РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Английская грамматика в схемах и таблицах»
8 класс (базовый уровень)
Учитель (учителя): Серебрякова Юлия Владимировна
д. Петровка, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта основного общего образования (ред. От 31.05.2021). Рабочая
программа ориентирована на использование учебника Голицынский Ю.Б., Грамматика:
Сборник упражнений .-7-е изд.,испр и доп. –Спб.:КАРО, 2014.-576 с.(Серия «Английский
язык для школьников») и предназначена для использования на курсе по выбору в 8 х
классах.
Основная цель – развитие у школьников способностей использовать иностранный
язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта
цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие
школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению
в сфере школьного и послешкольного образования.
Программа курса по выбору «Английская грамматика в схемах и таблицах»
предназначена для учащихся 8-х классов, желающих углубить и расширить свои знания в
области грамматики, улучшить свой языковой потенциал, а также для тех, кто хочет
научиться грамотно, строить свою речь, как устную, так и письменную. Курс рассчитан на
1 год обучения (16 часов) по 1 часу в неделю.
Содержание курса ставит целью обеспечить систематизацию грамматического
материала, усвоенного обучающимися в предыдущие годы обучения, расширить знания
обучающихся активно использовать грамматические конструкции в письменной и устной
иноязычной речи.
Для повышения уровня образования обучающихся предусматриваются теоретические
занятия, практические занятия, выполнение самостоятельных работ, тестирование.
Цели курса:
1. Способствовать развитию интереса к изучению английского языка.
2. Углубить знания учащихся в грамматике английского языка по темам в соответствии с
учебной программой 8-х классов.
Задачи курса:
1. Общеобразовательные (учебные) – углублённое изучение и совершенствование
грамматических навыков употребления форм английского глагола в временах группы
Simple, Continuous, Perfect, продуктивное усвоение модальных глаголов и их
эквивалентов, обучение распознаванию и правильному переводу грамматических
конструкций to like/to enjoy/to hate + V-ing и т.д.
2. Развивающие – развитие речемыслительной деятельности учащихся; развитие умений
делать лингвистические наблюдения в отношении грамматических структур и обобщать
их в виде языковых правил; развитие логики, способности к догадке, сравнению и
сопоставлению грамматических явлений; развитие интереса учащихся к грамматике
английского языка.
3. Воспитательные – формирование желания и умения учиться; воспитание интереса и
положительного отношения к английскому языку; осознание необходимости изучения
грамматики как основы правильного общения.
4. Практические – овладение навыками использования двуязычных словарей и другой
справочной литературой для решения переводческих задач; практическое использование
изученного языкового материала во время выполнения тестовых заданий.
5. Учебно-познавательная - расширение кругозора, информированности и общей
эрудиции учащихся, углубление и расширение учебных знаний, умений и навыков в
области грамматики, обогащение словарного запаса, развитие умения переводить тексты с
английского языка на русский язык и наоборот, а также развитие умений самоорганизации
учебной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической
коммуникации.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря
развивающему аспекту иноязычного образования.
У учащихся основной школы будут развиты:
1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению
иностранным языком:
представление о иностранном языке как средстве познания мира и других культур;
осознание роли иностранного языка в жизни современного общества и личности;
осознание личностного смысла в изучении иностранного языка, понимание роли и
значимости иностранного языка для будущей профессии;
обогащение опыта межкультурного общения;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к
догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению
главного и к логическому изложению;
3) универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для
решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по различным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую
последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных
средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
готовность и способность осуществлять межкультурное общение на иностранном
языке:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и
условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами иностранного языка;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой)
позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная
инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной
деятельности;
1. специальные учебные умения (СУУ):
работать с лексическими таблицами;
понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;
работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам,
контексту;
иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
использовать различные способы запоминания слов на иностранном языке;
выполнять тесты в форматах “Multiple choice”, True/False”, “Matching”, “Fill in” и
др.
