РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
финансовая грамотность
6-7 класс
Учитель (учителя) Морозова Оксана Андреевна
д. Петровка, 2023 г.
Пояснительная записка
Программа спецкурса создана на основе требований ФГОС ООО. Спецкурс
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
учащихся 6-7 классов в сфере экономики семьи. Основные содержательные линии курса: Деньги, их история, виды, функции. - Семейный бюджет. - Экономические отношения
семьи и государства. - Семья и финансовый бизнес. - Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и
диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения
и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
В результате изучения предмета «Финансовая грамотность» обучающиеся
независимо от изучаемого раздела должны.
Ученик научится:
•
различать виды денег;
•
понимать функции денег;
•
понимать, из чего формируется доход семьи;
•
пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги
зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.
•
понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов
городских и деревенских семей.
•
различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная
плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.
•
понимать, как составляется семейный бюджет;
•
пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных
расходов.
•
понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
•
рассчитывать расходы.
•
составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более
полного удовлетворения своих потребностей.
•
понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
•
осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций
(рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые
могут привести к снижению благосостояния.
•
понимать основные задачи и принципы страхования.
•
понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя,
преимущества и недостатки использования кредита;
•
понимать суть налога и его роли в жизни общества;
•
различать прямые и косвенные налоги;
•
понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в
определенных сложных жизненных ситуациях.
•
понимать, как работают банки;
•
понимать рискованность занятия бизнесом.
•
понимать причины существования различных валют.
•
различать российские деньги и иностранную валюту
Ученик получит возможность научиться:
•
соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот
доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.
•
различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и
нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и
технологической безопасности при пользовании деньгами.
•
анализировать структуру личных затрат.
•
понимать, как и почему меняется стоимость денег;
•
решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни
семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
•
оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы
в соответствии с прожиточным уровнем.
•
представлению о рациональных схемах инвестирования семейных
сбережений.
•
пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.
•
отличать инвестиции от сбережений
•
находить актуальную информацию в сети интернет.
•
как действовать в случаях финансового мошенничества;
•
сосчитать сумму налога (например подоходного);
•
проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности
членов семьи.
•
устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом.
•
анализировать информацию в системе государство и личность.
•
понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше
риск.
•
отличать инвестирование от сбережения и кредитования
•
анализировать информацию о валютах разных стран.
Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.
•
урок-беседа
•
урок-практикум
•
урок-игра
•
урок-исследование
•
урок проектной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений
на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
.Критерии оценки знаний и умений, обучающихся:
Отметка «5» ставится, если обучающийся: полностью усвоил учебный материал,
умеет изложить его своими словами; самостоятельно приводит примеры, ориентируется в
дополнительных вопросах учителя и товарищей;
Отметка «4» ставится, если обучающийся: в основном усвоил материал; допускает
незначительные ошибки при его изложении; затрудняется подтвердить конкретными
примерами; на дополнительные вопросы отвечает правильно;
Отметка «3» ставится, если обучающийся: не усвоил существенную часть учебного
материала; допускает существенные ошибки при его изложении; не может привести
примеры; не может ответить, опираясь на «вопросы-помощники».
Отметка «2» ставится если обучающийся полностью не усвоил учебный материал,
не может привести примеры даже на бытовом уровне; не может ответить, не понимает
«вопросы-помощники».
При практических работах:
Отметка «5» ставится, если обучающийся: творчески планирует выполнение
работы, самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой,
инструкционными картами, оборудованием. Инструментами.
Отметка «4» ставится, если обучающийся: правильно планирует выполнение
работы; самостоятельно использует знание программного материала; в основном
правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой,
инструкциями и инструментами;
Отметка «3» ставится, если обучающийся: допускает ошибки при планировании
выполняя работу; не может использовать знания программного материала, допускает
грубые технологические ошибки и неаккуратно выполняет задание; изделие не
соответствует замыслу или образцу; обучающийся не использует план или инструкционные
карты, нарушает правила и технику безопасности при работе с инструментами;
Отметка «2» ставится если обучающийся: не выполняет задания, нарушает
технологические требования. Пренебрегает техникой безопасности.
№
1.
2.
3.
№
1.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Количество часов
Тема
Всего
Теория
Практика
Введение в курс «Финансовая грамотность» 2
1
1
Доходы и расходы семьи
9
3
6
Финансовый бизнес: чем он может помочь
7
3
4
семье
Календарно - тематическое планирование
6 класс
Элементы
Требования к
содержания
уровню
Тема
подготовки
обучающихся
Введение в курс
«Финансовая
грамотность» - 2
часа.
Познавательная
Формирование
беседа.
