ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Экспериментальные
задачи по физике»
Класс: 8
Количество часов: 16
Учитель: Кулешова Татьяна Алексеевна
с. Н.Муллы 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 31 мая 2021г. № 287 предназначена для обучающихся, ориентированных
на физико-математический направление.
Элективный курс для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике
основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 16 часов и посвящен вопросам
экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не
предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики.
Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не
способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука
экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается,
устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать
правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика –
увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть
новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем
больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес
к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Основными задачами курса являются:
раскрытие проявления физических явлений и законов в природе, технике, быту;
развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к физике и ее
техническим приложениям;
формирование у учащихся умений самостоятельно приобретать знания по
физике;
технологическое образование и профориентация школьников.
Основными формами проведения факультативных занятий
могут быть: эвристическая
беседа, рассказ учителя, демонстрация и анализ занимательных физических опытов, различные виды
самостоятельной работы (с учебной, научно-популярной и справочной литературой, физический
эксперимент, решение задач, изготовление наглядных пособий и дидактических материалов),
экскурсии, просмотр видеозаписей и т. д.
Для проведения самостоятельного физического эксперимента используется типовое
оборудование физического кабинета, а также самодельные приборы и установки. Также
целесообразно использовать различные конструкторы и технические игрушки, персональные
компьютеры и микрокалькуляторы.
Цели и задачи курса
Создание условий для формирования и развития
у учащихся: интеллектуальных и
практических умений в области физического эксперимента, интереса к изучению физики и
проведению физического эксперимента; умения самостоятельно приобретать и использовать знания;
творческих способностей; умения работать в группе; вести дискуссию; отстаивать и обосновывать
свою точку зрения.
Требования к уровню подготовки
В процессе занятий учащийся приобретает умения:
- решать задачи;
- наблюдать и изучать явления;
- объяснять результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы;
- делать выводы;
- участвовать в дискуссиях.
Программа состоит из пяти разделов:
I.
Тепловые явления.
II.
Изменение агрегатных состояний вещества.
III.
Электрические явления.
IV.
Электромагнитные явления
V.
Световые явления
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при изготовлении
оборудования, проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла
познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его
проведения, предоставление результатов эксперимента, построение выводов, при решении задач. На
заключительном этапе проводится защита и обсуждение результатов исследования.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
по курсу « Экспериментальные задачи по физике»
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты,
удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:- описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность,
конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию,
электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию,
отражение, преломление света;
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения,
электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на
участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных
формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в
квартире.
Учебно-тематический план
№
п/
Тема
п
1. Тепловые явления
2. Изменение агрегатных состояний
вещества
3. Световые явления
Итого:
Количе
ство
часов
7
В том числе
теоретический практический
2
5
6
2
4
3
16
1
5
2
11
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Тема урока
5.
6.
7.
Механические явления
Инструктаж по ТБ. Введение.
Измерение физических величин. Точность и погрешность
измерени.
Экспериментальное задание «Определение мощности при
подъеме тела»
Баллистика. Исследование дальности полета тела,
брошенного под углом к горизонту
Определение силы трения скольжения
Исследование движения с ускорением
Определение ускорения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Изменение агрегатных состояний вещества.
Температура. Определение теплоемкости тела
Кристаллические и аморфные тела
Определение теплоемкости тела
Построение графиков плавления, отвердевания
Экспериментальное определение влажности воздуха.
Как образуется роса, иней, дождь, снег.
1.
2.
3.
Световые явления.
Построение изображений, даваемых линзой.
Глаз и зрение. Проект.
Подведение итогов.
1.
2.
3.
4.
Дата
по плану
Дата
фактическая
Список литературы
№
п\п
1.
2.
3.
Авторы,
составители
А.В. Перышкин
В.И. Лукашик
Л.А.Кирик
4.
Е. М Гутник
Е.В. Рыбакова
5.
6.
А.В.Перышкин
А.Е. Марон
Е.А. Марон
Н.И. Зорин
Л.М.
Монастырский
А.С. Богатин
7.
8.
Название учебного издания
Физика-7 кл
Сборник задач по физике7-9кл.
Самостоятельные и
контрольные работы-7 класс
Тематическое и поурочное
планирование по физике 7класс
Сборник задач
Контрольные тесты по физике
7-9 классы
ГИА физика 2011год
Физика 9 класс
Подготовка к ГИА
Годы
издания
2009
2005
2005
Издательство
2002
М. Дрофа
2007
2005
М. Экзамен
М.Просвящение
2010
2009
ЭКСМО
ЛЕГИОН
М. Дрофа
М.Просвещение
М. Илекса