Коммуникативные умения
Учащийся научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках
освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору
(ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на
текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/
вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
расписание и т. п.);
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Учащийся научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Учащийся получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Учащийся научится:
читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащие отдельные неизученные языковые явления;
читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую
информацию, представленную в явном и в неявном виде;
читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом
материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Учащийся получит возможность научиться:
устанавливать
причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Учащийся научится:
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Учащийся получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных
высказываниях;
составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
Лексическая сторона речи
Учащийся научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова,
словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в
пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в
том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в английском языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения
и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
Учащийся получит возможность научиться:
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о
значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком,
по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Учащийся научится:
оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный
вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и
восклицательные;
распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими
в определенном порядке;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и
союзными словами because, if, that, who, which, what, when, where, how, why;
использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в
настоящем и прошедшем времени;
распознаватьиупотреблятьвречиусловныепредложенияреальногохарактера
(Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) инереальногохарактера
(Conditional II – If I were you, I would start learning French);
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова,
выражающие
количество
(many/much, few/a few, little/a little);
наречия
в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по
правилу и исключения;
распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
временных формах действительного залога: PresentSimple, FutureSimple и
PastSimple, Present и PastContinuous, PresentPerfect;
распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для
выражения будущего времени: SimpleFuture, tobegoingto, PresentContinuous;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты
(may, can, could, be able to, must, have to, should);
распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах страдательного
залога: PresentSimplePassive, PastSimplePassive;
распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени, направления;
предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: времени с
союзом since; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с
союзами who, which, that;
распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами
whoever, whatever, however, whenever;
распознавать
и
употреблять
в
речи
предложения
с
конструкциями as … as; not so … as; either … or; neither … nor;
распознавать и употреблять в речи предложения с конструкцией I wish;
распознавать и употреблять в речи определения, выраженные прилагательными, в
правильном порядке их следования;
распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах действительного
залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous
распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога
FutureSimplePassive, Present Perfect Passive;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would;
Социокультурные знания и умения
Учащийся научится:
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного
материала.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран
изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Учащийся научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос
при говорении.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при
говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Формы работы:
Лекция; составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и
перевод; парная работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и
коррекция ошибок.
Формы контроля:
текущие – перевод, грамматический тест;
промежуточные – тесты по пройденным темам в течение триместра;
итоговый – в конце всего курса.
Содержание курса:
1. Повторение. Настоящие времена. Прошедшие времена. Неправильные глаголы.
Способы выражения будущего времени.
2. Притяжательный падеж в английском языке. Прилагательное. Степени сравнения
прилагательных.Теория и практика.
3. Настоящее простое время. Определение, видовременные формы Present Simple,
наречия и другие слова, показывающие на время и аспект. Вспомогательные
глаголы do/does в отрицательных и вопросительных предложениях. Четыре типа
вопросов к предложениям c глаголом в Present Simple. Теория и практика. Типы
вопросов к предложениям с глаголом to be. Теория и практика.
4. Грамматический тест № 1
5. Прошедшее простое время. Определение, видовременные формы PastContinuous.
Наречия и другие слова, показывающие на время и аспект. Was/were в
отрицательных и вопросительных предложениях. Теория и практика. Прошедшее
простое и прошедшее длительное время. Типы вопросов к предложениям с
глаголом tobe. Теория и практика.
6. Настоящее совершенное время. Определение, видовременные формы
PresentPerfect, наречия и другие слова, показывающие на время и аспект.
Вспомогательные глаголы have/has в отрицательных и вопросительных
предложениях. Четыре типа вопросов к предложениям c глаголом в PresentPerfect.
СравнениеPresentSimple, PresentContinuousиPresentPerfect. Повторение.
7. Прошедшее совершенное и простое прошедшее время. Определение,
видовременные формыPastPerfect. Наречия и другие слова, показывающие на время
и аспект.Вспомогательный глагол had в отрицательных и вопросительных
предложениях. Типы вопросов к предложениям c глаголом в PastPerfect.
Сравнение PastSimple и PastPerfect. Повторение. Теория и практика.
8. Грамматический тест № 2.
9. Much/many, little/few, a little/a few, a lot of/lots of.
10. Модальныеглаголы (can, may, must,, should, ought to, need). Эквиваленты
модальных глаголов. Значение, правила употребления модальных глаголов.
Построение утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений.
Вопроcы к предложениям с модальными глаголами. Теория и практика.
11. Будущее совершенное время. Определение, видовременные формы FuturePerfect,
наречия и другие слова, показывающие на время и аспект. Теория и практика.
Выражение будущего времени с помощью ThePresentContinuousTense и оборотом
tobegoingto + V. Теория и практика.
12. Страдательный залог. Словообразование.
13. Причастие настоящего и прошедшего времени. Образование форм причастий.
Употребление форм причастий. Перевод причастий на русский язык. Наречие.
Степени сравнения наречий. Место в предложении. Практика.
14. Союзы. Союзные слова. Союзы, предлоги и наречия, совпадающие по форме.
Междометие. Теория и практика. Придаточные предложения времени и условия.
Теория и практика. Простое предложение. Сложное предложение. Знаки
препинания (запятая, точка, точка с запятой, двоеточие). Апостроф, кавычки,
дефис.
15. Итоговый тест.
16. Анализ теста. Заключительный урок года. Повторение.
3 теста по пройденным грамматическим темам (включая итоговый тест).
Календарно-тематическое планирование
Номер
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дата
Тема урока
Проблемы, решаемые
учащимися
Повторение. Настоящие
времена.Прошедшие времена.
Неправильные глаголы. Способы
выражения будущего времени
Притяжательный падеж в английском
языке. Прилагательное. Степени сравнения
прилагательных. Теория и практика.
Настоящее простое время. Определение,
видовременные формы Present Simple,
наречия и другие слова, показывающие на
время и аспект. Вспомогательные глаголы
do/does в отрицательных и
вопросительных предложениях. Четыре
типа вопросов к предложениям c глаголом
в PresentSimple. Теория и практика. Типы
вопросов к предложениям с глаголом tobe.
Теория и практика.
Повторить грамматический
материал
Грамматический тест № 1
Повторить грамматический
материал
Повторить грамматический
материал
Повторить грамматический
материал
Прошедшее простое время. Определение,
Повторить грамматический
видовременные формы Past Continuous.
материал
Наречия и другие слова, показывающие на
время и аспект. Was/were в отрицательных
и вопросительных предложениях. Теория и
практика. Прошедшее простое и
прошедшее длительное время. Типы
вопросов к предложениям с глаголом tobe.
Теория и практика.
6.
Настоящее совершенное
Определение,
видовременные
время. Повторитьграмматическийма
формы
7.
Present Perfect, наречия и другие слова, териал
показывающие на время и аспект.
Вспомогательные глаголы have/has в
отрицательных
и
вопросительных
предложениях. Четыре типа вопросов к
предложениям c глаголом в Present Perfect.
Сравнение
Present
Simple,
Present
Continuous и Present Perfect. Повторение.
Прошедшее совершенное и простое
Повторить грамматический
прошедшее время. Определение,
материал
видовременные формы Past Perfect.
Наречия и другие слова, показывающие на
время и аспект. Вспомогательный глагол
had в отрицательных и вопросительных
предложениях. Типы вопросов к
предложениям c глаголом в PastPerfect.
Сравнение Past Simple и Past Perfect.
Повторение. Теория и практика.
8.
Грамматический тест № 2
Проверка усвоения
грамматического материала
9.
Much/many, little/few, a little/a few, a lot
of/lots of.
Развитие навыков
выполнения упражнений на
основе схемы.
Модальныеглаголы (can, may, must,,
should, ought to, need). Эквиваленты
модальных глаголов. Значение, правила
употребления модальных глаголов.
Построение утвердительных,
отрицательных и вопросительных
предложений. Вопросы к предложениям с
модальными глаголами. Теория и
практика.
Будущее совершенное время.
Определение, видовременные формы
Future Perfect, наречия и другие слова,
показывающие на время и аспект. Теория и
практика. Выражение будущего времени с
помощью ThePresentContinuousTense и
оборотом tobegoingto + V. Теория и
практика.
Страдательный залог. Словообразование.
Развитие навыков
выполнения упражнений на
основе схемы.
Причастие настоящего и прошедшего
времени. Образование форм причастий.
Употребление форм причастий. Перевод
причастий на русский язык. Наречие.
Степени сравнения наречий. Место в
предложении. Практика.
Распознавать и употреблять в
речи наречия PresentPerfect
(already/yet/just/
ever/never/before)
Умения вести диалог о
подготовке к отдыху в
10.
11.
12.
13.
Просмотровое, поисковое
чтение.
Развитие навыка изложения
прочитанного ,давать
оценочные суждения на
основе прочитанного
Распознавание и
использование в речи
грамматического времени
летнем лагере.
14
15.
Союзы. Союзные слова. Союзы, предлоги
и наречия, совпадающие по форме.
Междометие. Теория и практика.
Придаточные предложения времени и
условия. Теория и практика. Простое
предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания (запятая, точка, точка с
запятой, двоеточие). Апостроф, кавычки,
дефис.
Умение давать и
запрашивать инструкции
Употребление изученный
лексико-грамматический
материала.
Итоговый тест.
Анализ теста. Заключительный урок года.
Повторение.
16.
Контроль орфографии слов,
выбор грамматически
правильного высказывания,
выбор сочетаемости
лексических единиц.
Система оценивания
Система оценки достижений обучающихся в овладении грамматикой английского
языка в рамках курса по выбору происходит в течение всего срока обучения в виде
тестовых заданий различного уровня сложности для текущего и итогового контроля, а
также для коррекции ошибок.
Тестирование позволяет учителю осуществлять необходимую обратную связь,
которая обеспечивает управление учебным процессом,и способствует повышению
эффективности обучения английскому языку.
В начале курса проводится диагностический тест для выявления пробелов в
знаниях по темам курса. Теоретический материал сопровождается текущими обучающими
тестами, которые позволяют отработать материал по предложенным разделам английской
грамматики. В конце каждого раздела предлагаются тесты достижений, позволяющие
оценить полученные знания. Завершает курс тест для итогового контроля знаний и
получения зачёта по данному курсу. После выполнения обучающимися тестов
обязательно проводится анализ и коррекция ошибок.
Предлагается следующая оценочная шкала: тест выполнен на 75% и выше –
«отлично», тест выполнен на 74%-60% – «хорошо», 59%-30% – «удовлетворительно»,
ниже 30% - «неудовлетворительно». Для получения зачёта необходимо выполнить
итоговый тест с оценкой не ниже «удовлетворительно».
Список используемой литературы
1. Голицынский Ю.Б., Грамматика: Сборник упражнений .-7-е изд.,испр и доп. –
Спб.:КАРО, 2015.-576 с.(Серия «Английский язык для школьников»).
2. Фоменко Е.А., Долгопольская И.Б. Английский язык. 7-8 классы. Грамматика,
лексика, чтение. Тесты и упражнения. Тренировочная тетрадь: учебно-
методическое пособие.-Ростов-на-Дону: Легион, 2011.-176с.- (Промежуточная
аттестация.)
3. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка.
Юнвес, М., 2011г.
4. Набеева Т.В. Английская грамматика: просто о сложном. 5-9 классы.-2-е изд.,
перераб.- М.: ВАКО, 2014.-48с.- (Школьный справочник).
5. Интернет – ресурсы