РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 КЛАСС
Петровка, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») (далее соответственно –
программа по ОРКСЭ, ОРКСЭ) на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральной
образовательной программы начального общего образования, Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», основной
общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ «Нижнемуллинская
средняя школа», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ включают личностные, мета
предметные результаты, а также предметные достижения обучающегося за весь период обучения на
уровне начального общего образования.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской
культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор
модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному
модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,
которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и мета предметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся независимо от изучаемого модуля. Поскольку предмет изучается один год (4
класс), все результаты обучения представляются за этот период.
Целью программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);
-развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни
личности, семьи, общества;
-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных
обучающимися, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих
и культурных особенностей и потребностей семьи;
-развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разно мировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ – культурологический подход,
способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ являются
психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне начального общего
образования: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Естественная открытость обучающихся уровня начального общего образования, способность
эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости,
нанесение обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в
социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе
обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни,
связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения ОРКСЭ, ‒ 34 часа (один час в неделю в 4 классе).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 4 классе
Модуль «Основы православной культуры».
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы исламской культуры».
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад –
образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро
и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для
чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России.
Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры».
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его
учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности.
Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры».
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора –
главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его
устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни
в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии
и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители
предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные
сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди
христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях.
Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «Основы светской этики».
Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов
России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности,
идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений.
Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ОСНОВАМ
РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (4класс)
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
-понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою
Родину;
-формировать национальную и гражданскую само идентичность, осознавать свою этническую и
национальную принадлежность;
-понимать значения гуманистических и демократических ценностных ориентаций, осознавать
ценность человеческой жизни;
-понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
-осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
-строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения
договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от
принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
-соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе,
проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного
вероисповедания;
-строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни
доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на
помощь;
-понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться
анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других
людей;
-понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Мета предметные результаты:
-овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска
оптимальных средств их достижения;
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные
способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на
основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях,
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных задач;
-совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного
поиска для выполнения учебных заданий;
-овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
-формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения
определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
-ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет,
справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в
пределах изученного);
-использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике
(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
-применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать,
обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического материала;
-признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения,
приводить убедительные доказательства;
-выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
-воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к
определённой религии и (или) к гражданской этике;
-использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной
задачей (текстовую, графическую, видео);
-находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
-анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя,
оценивать её объективность и правильность.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
-использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,
произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,
раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
-соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё
мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников
общения;
-создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки
нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть
регулятивных универсальных учебных действий:
-проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной
деятельности и в конкретных жизненных ситуациях, контролировать состояние своего здоровья и
эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
-проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные
правила и нормы современного российского общества, проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
-анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к
окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
-выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять
нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,
зла;
-проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше
узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
-выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно
высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их
оценивать;
-владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и
спокойно разрешать возникающие конфликты;
-подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному
материалу с иллюстративным материалом и видео презентацией.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры».