активной
жизненной
позиции, развитие
Почему
важно
экономического
развивать
свою
образа мышления,
финансовую
воспитание
грамотность. От
ответственности и
чего
зависит
нравственного
благосостояние
поведения
в
семьи.
области
экономических
отношений в семье
и
обществе,
Виды/форма
контроля
Просмотр серии
мультфильма
«Три кота» и его
анализ. Составить
советы
для
управления
деньгами семьи.
2.
Базовые
понятия:
Деньги, виды денег,
Деньги: что это
товарные
деньги,
такое.
символические
История и виды
деньги
(бартер),
денег.
инфляция.
приобретение
опыта применения
полученных
знаний и умений
для
решения
элементарных
вопросов в области
экономики семьи.
Научиться
различать
виды
денег.
Понимать
функции денег.
Творческое
задание.
На сайте Банки
России изучить
степень защиты
купюры
500
рублей.
Доходы
и
расходы семьи – 9
часов
3.
4.
5.
Виды
доходов.
Из
чего
Регулярные,
складываются
нерегулярные
и
доходы семьи.
единовременные.
Базовые
понятия:
доходы семьи. Учет
доходов семьи.
Учимся считать
семейные доходы.
Базовые
понятия
Исследуем доходы заработная
плата,
семьи.
прибыль, процент,
рента; социальные
пособия.
7.
Беседа.
Понимать
происхождения
доходов,
пониманию того,
что
деньги
зарабатываются
трудом.
Различать
виды
источников
денежных
поступлений
в
семье.
Практическая
работа, решение
задач.
Практическая
работа, решение
задач.
Умение составлять Практическая
личный бюджет и работа.
оценивать способы
Учебные мини –
его изменения для
проекты
более
полного
«Доходы семьи».
удовлетворения
своих
потребностей
Обязательные
и Уметь понимать Беседа.
желательные
виды
расходы, регулярные потребностей;
и
нерегулярные виды
расходов
Как появляются
расходы.
семьи.
Статьи
расходы семьи.
расходов
городских
и
деревенских
семей.
Практика
6.
Понимать, из чего
формируется
доход семьи.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Базовые
понятия:
Расходы
семьи,
Учимся считать
потребности, благо,
семейные
структура расходов,
расходы.
долги, инфляция.
Понимать
полезности
регулярного
контроля расходов
семьи и личных
расходов.
Практика.
Приобретение
знаний и опыта
применения
Учебные
миниполученных
проекты «Расходы
знаний и умений
семьи».
для
решения
типичных задач в
области семейной
экономики.
Семейный бюджет, Знание источников
дефицит семейного доходов
и
бюджета,
направлений
Как сформировать
сбережения, долги.
расходов семьи и
семейный бюджет.
умение составлять
простой семейный
бюджет.
Ролевая игра.
Развитие
способностей
обучающихся
делать
необходимые
выводы и давать
обоснованные
Ролевая
игра
оценки
«Семейный совет
экономических
по
составлению
ситуаций;
бюджета».
определение
элементарных
проблем в области
семейных
финансов
и
нахождение путей
их решения.
Финансовый
бизнес: чем он
может
помочь
семье – 7 часов
Для чего нужны История
развития Понимать
банки.
Почему банка, Центральный возможных рисков
сбережения
в банк России , виды при сбережении и
банке
хранить банков.
инвестировании.
выгоднее
чем
дома.
Виды
вкладов. Базовые
понятия: Понимать
Инвестиционный
Инвестиции,
необходимость
фонд.
депозитные
счета, аккумулировать
Практическая
работа, решение
задач.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Решение задач.
ценные
бумаги,
страхование
вкладов.
Почему возникают Базовые
понятия:
риски
потери Особая жизненная
14. денег и имуществ, ситуация.
Способы защиты
денег.
Что такое кредит,
права и обязанности
кредитополучателя,
преимущества
и
Что такое кредиты недостатки
15. и надо ли их брать. использования
Виды кредитов
кредита, кредитная
история.
Потребительское
кредитование.
Ипотечный кредит
Процентная ставка
по кредиту, полная
стоимость кредита,
Решение задач на
16.
переплата
по
кредиты.
кредиту,
обеспечение
по
кредиту.
Хозяйствующий
Что
такое субъект. Финансовая
17. финансовая
организация.
пирамида?
История развития.
Лицензирование.
Учебные
мини Практикум.
проекты «Какими
18. услугами
банка
пользуется
семья?»
сбережения
для
будущих трат.
Понимать,
как Практическая
работают банки.
беседа.
Понимать,
что Беседа.
такое
кредит,
права
и
обязанности
кредитополучателя
Понимание
преимущества
недостатки
использования
кредита
Решение задач.
и
Понимать и уметь
определить
признаки
финансовой
пирамиды.
Находить
актуальную
информацию
в
сети интернет
Играэксперимент
финансовой
пирамиды.
