РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название: Прикладная физика
Класс: 9
Пояснительная записка
Программа курса «Прикладная физика» рассчитана на обучающихся 9го класса, выбравших физико-математический профиль. Курс направлен на
развитие интеллекта и логического мышления, позволяет взглянуть на
физические явления гораздо шире, не отделяя их от целостной картины мира,
через призму биофизики. Биофизика – совокупность трех наук о природе:
физики, химии, биологии. Она изучает природу во всем многообразии ее
явлений и процессов, начиная от движения элементарных частиц и заканчивая
жизнедеятельностью организмов, т.е. данный курс закладывает фундамент для
превращения разрозненных представлений учащихся о природе в целостную
естественнонаучную картину мира.
Биофизика позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, в
системе культурных ценностей, т.к. формирует его мировоззрение, вносит
существенный вклад в развитие духовного обмена.
Биофизика дает возможность усилить эстетическое воспитание,
осуществить преемственность в математике и информатике, имеющих
глубокие связи с биофизикой в вопросах симметрии математических и
природных объектов, человека, пространства, Вселенной, истории развития
человечества и т. д.
Биофизика вносит существенный вклад в выработку нового стиля
мышления – планетарного. Например, проблемы солнечно – земных связей,
воздействие солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу
Земли, прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если
таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с
загрязнением Мирового океана и земной атмосферы имеют большое значение
для всех стран и народов.
Знания, получаемые учащимися на этих занятиях, носят в большей
степени прикладной характер. Объем курса 16 часов.
Цель курса: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися
знаний о физических процессах в живой природе и на основе этого раскрыть
роль физики в современной науке и ее прикладное значение в жизни.
Задачи курса:
познакомить учащихся с элементами биофизики и ее ролью
в формировании современной картины мира;
раскрыть общие закономерности физических процессов в
природе;
развивать логическое мышление;
сформировать умение анализировать происходящие
процессы;
выработать потребность к постижению нового, ранее не
изученного.
Методы и приемы:
интерактивные лекции;
семинарские и практические занятия;
работа с дополнительной литературой;
проведение самостоятельных наблюдений, опытов,
исследований;
творческие задания.
Ожидаемые результаты:
удовлетворение познавательных потребностей учащихся;
получение представлений об использовании физических
закономерностей в биологии и медицине;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
умение проводить наблюдения и опыты;
совершенствование знаний, умений и навыков, жизненного
опыта учащихся.
Формы контроля:
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Устный опрос.
Зачет.
Итоговое тестирование с оценкой «зачтено» и «незачтено».
Обучающиеся должны знать:
Закон Паскаля;
Закон Архимеда;
Законы Ньютона;
Виды сил;
Основные характеристики звуковых колебаний;
Строение глаза;
Строение атома
Должны уметь:
Строить план исследование;
Фиксировать эмпирические данные;
Проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые
характеристики явления;
Сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе;
Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с
использованием визуальных средств демонстрации (графиков,
рисунков, схем).
Календарно – тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Название темы
Движение и силы
Давление в жидкостях и газах и их влияние на живые
организмы
Простые механизмы человека и животных
Мощности, развиваемые человеком
Исследование «Измерение сил: тяжести, веса и
мускульной силы руки»
Определение максимальной скорости движения
пальца руки
Оценка плотности костной ткани методом
гидростатического взвешивания
Определение мощности работы сердца
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат
человека. Регистрация звуков сердца и легких
К –во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 Исследование «Измерение давления: атмосферного и
кровяного»
11 Эхо в живой природе. Ультразвук и его роль в
биологии и медицине
1
12 Оптика в мире животных и человека. Измерение
времени реакции человека на звуковые и световые
сигналы
1
13 Физика человеческого глаза. Определение
горизонтального и вертикального полей зрения глаза
1
14 Электрические свойства тканей человека. Поражение
деревьев молнией. Примеры статистического
электричества. Применение постоянного
электрического тока с лечебной целью
1
15 Радиоактивные изотопы: способы их изучения,
применения в народном хозяйстве, живых организмах
16 Итоговое занятие
1
1
1
Дата
Содержание тематического планирования курса «Биофизика»
1.Движение и силы (5 часов).
Особенности поведения человеческого организма при невесомости,
когда органы человека не оказывают давления друг на друга. Движение тела
человека в условиях невесомости. Неинерциальные системы отсчета.
Особенности поведения человеческого организма при перегрузках.
2.Работа и мощность человека. Эргометрия. (4 часов).
Рычаги первого, второго и третьего родов в организме человека.
Статистическая и динамическая работа мышц человека. Эргометры.
3.Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения. (2 часа).
Структура уха человека. Составляющие вестибулярного аппарата,
расположенного во внутреннем ухе.
Природа звука. Тембр и громкость звука. Обертоны. Порог
слышимости. Стетоскоп и фонендоскоп. Виды звука.
4.Физические основы клинического метода измерения давления крови.
(1 час).
Измерение кровяного давления с помощью электронной аппаратуры.
5. Оптическая система глаза (2 часа).
Строение глаза человека. Аккомодация. Близорукость и дальнозоркость.
Оптические приборы. Острота зрения и способы ее проверки.
6.Физические основы электрокардиографии. (1 час).
Биологические потенциалы в клетках и тканях человека. Определение
состояния сердечной деятельности с помощью биопотенциалов. Принцип
работы
медицинских
приборов,
регистрирующих
биопотенциалы.
Электрокардиограмма. Электростимуляторы.
7.Использование радиоактивных изотопов в медицине. (1 час).
Радиоактивность. Меченые атомы. Методы регистрации элементарных
частиц. Действие электромагнитного поля. Дозиметрические приборы.
Литература для учащихся:
1.Учебники физики (7 - 11 классы).
2.А.В.Перышкин и др., «Факультативный курс физики», 1980 г.
3.И.И.Клюкин, «Удивительный мир звука»,2000 г.
3.Б.Ф.Билимович, «Световые явления вокруг нас», 1987 г.
4.М.Б.Беркинблит, Е.Г.Глагольева «Электричество в живых организмах»,1988
г.
Литература для учителя:
1.А.Н Ремизов и др. «Медицинская и биологическая физика»,2004 г.
2.В.В.Антонов «Биофизика», 2000 г.
3.Д.Б.Мерион «Физика с биологическим содержанием,1986 г.
4. «Методические указания для выполнения лабораторных работ по физике»,
г.Воронеж, 2003 г.