РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
Название: Занимательная химия
Класс: 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Занимательная химия» предназначена для учащихся динамических групп естественнонаучного профиля 8 классов основной школы. Составлена на
основе фундаментального ядра содержания общего образования, с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС ООО-2021, а также индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Данный курс является пропедевтическим (предпрофильным) и выполняет задачи
практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования, ориентируя на естественнонаучный профиль обучения. Как
отмечается в концепции школьного химического образования, “основной задачей пропедевтических (предпрофильных) курсов является формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических
знаний”.
Цель программы - формирование познавательного интереса, экологического мышления
учащихся через знакомство с научным методом познания, организацию исследовательской
деятельности в рамках химического практикума, при решении практико-ориентированных
задач.
Задачи:
Образовательные (предметные).
• сформировать практические навыки для проведения химического эксперимента;
• создание условий для социализации и профилизации учащихся, формирования здорового
образа жизни.
Личностные
• развитие навыков коммуникативного общения при использовании групповых форм работы,
• формирование положительных мотивов творческой деятельности, а также ознакомления
учащихся с особенностями поиска решения нестандартных задач;
Метапредметные
• развитие мышления, умения привлечь необходимые знания для разрешения проблемной
ситуации;
Содержание программы опирается на программу школьного курса химии, но не
дублирует его, а выводит за рамки учебной программы. Сложность естественнонаучной
картины мира требует использования разнообразных методов ее изучения, выбора оптимального осознанного способа решения химических, экологических, и технологических
задач, продолжительной и кропотливой работы, которую часто не удается реализовать в
рамках учебного плана даже профильного обучения. Отличительная особенность программы – это возможность в расширенном варианте изучать вопросы, решать задачи, связанные
с практической деятельностью человека. Приоритетная роль при изучении данного курса
отводится развитию следующих умений и навыков познавательной деятельности:
-поиск и работа с разнообразными источниками информации;
-выделение фактов и доказательств;
-анализ необходимой информации с целью её достоверности;
-умение находить правильное решение.
Форма проведения занятий.
Вводные лекции семинары - практикумы, работа в группах, лабораторный практикум, химический эксперимент, деловые игры, рейтинговое тестирование, анкетирование учащихся.
Программа помогает учащимся осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. Межпредметные связи позволяют включать в процесс обучения исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин. В свою очередь, подготовка учащихся по данной программе вносит свой вклад в
формируемые у учащихся знания и представления о мире и человеке, о способах познания
и изменения действительности.
Элективный курс рассчитан на 16 ч, 1 ч в неделю во втором полугодии для обучающихся 8-х классов.
Требования к результатам обучения и освоения курса.
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к химии как элементу
общечеловеческой культуры; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты:
умения применять теоретические знания по химии на практике, решать химические, экологические, и технологические задачи на применение полученных знаний; формирование
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности
научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры
людей; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования.
Ожидаемые результаты
В результате освоения курса обучающиеся должны уметь
Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности;
Проводить простейшие опыты, исследования;
Применять полученные знания на практике и в быту;
Анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
Видеть взаимосвязь происходящих химических превращений
Работать самостоятельно и в группе;
Способы определения результативности освоения знаний
Педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их
инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;
Отчетность выполнения практических заданий;
Публичное представление результатов исследовательской деятельности;
Содержание
Химическая лаборатория
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Техника демонстрации опытов (на
примерах одного - двух занимательных опытов). Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с
приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Разделение неоднородных смесей. Выпаривание и кристаллизация. Кристаллогидраты. Кристаллическое
состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Домашние опыты по выра-
щиванию кристаллов хлорида натрия, сахара. Занимательные опыты по теме: Химические
реакции вокруг нас. Показ демонстрационных опытов.
Практические работы. 1. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. 2. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. 3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли. 4.
Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Пища, которую мы едим
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков,
углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки.
Синтетическая пища. Качество пищи.
Практические работы: 5. Исследование «Чипсы». 6. Определение качества молока.
Химия в быту.
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих и чистящих средств. Садовый участок. Медный и другие купоросы. Минеральные удобрения. Аптека - рай для химика. Аптечный иод, Салициловая кислота и салицилаты. Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.
Практические работы: 7. Изучение свойств перекиси водорода.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Химическая лаборатория
Кол-во
часов
7
Практ.
работы
4
1
2
Пища, которую мы едим
4
2
3
Химия в быту.
4
1
Итого
16
7
Учебно-методическое обеспечение
1. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
3. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999.
4. Великая тайна воды. http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
5. Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. – 2006. – №
10. – С. 62–65.
6. Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. – 2006. – № 8. – С. 73–
75.
7. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
8. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. 9. Грабецкий А.А., Назаров
Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.