Элективный курс Прикладная физика (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название: Прикладная физика
Класс: 9

Пояснительная записка
Программа курса «Прикладная физика» рассчитана на обучающихся 9го класса, выбравших физико-математический профиль. Курс направлен на
развитие интеллекта и логического мышления, позволяет взглянуть на
физические явления гораздо шире, не отделяя их от целостной картины мира,
через призму биофизики. Биофизика – совокупность трех наук о природе:
физики, химии, биологии. Она изучает природу во всем многообразии ее
явлений и процессов, начиная от движения элементарных частиц и заканчивая
жизнедеятельностью организмов, т.е. данный курс закладывает фундамент для
превращения разрозненных представлений учащихся о природе в целостную
естественнонаучную картину мира.
Биофизика позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, в
системе культурных ценностей, т.к. формирует его мировоззрение, вносит
существенный вклад в развитие духовного обмена.
Биофизика дает возможность усилить эстетическое воспитание,
осуществить преемственность в математике и информатике, имеющих
глубокие связи с биофизикой в вопросах симметрии математических и
природных объектов, человека, пространства, Вселенной, истории развития
человечества и т. д.
Биофизика вносит существенный вклад в выработку нового стиля
мышления – планетарного. Например, проблемы солнечно – земных связей,
воздействие солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу
Земли, прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если
таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с
загрязнением Мирового океана и земной атмосферы имеют большое значение
для всех стран и народов.
Знания, получаемые учащимися на этих занятиях, носят в большей
степени прикладной характер. Объем курса 16 часов.
Цель курса: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися
знаний о физических процессах в живой природе и на основе этого раскрыть
роль физики в современной науке и ее прикладное значение в жизни.
Задачи курса:

познакомить учащихся с элементами биофизики и ее ролью
в формировании современной картины мира;

раскрыть общие закономерности физических процессов в
природе;

развивать логическое мышление;

сформировать умение анализировать происходящие
процессы;

выработать потребность к постижению нового, ранее не
изученного.
Методы и приемы:


интерактивные лекции;

семинарские и практические занятия;

работа с дополнительной литературой;

проведение самостоятельных наблюдений, опытов,
исследований;

творческие задания.
Ожидаемые результаты:

удовлетворение познавательных потребностей учащихся;

получение представлений об использовании физических
закономерностей в биологии и медицине;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;

умение проводить наблюдения и опыты;

совершенствование знаний, умений и навыков, жизненного
опыта учащихся.
Формы контроля:






Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Устный опрос.
Зачет.
Итоговое тестирование с оценкой «зачтено» и «незачтено».

Обучающиеся должны знать:








Закон Паскаля;
Закон Архимеда;
Законы Ньютона;
Виды сил;
Основные характеристики звуковых колебаний;
Строение глаза;
Строение атома

Должны уметь:
 Строить план исследование;
 Фиксировать эмпирические данные;
 Проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые
характеристики явления;
 Сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе;
 Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с
использованием визуальных средств демонстрации (графиков,
рисунков, схем).

Календарно – тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Название темы
Движение и силы
Давление в жидкостях и газах и их влияние на живые
организмы
Простые механизмы человека и животных
Мощности, развиваемые человеком
Исследование «Измерение сил: тяжести, веса и
мускульной силы руки»
Определение максимальной скорости движения
пальца руки
Оценка плотности костной ткани методом
гидростатического взвешивания
Определение мощности работы сердца
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат
человека. Регистрация звуков сердца и легких

К –во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10 Исследование «Измерение давления: атмосферного и
кровяного»
11 Эхо в живой природе. Ультразвук и его роль в
биологии и медицине

1

12 Оптика в мире животных и человека. Измерение
времени реакции человека на звуковые и световые
сигналы

1

13 Физика человеческого глаза. Определение
горизонтального и вертикального полей зрения глаза

1

14 Электрические свойства тканей человека. Поражение
деревьев молнией. Примеры статистического
электричества. Применение постоянного
электрического тока с лечебной целью

1

15 Радиоактивные изотопы: способы их изучения,
применения в народном хозяйстве, живых организмах
16 Итоговое занятие

1

1

1

Дата

Содержание тематического планирования курса «Биофизика»
1.Движение и силы (5 часов).
Особенности поведения человеческого организма при невесомости,
когда органы человека не оказывают давления друг на друга. Движение тела
человека в условиях невесомости. Неинерциальные системы отсчета.
Особенности поведения человеческого организма при перегрузках.
2.Работа и мощность человека. Эргометрия. (4 часов).
Рычаги первого, второго и третьего родов в организме человека.
Статистическая и динамическая работа мышц человека. Эргометры.
3.Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения. (2 часа).
Структура уха человека. Составляющие вестибулярного аппарата,
расположенного во внутреннем ухе.
Природа звука. Тембр и громкость звука. Обертоны. Порог
слышимости. Стетоскоп и фонендоскоп. Виды звука.
4.Физические основы клинического метода измерения давления крови.
(1 час).
Измерение кровяного давления с помощью электронной аппаратуры.
5. Оптическая система глаза (2 часа).
Строение глаза человека. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость.
Оптические приборы. Острота зрения и способы ее проверки.
6.Физические основы электрокардиографии. (1 час).
Биологические потенциалы в клетках и тканях человека. Определение
состояния сердечной деятельности с помощью биопотенциалов. Принцип
работы
медицинских
приборов,
регистрирующих
биопотенциалы.
Электрокардиограмма. Электростимуляторы.
7.Использование радиоактивных изотопов в медицине. (1 час).
Радиоактивность. Меченые атомы. Методы регистрации элементарных
частиц. Действие электромагнитного поля. Дозиметрические приборы.

Литература для учащихся:
1.Учебники физики (7 - 11 классы).
2.А.В.Перышкин и др., «Факультативный курс физики», 1980 г.
3.И.И.Клюкин, «Удивительный мир звука»,2000 г.
3.Б.Ф.Билимович, «Световые явления вокруг нас», 1987 г.
4.М.Б.Беркинблит, Е.Г.Глагольева «Электричество в живых организмах»,1988
г.

Литература для учителя:
1.А.Н Ремизов и др. «Медицинская и биологическая физика»,2004 г.
2.В.В.Антонов «Биофизика», 2000 г.
3.Д.Б.Мерион «Физика с биологическим содержанием,1986 г.
4. «Методические указания для выполнения лабораторных работ по физике»,
г.Воронеж, 2003 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».