РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
для 10 класса
Составитель: Романова Е.В.
2022г.
Пояснительная записка
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, освоивших курс
основной школы. Программа курса разработана на основе действующих образовательных
стандартов по русскому языку, углубляет содержание базового курса “Русский язык”, позволяет
удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной
подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Программа уделяет особое внимание трудным вопросам языкознания. Основными
направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне
анализируемого явления (слова, предложения), опора на этимологический анализ при обучении
орфографии, что формирует систему правописных умений и навыков; систематизация и
обобщение знаний.
В программе материал распределен по темам, в последовательности изучения правил для
того, чтобы в результате обучения у выпускников укрепилась уверенность в целесообразности
системы русского правописания.
Реализация программы предполагает совершенствование практических умений по
орфографии и пунктуации.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь
систематизировать и углубленно изучить курс русского языка.
учащимся
повторить,
Цель курса: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным
разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения
у учащихся.
Задачи курса:
систематизировать и обобщить знания в области правописания;
создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по
освоению и закреплению учебного материала
углублять знания по орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику,
существующую взаимосвязь между различными элементами;
формировать умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно
выбирать из множества правил нужное, устойчивые навыки нормативной речи;
развивать языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения,
функциональную грамотность.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил).
Задания на знание норм русского литературного языка предназначены для оценки общей
культуры ученика. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в
орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Трудные вопросы русского языка» ученик должен:
знать/ понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного
литературного русского языка.
уметь:
применять на практике основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
соблюдать в процессе работы изученные орфографические и пунктуационные нормы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и
самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной
задачи;
анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания,
структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать
грамматические ошибки и речевые недочеты.
Занятия с учащимися предполагают следующие формы и приемы работы:
- лекции с последующим опросом;
- беседы;
- практические занятия;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий повышенной сложности;
- проведение орфоэпических и грамматических практикумов,
- создание памяток и информационных карточек;
Программа элективного курса актуальна для учащихся, так как формирование
орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, практическое использование
лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для
последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой
невозможен без хорошего знания русского языка.
Дидактический материал (таблицы, упражнения, карточки-информаторы, памятки, тесты). При
таком подходе учащиеся закрепляют навыки работы со словарями и справочниками, развивают
умения формулировать вопросы заданий, учатся дифференцировать материал.
Выполнение заданий с помощью электронных репетиторов незаменимо при интенсивной
работе по коррекции грамотности учащихся.
Методическое обеспечение программы: в разработке занятий учитывались практическая
направленность курса, ориентация на самостоятельную работу учащихся (часть 1 - выполнение
тестовых заданий с выбором ответа).
Контроль достижений учащихся и критерии их оценки:
- текущий (оценивание на каждом занятии),
- промежуточный (тестовые задания; контрольные работы, выполняемые с помощью
электронных тренажеров; ответы на вопросы; беседы),
- итоговый (в конце курса) проводится в форме тестовой работы.
Содержание курса
Фонетика
Предмет изучения разделов языкознания
Классификация звуков. Ударение.
«Фонетика»,
«Графика».
Русский
алфавит.
Лексика
Разряды лексики: основания классификации разрядов. Паронимы. Синонимы. Антонимы.
Фразеология
Понятие о фразеологизме. Классификация фразеологизмов.
Морфемика
Морфемный состав слова. Разбор слова по составу. Правописание приставок. Правописание
корней.
Морфология.
Имя существительное как часть речи. Нормы употребления существительных в речи.
Правописание суффиксов существительных.
Имя прилагательное как часть речи. Нормы употребления прилагательных в речи (образование
форм степеней сравнения). Правописание суффиксов прилагательных.
Имя числительное как часть речи. Нормы употребления числительных в речи (в том числе
склонение числительных).
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Нормы употребления местоимений в
речи.
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов глаголов.
Употребление глаголов в речи.
Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов причастий.
Наречие. Правописание наречий. Понятие о категории состояния.
Служебные части речи. Функции предлогов, союзов, частиц. Правописание предлогов. Нормы
употребления существительных с предлогами.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Знаки
препинания в предложении с обособленными членами. Знаки препинания в предложении с
вводными словами и обращениями.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении с одним и несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение.
Учебно-тематический план
Режим занятий: 1 час в неделю.
н\п Разделы программы
Кол- Формы контроля
во
часов
1.
Трудные вопросы фонетики. Ударение.
1
тест
2.
Трудные вопросы лексики.
2
тест
3.
Трудные вопросы фразеологии.
1
работа с текстом
4.
Трудные вопросы морфемики, в том числе 3
тест
морфемика и орфография.
5.
Трудные вопросы морфологии.
6.
Трудные вопросы синтаксиса.
простого предложения.
Синтаксис 8
работа с текстом
тест
7.
Трудные вопросы синтаксиса.
сложного предложения.
Синтаксис 8
работа с текстом
тест
Итого
11
тест
34
Список литературы
Литература для учителя
1. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 1976.
2. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл. : пособие для
учителя. - -М., 2003.
4. Медведева Н.В., Фоминых Л.С. Русский язык для бакалавров и магистров: теория и
практика. Часть 2. Трудные вопросы языковых разделов.
Литература для обучающихся
1. Базжина Т. В. Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для
старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000 г.
2. Единый Государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы/ Капинос В.
И., 2014
3. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. – М., 2005.
4. Львова С. И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и раздельных
написаниях). – М., 1991 г.
5. Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.
6. Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и
поступающих в вузы. – М., 2000.
7. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2015-2016. Ростов-на –Дону, изд
«Легион» 2015
8. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1997, 2008.
9. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2013.
10. Словари.
Интернет-ресурсы
1. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru
2. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий,
организация урока, система упражнений. edu.1september.ru
3. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
4. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
5. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
6. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал