ИЗО (1-4 классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
1 – 5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 10

II.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 11

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе рассчитана на 33 учебные
недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем
развитии
личности
обучающегося с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к
художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и
искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном
искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной
деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения
в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке,
аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
3

− формирование элементарных знаний о видах
изобразительного искусства.
− расширение художественно-эстетического кругозора;

и

жанрах

− развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям
орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной
деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 1 классе определяет следующие задачи:
− формирование навыков и приемов работы в разных видах
изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);
− формирование у обучающихся зрительно-графических умений и
навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и
работе в нетрадиционных техниках;
− обучение нахождению в изображаемом существенных признаков,
установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа
бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения
рисунка;
−
корригирование
недостатков
познавательной
деятельности,
обучающихся путем систематического и целенаправленного развития у них
правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве;
− развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и
4

кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа
движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной
точке; сохранение направления движения;
− развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет
введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их
свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур,
штриховка и т.д.);
− обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и
явлениях окружающего мира;
− воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических
чувств и понимание красоты окружающего мира;
− воспитание адекватного отношения к результатам собственной
деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки.

Планируемые результаты освоения содержания
рабочей программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
 положительное отношение к окружающей действительности;
 эстетическое восприятие окружающей действительности;
 понимание красоты в окружающей действительности и
возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
 умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса
Минимальный уровень:
− правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
5

− правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками
кисть;
− обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
− проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии,
не вращая при этом лист бумаги;
− различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
− узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал);
− знать названия художественных материалов, инструментов и
принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
− использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по
прямой линии)
Достаточный уровень:
− знать названия художественных материалов, инструментов и
принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1
классе;
− знать названия основных цветов солнечного спектра;
− знать названия изображаемых на уроках предметов, действий
обьектов, изобразительных действий;
− знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела
человека, части дерева, дома;
− знать основные особенности материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
− знать выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет».;
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
6

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных
объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими
формами с помощью учителя;
− узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях
изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме,
цвету, величине.

Система оценки
достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения образовательной программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и
развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу
обучающихся, используя только качественную оценку. Результат
продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа
7

их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования
учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися:
− «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
− «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
− «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у
обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное
цветными художественными материалами, формируется умение
анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта
наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть
объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется
пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа
по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме
определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой
деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о
предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительнодвигательные представления – способы изображений увиденного.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.

4.

Название раздела, темы
Подготовительный период обучения
«Обучение композиционной деятельности»
«Развитие у обучающихся умений воспринимать
и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
«Развитие у обучающихся восприятия цвета
предметов и формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

Количеств
о часов
3
9
11

Контрольные
работы
-

4

-

33

8

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................. 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к
предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34
часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
2

 формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
 формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
 обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
 обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
 обучение правилам и законам композиции, цветоведения,
построениям орнамента и др., применяемым в разных видах
изобразительной деятельности;
 формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
 воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» во 2 классе определяет следующие задачи:
− развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирование
образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их
познания;
− формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству,
потребности к изображению воспринимаемой действительности, желания
овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной
деятельности;
− формирование приемов рассматривания объектов, явлений
окружающей действительности, произведений изобразительного искусства
и народного творчества;
− обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения;
− формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе
над аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными
художественными материалами.
3

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 формирование положительного отношения к мнению учителя,
сверстников;
 развитие способности оценивать результаты своей деятельности с
помощью педагога и самостоятельно;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
 формирование мотивации к творческому труду;
 формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 2 класса
Минимальный уровень:
 использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
 рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
 рисовать простым карандашом различные виды линий;
 знать названия художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их назначения, правил обращения;
 организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы под контролем учителя;
 владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
 уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.
Достаточный уровень:
4

 знать о работе художника, ее особенностях;
 выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
 рисовать предметы самостоятельно от руки;
 передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
 выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;
 знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково);
 знать выразительные средства изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет
и др.;
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
 применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными
красками;
 рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
 оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» во 2 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
5

Оценка предметных результатов во время обучения во 2 классе в 1 и
2 триместре не проводится. Результат продвижения второклассников в
развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности:
поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием
качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые
обучающимися, следующее:
 «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
 «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
 «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.
Начиная с 3 триместра знания и умения, обучающихся по
изобразительному искусству во 2 классе оцениваются по результатам
выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
работы.
Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное
выполнение

работы,

но

обучающийся

допускает

неточности

в

выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы
(восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если
работа требует корректировки со стороны учителя.
Оценка «2» - не ставится.

6

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

На втором году обучения осуществляется закрепление полученных
знаний о художественных материалах и технических способах работы с
ними.
В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта
(низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются
умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура.
Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с
приемами работы гуашью.
Особое место отведено способам выделения изображения из фона,
поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается.
№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1

«Обучение композиционной деятельности»

11

-

2

«Развитие у учащихся умений

10

-

2

-

11

-

34

-

воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
3

«Обучение восприятию произведений
искусства»

4

«Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

7

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет
«Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство»
и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по
учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве,

а также формирование элементарных знаний об

изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
8

− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
−

формирование

элементарных

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
−

обучение

построениям

правилам

орнамента

и
и

законам
др.,

композиции,

применяемым

в

цветоведения,
разных

видах

изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 3 классе определяет следующие задачи:
− развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей
природной среде;
−

формирование

умения

изображать

увиденное

цветными

и

ахроматическими художественными материалами;
−

формирование

умения

анализировать

форму,

строение
9

(конструкционные особенности) объекта наблюдения, выделение в нем
частей, определение пропорций, видение объекта целостно, затем его
изображение, передавая относительное сходство;
−

