РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
10-11 класс
Педагог-психолог: Павлова С.В.
2022г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Этика и психология семейной
жизни» для обучающихся 10-го класса МАОУ «Нижнемуллинская средняя
школа» разработана на основе ФГОС СОО, рабочей программы воспитания
МАОУ «Нижнемуллинская средняя школа».
Семья является важнейшей составляющей общества. Как показывают
многие исследования, современная семья переживает ряд трудностей. За
последние 10 лет отмечается увеличение числа незарегистрированных
браков, количества разводов и неполных семей, низкая рождаемость,
вытеснение детей из семьи и превращение их в социальных сирот. Зачастую
семья создает предпосылки для развития девиантного поведения у своих
детей (алкоголизм, наркомания, бродяжничество, суицид и т. д.). В целях
укрепления института брака и семьи политика нашего государства
направлена на нормативное правовое обеспечение реализации прав семьи и
ребенка
на
достойную
жизнь
в
обществе,
а
также
повышение
ответственности родителей за воспитание детей.
Многие проблемы современной семьи и общества связаны с
ценностными ориентирами и культурой всего общества, отдельной личности
(психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), ее
образованием и воспитанием. Анализ причин кризиса молодой семьи
указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному
выполнению
обязанностей
супругов
и
родителей,
на
недостаток
необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных
потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем
окружении.
Цель программы: формирование ценностного отношения учащихся к
семейной жизни.
Задачи:
1. Познакомить
учащихся
с
важнейшими
сторонами
жизни
современной семьи и ее основными функциями и закономерностями
развития.
2. Расширить
представления
о
психофизиологических
различиях
юношей и девушек, обсудить актуальные проблемы переживания первой
любви и ответственного поведения в сообществе сверстников.
3. Познакомить воспитанников с особенностями ролевого поведения в
семье, соответствующими способами взаимодействия с ближайшим и
удаленным окружением (супругами, детьми, возможными родственниками,
друзьями).
4. Развивать навыки конструктивного поведения в типичных семейнобытовых ситуациях (в том числе конфликтных).
5. Содействовать
осознанию
важности
ответственного
ролевого
поведения в ближайшем окружении (сверстники, родные и др.).
6. Учить саморегуляции поведения, правилам личной безопасности;
бережному отношению к собственному здоровью и здоровью своих родных;
действенному проявлению уважения и заботы о близких.
7. Развивать правовую, психологическую и гендерную культуру
личности учащегося; способность к регуляции поведения в процессе
творческой самореализации и группового взаимодействия.
Основными способами обучения являются активные формы и методы
работы,
которые
обеспечивают
усвоение
содержания,
эффективную
коммуникацию, достижение поставленных целей и задач (элементы
тренинга, игры, проектирование, дискуссия, моделирование, интервью,
творческие мастерские и т.д.).
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Итогом реализации программы являются приобретенные знания,
развитие личностных качеств, формирование активной жизненной позиции,
соответствующих
компетенций,
необходимых
для
успешных
взаимоотношений с родными и сверстниками, будущей семейной жизни.
Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Темы
Количество
часов
Вводное занятие
1
Психологические аспекты семьи
1
Структура и динамика семьи
1
Социальные функции семьи
1
Стереотипы семейного взаимодействия
1
Семейные правила
1
Семейные мифы
1
4 Границысемьи
семьи
Стабилизаторы
1
5 Стабилизаторы
семьи
Семейная
история
1
6 Семейная история
Дифференциация семьи.
1
Непосильное физическое и психическое напряжение в
1
семье.
Семейная тревога.
1
Структурно-ролевые отношения в семье.
1
Патология ролей в семье.
1
Гендерные различия членов семьи
1
Любовь как высшее человеческое чувство. Культура
1
интимно-личностных взаимоотношений между полами.
17 «Ранние браки: за или против» – дебаты
18 Модели брачного выбора спутника жизни
19 Гражданский брак: «за» и «против»
1
1
1
20 Права и обязанности супругов
1
21 Брачный договор: «за» или «против»
1
22 Первые шаги молодой семьи
23 Роль родственников в жизни семьи
24 Организация жизни семьи: от домашних дел до досуга.
Потребности и бюджет семьи
1
1
1
25 Рождение и воспитание детей в семье
26 Причины и последствия нарушений семейных
отношений
27 Кризисы
семейных отношений.
1
1
1
28 Семейные конфликты. Способы разрешения семейных
29 конфликтов.
Типология неблагополучных семей.
1
30 Неполные семьи, их типы. Особенности формирования
личности ребенка в неполной семье.
1
1
31 Личность ребенка в семье разведенных родителей.
1
32 Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
1
33 От личности родителей к личности ребенка.
1
34 Коллаж «Моя будущая семья». Диагностика учащихся
Итого:на определение уровня готовности к семейной жизни.
Рефлексия курса.
1
34