задачи:
 совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к
различным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, личное
местоимение, глагол, наречие), по существенным признакам;
 совершенствование умения дифференцировать части слова по
существенным признакам, разбирать слова по составу, образовывать слова
с помощью приставок и суффиксов;
 формирование умений построения простого распространённого
предложения, простого предложения с однородными членами, сложного
предложения;
 совершенствование умения написания изложения и сочинения,
повествовательных

текстов

и

текстов

с

элементами

описания

и

рассуждения;
 развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг (заметка
в стенгазету, автобиография, анкета, заявление о приёме на работу, об
увольнении с работы и др., объяснительная записка);
 развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для
уточнения написания слов;
 воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
4

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе
Минимальный уровень:


знать отличительные грамматические признаки основных частей

речи;


разбирать слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы

учителя;


образовывать слова с новым значением с опорой на образец;



иметь представление о грамматических разрядах слов;



различать изученные части речи по вопросу и значению;



использовать

на

письме

орфографические

правила

после

предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;


составлять различные конструкции предложений с опорой на

представленный образец;


устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
5

вопросам учителя;


находить главные и второстепенные члены предложения без деления

на виды (с помощью учителя);


находить в тексте однородные члены предложения; различать

предложения, разные по интонации;


находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с

помощью учителя);


участвовать в обсуждении фактического материала высказывания для

раскрытия его темы и основной мысли;


выбирать

один

заголовок

из

нескольких

предложенных,

соответствующих теме текста;


оформлять

изученные

виды

деловых

бумаг

с

опорой

на

представленный образец;


писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и

повествовательного текста с элементами описания (45-50 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;


составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов)

повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений,

практической

деятельности,

по

опорным

словам

и

предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:


знать значимые части слова и дифференцировать их по существенным

признакам;



разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям

речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;


дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по

существенным признакам;


определять некоторые грамматические признаки изученных частей
6

(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;


находить

орфографические

трудности

в

слове

и

решать

орографические задачи (под руководством учителя);


использовать орфографический словарь для уточнения написания

слова;


составлять простые распространенные и сложные предложения по

схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;


устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и

структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;


находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем;


составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;



составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;

различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;


отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы

текста;


отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия

основной мысли текста (с помощью учителя);


выбирать

один

заголовок

из

нескольких

предложенных,

соответствующих теме и основной мысли текста;



оформлять все виды изученных деловых бумаг;
писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами

описания и рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов);


писать сочинения-повествования с элементами описания после

предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств.
Система оценки достижения обучающимися
7

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание

материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
 в контрольных работах – 75-80 слов;
 в подробных изложениях – 70 -100 слов;
8

 в словарном диктанте – 15-20 слов;
 объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться
следующими нормами:
оценка «5» ставится за работу без ошибок;
оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося.
Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не
дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
 оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
9

разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления;
 оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя
допускает 2-3 ошибки;
 оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 8 классе
для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера,
объемом 45-70 слов. Изложения обучающиеся пишут по готовому плану или
составленному коллективно под руководством учителя. При оценке
изложений

и

сочинений

учитывается

правильность,

полнота

и

последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении

предложений,

употреблении

слов;

опускается

1-2

орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев,
не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении
предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку в 8 классе носит коррекционную,
практическую и коммуникативную направленность.
В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу.
10

Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и
различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому
разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса
грамматики и правописания.
Основными темами являются «Состав слова» и «Части речи».
Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли
значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря
обучающихся. В процессе упражнений у обучающихся формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др.
Части речи. Части речи изучаются в том объеме, который необходим
обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной
речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в
программу всех лет обучения. В процессе выполнения упражнений у
обучающихся формируются навыки построения простого предложения
разной

степени

распространенности.

Одновременно

закрепляются

орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется
формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности
обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.
В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма.
Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых
бумаг

(заявление,

предусматривается

объявление,

письмо

формирование

и

навыков

др.);

в

четкого,

то

же

время

правильного,
11

логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной
форме.
Содержание разделов
№

1

Название раздела, темы
Повторение. Предложение.

Количество

Контрольные

Сочи-

Изло-

часов

работы

нения

жения

10

1

Текст
2

Состав слова. Текст

14

1

3

Части речи. Текст.

