Приложение 11. Рабочая программа по предмету Химия, 8-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название: Химия
Класс: 8 – 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной
рабочей программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного предмета
«Химия» в образовательных организациях Российской Федерации.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование по разделам и темам программы по химии, определяет количественные
и качественные характеристики содержания, рекомендуемую последовательность
изучения химии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы на
уровне основного общего образования, а также требований к результатам обучения химии
на уровне целей изучения предмета и основных видов учебно-познавательной
деятельности обучающегося по освоению учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося, его
представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые химией
представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе, о путях
решения глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры
личности, её общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся,
навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного
взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом
в формировании естественно-научной грамотности обучающихся;
способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным
знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование
обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением
базовой науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение
обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии и
некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного
подхода к её изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом
элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы
структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе
теоретических представлений разного уровня:
– атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
– Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;

– учения о строении атома и химической связи;
– представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.
Освоение программы по химии способствует формированию представления о
химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы,
ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Изучение химии
происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов:
«Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки как
области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного
из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в формировании
системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических
положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в
приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических реакций, в
формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение
приобрели такие цели, как:
– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни;
– направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
– обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
– формирование общей функциональной и естественно-научной грамотности, в том
числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и
опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в
повседневной жизни и трудовой деятельности;
– формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
– развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию
на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору
профиля и направленности дальнейшего обучения.
Общее число часов, отведённых для изучения химии на уровне основного общего
образования, составляет 136 часов: в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета
8 класс
(2 ч в неделю, всего 68 ч)
Введение (4 ч)
Предмет химии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие
сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии. Знаки

(символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева. Химические формулы.
Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в соединении
Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба) различных простых и
сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и изделий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение
известковой воды.

Лабораторные опыты.
1. Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.
2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.
Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч)

Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны.
Изотопы Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1 — 20 в
таблице Д. И. Менделеева. Металлические и неметаллические свойства элементов. Изменение свойств химических элементов по группам и периодам. Ионная химическая
связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность. Ковалентная
полярная химическая. Металлическая химическая связь. Контрольная работа №1 «Атомы
химических элементов»
Демонстрации.
5.Модели атомов химических элементов.
6.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).
Лабораторные опыты. 3. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Тема 2. Простые вещества (7 ч)

Простые вещества-металлы Простые вещества-неметаллы, их сравнение с металлами.
Аллотропия. Количество вещества. Молярный объем газообразных веществ Решение
задач с использованием понятий «количество вещества», «постоянная Авогадро»,
«молярная масса», «молярный объем газов»
Демонстрации.
7.Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
8.Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газообразных веществ.

Лабораторные опыты.
4. Ознакомление с коллекцией металлов.
5. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Практические работы:
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с
лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
Тема 3. Соединения химических элементов (12ч)

Степень окисления. Основы номенклатуры бинарных соединений. Оксиды Основания.
Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. Аморфные и кристаллические
вещества. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси.
Расчеты, связанные с понятием «доля». Обобщение и систематизация знаний по теме
«Соединения химических элементов».
Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов»
Демонстрации.
9.
10.
11.
12.
13.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).
Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах.
Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах.
Шкала pH.

Лабораторные опыты.
6. Ознакомление с коллекцией оксидов.
7. Ознакомление со свойствами аммиака.
8. Качественная реакция на углекислый газ.
9. Определение pH растворов кислоты, щелочи и воды.

10. Ознакомление с коллекцией солей.
11. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление
моделей кристаллических решеток.
12. Ознакомление с образцом горной породы.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (14 ч)

Физические явления. Разделение смесей. Химические явления. Условия и признаки
протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Понятие о скорости
химической реакции и катализаторах.
Реакции соединения. Цепочки переходов. Реакции замещения. Ряд активности металлов.
Реакции обмена. Правило Бертолле. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Понятие о гидролизе. Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»
Демонстрации.
14. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или
бензойной кислоты; в) растворение окрашенных солей; г) диффузия душистых
веществ с горящей лампочки накаливания.
15. Примеры химических явлений: II) горение магния, фосфора; б) взаимодействие
соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II);
I) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с
серной кислотой при нагревании; с) разложение перманганата калия; ж) разложение
пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з)
взаимодействие разбавленных кислот с металлами.
Лабораторные опыты.
13. Прокаливание меди в пламени спиртовки.
14. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы:
2. Наблюдения за изменениями, происходящими со свечей.
3. Признаки химических реакций
4. Анализ почвы и воды
5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли.
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов .
Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической
диссоциации. Ионные уравнения реакций . Кислоты: классификация и свойства в свете.
Основания: классификация и свойства в свете ТЭД . Оксиды: классификация и свойства.
Соли: классификация и свойства в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции.
Свойства изученных классов веществ в свете окислительно-восстановительных реакций.
Демонстрации.
Испытание веществ и их растворов на электропроводность,
17. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).
18. Горение магния.
16.

Лабораторные опыты.
15. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.
16. Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.
17. Взаимодействие кислот с основаниями, с оксидами металлов, с металлами, с солями.
18. Взаимодействие щелочей с кислотами, с оксидами неметаллов, с солями
19. Получение и свойства нерастворимых оснований.
20. Взаимодействие основных оксидов с кислотами, с водой.
21. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами, с водой.
22. Взаимодействие солей с кислотами, с щелочами, с солями, с металлами.

Практические работы:

6. «Свойства кислот, оснований, солей»
7. «Решение экспериментальных задач»
9 КЛАСС

Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической
связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства
веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая
связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи.
Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ –
металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия),
исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных

факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование
осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения),
распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы,
решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение,
применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ –
кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства
(общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение
серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение
серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его
предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и
химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства,
применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение,
физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные модификации
фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве
минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе.
Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её
соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная
реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.

Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные
источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки
(бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах:
жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство
органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение
качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания, опыты,
отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),
ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной
кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её
протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений,
получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно
использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ
активированным углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание
и изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией
силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,
основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и
их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические
свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические
свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства
и получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами,
изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов),
особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в
кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков протекания
качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа
(III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия,
калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных
свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по
теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование
веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация
веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,

диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины,
единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера,
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

минералы,

горные

породы,

полезные

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию
и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие основу для
понимания сущности научной картины мира, представления об основных
закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли
химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии,
необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений, познавательной,
информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы
с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;

4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной
жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии,
общественных интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и
развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций, устанавливать причинно-следственные связи
между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные,
по аналогии), делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебнопознавательных задач, с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.

Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных
и письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для

предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.





















К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект реакции,
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,
массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень
окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые
имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественнонаучные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с

определённой массовой долей растворённого вещества, планировать и проводить
химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).



















К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны
отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их
по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов
и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их
атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей,
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчёты по уравнению химической реакции;







соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для
изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания
– наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Введение

5

5

2

Атомы химических элементов

10

9

3

Простые вещества

6

6

4

Соединения химических элементов

12

12

5

Изменения, происходящие с веществами

14

10

4

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов
электролитов

18

16

2

68

61

7

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Количество часов
Всего

Теория

1

Повторение основных вопросов курса 8
класса и введение в курс 9 класса

10

10

2

Металлы

17

15

Практика

2

3

Неметаллы

27

24

4

Обобщение знаний за курс основной
школы

10

10

Резервное время

4

3

Критерии оценивания
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и
требованиям к его усвоению
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке
учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную
информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа
(например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные
свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и пр. или ученик не смог
применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления
причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида
какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно
отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более
уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда
иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а
также при выполнении ими химического эксперимента.
1. Оценка устного ответа
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя или отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и
порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом
эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с
веществами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,
которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию
учителя или работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом
допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно;
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена
существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах или задача не решена.
4. Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении, нет ошибок, задача решена рациональным
способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка
в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении или отсутствие
ответа на задание.
5. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при
этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок или работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать
требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при
выставлении отметки за четверть, полугодие, год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».