осуществление

обучению

некоторым

правилам

работы

над

композицией;
− обучение более углубленному восприятию некоторых произведений
изобразительного искусства, сопутствующих теме определенного урока, и
декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Изобразительное искусство» на конец 3 класса:
Минимальный уровень:
− использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
− рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
− рисовать простым карандашом различные виды линий;
− знать названия художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их назначения, правил обращения;
− организовывать

рабочее

место

в

зависимости

от

характера
1
0

выполняемой работы под контролем учителя;
− владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта.
Достаточный уровень:
− знать о работе художника, ее особенностях;
− знать части конструкции изображаемого предмета;
− иметь представление о приемах передачи глубины пространства
(загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении их по
сравнению с расположенными вблизи);
− рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные
признаки изображаемого времени года
− выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
− рисовать предметы самостоятельно от руки;
− передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
− выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма
повторением и чередованием формы и цвета;
− знать названия некоторых народных и национальных промыслов
(Каргополь);
−

знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет
и др.;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными
красками;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
1
1

образец).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки

в

разработке

композиции,

работа

отличается

грамотно

продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой,
правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
1
2

испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности.
Оценка «2» - не ставится.

1
3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение изобразительному искусству в 3 классе способствует
дальнейшему формированию у обучающихся базы для творческой
деятельности (расширяется опыт относительных полных и точных
представлений

о

предметном

мире

и

явлениях

окружающей

действительности и способов изображения, увиденного): развивается
способность

изображать

предмет

с

натуры,

выполнять

задания

декоративного характера или на заданные темы, которые требуют
привлечения определенных творческих усилий.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные

1.

«Обучение композиционной деятельности»

15

-

2.

«Развитие у учащихся умений

10

-

9

-

34

-

п/п

работы

воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
3.

«Развитие у учащихся восприятия цвета
предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

1
4

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Изобразительное

искусство»

относится

к

предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа
в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная образовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.

1
5

Задачи обучения:
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
 формирование

элементарных

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
 формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
 обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
 обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
 обучение
построениям

правилам
орнамента

и
и

законам
др.,

композиции,

применяемым

в

цветоведения,
разных

видах

изобразительной деятельности;
 формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
 воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы, для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 4 классе определяет следующие задачи:
 развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей
природной среде и формирование у детей умений фиксировать у детей
1
6

умений фиксировать полученные при наблюдении впечатления цветными
ахроматическими художественными материалами;
 формирование

умений

анализировать

форму

и

строение

(конструкционные особенности) объекта наблюдения, видеть его целостно
и различать пропорции, рассматривать объект аналитически, выделяя его
части, и изображать его правдиво;
 обучение

некоторым

правилам

работы

над

композицией

в

практической деятельности;
 обучение восприятию некоторых произведений изобразительного
искусства, сопутствующих теме определенного занятия, и произведений
декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социальных мотивов учебной деятельности;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей, чувств;
 овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
 овладение

социально-бытовыми

навыками,

используемыми

в

повседневной жизни;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
1
7

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 4 класса
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойств назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
знать

−

некоторые

выразительные

средства

изобразительного

искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
−

знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и

аппликации;
−

уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера

выполняемой работы;
−

следовать при выполнении работы инструкциям педагогического

работника;
−

владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
−

рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

−

применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными

красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии
с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
1
8

Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов

(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации;
− знать

и

искусства:

применять

выразительные

«изобразительная

средств

поверхность»,

изобразительного

«точка»,

«линия»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать

способы

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении

работы инструкциям учителя или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения

аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,

передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое

отношение к природе, человеку, семье и обществу;
−

различать

произведения

живописи,

графики,

скульптуры,

архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
1
9

− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки

в

разработке

композиции,

работа

отличается

грамотно

продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой,
правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
2
0

пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Изобразительное

искусство»

относится

к

предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного
плана. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
2
1

жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к изобразительному искусству;
− раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
−

формирование

элементарных

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений

искусства,

умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
−

обучение

построениям

правилам

орнамента

и
и

законам
др.,

композиции,

применяемым

в

цветоведения,
разных

видах

изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
2
2

изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 5 классе определяет следующие задачи:
− работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и
формирования

образов

предметов

и

явлений

окружающей

действительности в процессе их познаний;
− развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству,
потребности

в

формирования

изображении
желания

воспринимаемой

овладеть

приемами

действительности,

изображения

объектов

наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
− обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на
этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и
умений);
− с целью обучения изображению окружающей действительности,
отрабатываются

приемы

рассматривания

объектов,

произведений

изобразительного искусства и народного творчества, формируются и
закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными
художественными материалами.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
 сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-

пространственной организации; формирование целостного, социально
2
3

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 5 класса
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
−

знать

некоторые

выразительные

средства

изобразительного

искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование
материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
2
4

− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии
с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов

(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации;
− знать

искусства:

и применять выразительные средства изобразительного
«изобразительная

поверхность»,

«точка»,

«линия»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать

способы

лепки

(конструктивный,

пластический,

комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении

работы инструкциям учителя или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения

аппликации;
2
5

− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,

передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое

отношение к природе, человеку, семье и обществу;
−

различать

произведения

живописи,

графики,

скульптуры,

архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют
ошибки

в

разработке

композиции,

работа

отличается

грамотно

продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой,
правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы
интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
2
6

технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при
выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке
композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом
обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно
исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный,
минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче
пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но
испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении
рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает
отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением
технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.

2
7

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в
соответствии

с

которыми

у

обучающихся

развиваются

умения

анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект
целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение
изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель
и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать
над композицией в практической деятельности; более углубленное
восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела, темы

Количество

Контрольные

часов

работы

1.

«Обучение композиционной деятельности»

22

-

2.

«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»

17

-

3.

«Обучение восприятию произведений
искусства»

12

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия
цвета, предметов и формирование умений
переливать его в живописи»

17

-

Итого:

68

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».