Практическая
работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
Тема
1.
2.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Риски потери денег и имущества и как 6
человек может от этого защититься
3
3
Человек
и
государство:
взаимодействуют
3
4
как
они 7
3.
Собственный бизнес
2
1
1
4.
Обобщение результатов изучения курса 1
«Финансовая грамотность»
1
1
Календарно - тематическое планирование
7 класс
№
1.
2.
3.
Элементы
содержания
Тема
Риски потери денег и
имущества и как
человек может от
этого защититься – 6
часов
Почему
возникают
риски потери денег и
имущества и как от
этого защититься
Что такое страхование
и
для
чего
оно
необходимо
Что и как
страховать
можно
Базовые
Особая
ситуация.
понятия:
жизненная
Базовые
понятия:
Страхование.
Виды страхования.
Практика.
4.
Исследуем,
что
застраховано в семье и
сколько это стоит
5.
Как
определить
надежность страховых
компаний
6.
Учебные
проекты
«Страхование»
мини-
Урок –информация
Практика
Требования
к
уровню подготовки
обучающихся
Виды/форма
контроля
Понимать
возможных рисков
при сбережении и
инвестировании.
Понимать основные
задачи и принципы
страхования
Понимать основные
задачи и принципы
страхования
Развитие кругозора в
области
экономической
жизни общества и
формирование
познавательного
интереса к изучению
общественных
дисциплин
Понимать основные
задачи и принципы
страхования.
Находить
актуальную
информацию в сети
интернет
Беседа
Освоение
приёмов
работы
с
экономической
информацией,
её
осмысление;
проведение простых
финансовых
расчётов,
приобретение знаний
и опыта применения
Беседа.
Беседа
Практическая работа.
Практическая работа.
Беседа.
Практическая работа.
Человек
и
государство: как они
взаимодействуют - 7
часов
7.
Что такое налоги и
почему их надо платить
Что такое налоги и
почему
их
надо
платить.
Налоговая
система РФ. Могут ли
люди быть финансово
независимыми
от
государства.
Виды налогов.
8.
Какие бывают налоги
9.
Учимся считать налоги
Практикум.
Практикум.
10.
11.
Ролевая игра «Считаем
налоги семьи»
Что такое социальные
пособия и какие они
бывают
Безработица: почему
она возникает и какой
бывает. Как получить
пособие по безработице
и кому оно полагается в
России.
Социальные
пособия.
Виды
пособий.
12.
13.
социальных
Исследуем,
какие
социальные
пособия
получают люди
Пенсии
Что такое пенсия. Как
определить
размер
будущей пенсии и как
сделать ее достойной.
Пенсионная
система
РФ.
Пенсионное
законодательство
Российской Федерации.
Услуги
службы
занятости населению
полученных знаний и
умений для решения
типичных задач в
области
семейной
экономики.
Приводить примеры
налогов, описывать,
как и когда платятся
налоги, объяснять,
почему
вводятся
акцизные
налоги,
описывать
последствия
невыплаты налогов
для граждан.
Приводить приметы
уплаты налогов в
семье.
Развитие
способностей
обучающихся делать
необходимые
выводы и давать
обоснованные
оценки
экономических
ситуаций;
определение
элементарных
проблем в области
семейных финансов и
нахождение путей их
решения.
Развитие кругозора в
области
экономической
жизни общества и
формирование
познавательного
интереса к изучению
общественных
дисциплин
Объяснять, почему
существуют
социальные
выплаты, приводить
примеры социальных
выплат,
находить
информацию
о
социальных
выплатах
Развитие кругозора в
области
экономической
жизни общества и
формирование
познавательного
интереса к изучению
общественных
дисциплин
Беседа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Беседа. Практическая
работа.
Беседа. Практическая
работа.
Беседа. Практическая
работа.
Собственный бизнес 2 часа
Бизнес.
14.
Что мы знаем о бизнесе
15.
Как открыть фирму
16.
Обобщение
результатов изучения
курса
«Финансовая
грамотность»
Этапы
организации
бизнеса. Бизнес идеи и
план.
Программа предусматривает
измерительных материалов:
Сравнивать
возможности работы
по найму и
собственного
бизнеса, объяснять,
почему государство
поддерживает малый
бизнес, объяснять.
Что такое бизнесплан,
приводить
примеры
бизнеса,
которым занимаются
подростки.
использование
Беседаэ
Практическая работа.
следующих
контрольно-
1.
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5–7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В., Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
контрольно-измерительные материалы. 5–7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А учебник Финансовая грамотность 5-7 класс издательство
ВАКО, Москва 2018 г.
4. Липсиц И.В., Рязанова О. учебник Финансовая грамотность 8-9 класс издательство
ВАКО, Москва 2018 г.