21

1

1

Имя существительное
4

Имя прилагательное

18

1

5

Местоимение

21

1

6

Глагол

22

1

7

Наречие

13

1

8

Предложение. Текст

10

1

9

Повторение пройденного

7

Итого:

124

8

1

1
1

2

2

12

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................. 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1, с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Русский язык» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности
Задачи:
 расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и
умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
3

определяет следующие задачи.
 совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам;
 повторение грамматических признаков изученных частей речи;
 совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к
различным частям речи по существенным признакам;
 развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов;
 совершенствование умения находить главные и второстепенные члены предложения;
 совершенствование умения составлять и различать предложения
разные по интонации;
 развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг;
 формирование умения различать простые и составные числительные;
 формирование умения писать числительные с мягким знаком на конце и в середине слова;
 совершенствование умения написания изложения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения;
 воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать
знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Личностные результаты:
 Сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
4

 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 Сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Минимальный уровень:
 знать отличительные грамматические признаки основных частей
слова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью учителя);
 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать на письме орфографические правила после предварительного

разбора

текста

на

основе

готового

или

коллективного

составленного алгоритма;
 составлять различные конструкции предложений (с опорой на
представленный образец);
 устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу,
вопросам учителя;
5

 находить главные и второстепенные члены предложения без деления
на виды (с помощью учителя);
 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с
помощью учителя);
 участвовать в обсуждении фактического материала высказывания
необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного
текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50
слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным признакам;
 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным
частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям
речи по существенным признакам;
 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных
частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
6

схеме или вопросам учителя;
 находить

орфографические

трудности

в

слове

и

решать

орографические задачи (под руководством учителя);
 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения
написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме,
опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию
и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
 находить

главные

и

второстепенные

члены

предложения

с

использованием опорных схем;
 составлять предложения с однородными членами с опорой на
образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения (с помощью учителя) различные по цели
высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы
текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
 выбирать один заголовок из нескольких предложенных,
соответствующих теме и основной мысли текста;
 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
 писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного

коллективного

разбора

темы,

основной

мысли,

структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60
слов).
7

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов обучающегося учитывается уровень самостоятельности и
особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает
понимание

материала,

может

с

помощью

учителя

обосновать,

самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает не- которые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи
учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и
8

понимание основных положений данной темы, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи;
затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это
с по- мощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При

оценке

письменных

работ

следует

руководствоваться

следующими нормами:
 оценка «5» ставится за работу без ошибок;
 оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
 оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками;
 оценка «2» - не ставится.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или
одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической

ошибке.

Ошибки

на

не

пройдённые

правила

правописания такжене учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи»
дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило
встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,
следует

рассматривать

индивидуально

Специфическими для них ошибками

для

каждого

обучающегося.

являются замена согласных,

искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки,
добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение
структуры

слова).

При

выставлении

оценки

две

однотипные

специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке.
9

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное
усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического
разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает
усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка
недостаточное

«3»

ставится,

понимание

если

изученного

обучающийся
материала,

обнаруживает
затрудняется

в

применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с
одним из заданий.
Оценка «2» - не ставится
При

оценке

творческих

заданий

следует

руководствоваться

следующими нормами.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное,
последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в
построении
предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические
ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без
искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных
звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в
построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с
отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении
предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6
орфографическими ошибками.
Оценка «2» - не ставится
10

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение русскому языку в 9 классе носит коррекционную и
практическую направленность. Программа в 9 классе способствует
умствен- ному развитию обучающихся, обеспечивает гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал,
помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей
слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется
фонетическому разбору.
Слово.

В

9

классе

продолжается

систематическое

изучение

элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами
являются

состав

слова

и

части

речи.

Изучение

состава

слова,

словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и
активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в
корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по
произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др.—

обогащения

и

активизации

словаря,

формирования

навыков

грамотного письма.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим
обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной
речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в
11

программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в
процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного
предложения.

Одновременно

закрепляются

орфографические

пунктуационные навыки.
Продолжается работа по обучению деловому письму.
Основными видами работы обучающихся в 9 классе являются:
тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные,
объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор,
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения.
Содержание разделов
Колво
часов

Контрольные
Сочинения
работы

№

Название разделов, темы

1

Повторение. Предложение

5

1

2

Состав слова. Текст

14

1

3

Части речи. Текст.
Имя существительное

15

1

4

Части речи. Имя
прилагательное

10

1

5

Местоимение

12

1

6

Глагол

21

1

1

7

Наречие

12

1

1

8

Имя числительное

13

1

9

Предложение. Текст

15

1

10

Повторение пройденного

6

Итого

123

9

Изложения

1

1

2

2

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».