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом
личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
-раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как
нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала, объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
-первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций православной этики;
-раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
-рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и
евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах,
Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;
-рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь,
иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
-рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и
Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
-раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам, православных семейных ценностей;
-распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест)
и значение в православной культуре;
-рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи, выделять и
объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
-излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в
России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы исламской культуры».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской
культуры» должны отражать сформированность умений:
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом
личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
-раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера,
искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность,
верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
-первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций исламской этики;
-раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
-рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада, о праведных
предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
-рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети,
общения с верующими и служителями ислама;
-рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);
-раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим
по возрасту, предкам, норм отношений с дальними родственниками, соседями, исламских семейных
ценностей;
-распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать
назначение исламского орнамента;
-рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
-излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в
России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического
и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
религиозной культуры и внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской
культуры» должны отражать сформированность умений:
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
-раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции
(сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба
с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность), основных идей (учения)
Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары, понимание личности как
совокупности всех поступков, значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
-первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций буддийской этики;
-раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисатвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе,
сансаре и нирване, понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью
человеческой жизни и бытия;
-рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах, смысле принятия, восьмеричном пути и
карме;
-рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с
мирскими последователями и ламами;
-рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
-раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам, буддийских семейных ценностей;
-распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской
культуре;
-рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
-излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в
истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов
России, российской культуры и государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического
и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые
места), оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине –
России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской
культуры» должны отражать сформированность умений:
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом
личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании
отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции
(любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде
всего, Десяти заповедей) в жизни человека, объяснять «золотое правило нравственности» в
иудейской религиозной традиции;
-первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций иудейской этики;
-раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;
-рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях
выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
-рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге,
общения с мирянами и раввинами;
-рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур,
Суккот, Песах), постах, назначении поста;
-раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам, иудейских традиционных семейных ценностей;
-распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в
еврейской культуре;
-рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных
напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
-излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими
словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического
и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места),
оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для
которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных
культур народов России» должны отражать сформированность умений:
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России
(православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми;
-раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность,
милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии,
исламе, буддизме, иудаизме), объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
-соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных
религиях народов России;
-раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в
вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма, об основателях религий;
-рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран,
Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники,
муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
-рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий
народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;
-рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой
традиции);
-раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам,
буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов
России, понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
-распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в
религиозной культуре;
-рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные
иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись), главных особенностях религиозного
искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык
и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
-излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры
народов России, российского общества, российской государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине –
России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики».
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»
должны отражать сформированность умений:
-выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания
и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
-выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в
этом личных усилий человека, приводить примеры;
-выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных
ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
-рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе
нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
-раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд)
в отношениях между людьми в российском обществе, объяснять «золотое правило нравственности»;
-высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи,
народа, общества и государства, умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить
примеры;
-первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других
людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской
светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность,
защита Отечества, уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей
народов России, российского общества, уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека, любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
-рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества, российских
праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники), российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не
менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
-раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских
традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви
для совместной жизни, рождения и воспитания детей, любовь и забота родителей о детях, любовь и
забота детей о нуждающихся в помощи родителях, уважение старших по возрасту, предков),
российских традиционных семейных ценностей;
-распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её
значение, выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,
законных интересов и прав людей, сограждан;
-рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России, выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
-рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных
достопримечательностях своего региона;
-раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов
нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
-объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
-первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
-приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм
российской светской (гражданской) этики и внутренней установки личности поступать согласно
своей совести;
-выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека,
людей в обществе к религии, свободы вероисповедания, понимание российского общества как
многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
-называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
-выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в
российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование разделов и тем программы
Количе Практи
ство
ческие
часов
работы
Модуль Основы православной культуры
1
Россия — наша Родина
2
Культура и религия.
Введение в
православную духовную
традицию
3
Во что верят
православные христиане
4
Добро и зло в
православной традиции.
Золотое правило
нравственности. Любовь
к ближнему
5
Отношение к труду.
Долг и ответственность
6
Милосердие
и сострадание
7
Православие в России
8
Православный храм и
другие святыни
9
Символический язык
православной культуры:
христианское искусство
Россия — многонациональное
государство. Духовный мир
человека. Культурные традиции.
Культурное многообразие России.
Народы и религии в России.
Традиционные религии народов
России/
Культура и религия. Что такое
культура? Что такое религия? Как
человек создаёт культуру. Истоки
русской культуры — в православной
религии.
Бог — Творец, который создал весь
мир и человеческий род. Бог есть
Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и
её влияние на поступки людей. Что
такое православие. Бог-Троица. Что
значит молиться. Кто такие святые.
Священное Предание. Священное
Писание христиан — Библия.
Ветхий и Новый Заветы в Библии.
Добро. Зло. Грех. Работа совести.
Покаяние. Десять ветхозаветных
заповедей, данных Богом Моисею.
Заповеди Иисуса Христа —
Заповеди Блаженств, их содержание
и соотношение с Десятью
заповедями. Кто для христиан
ближний, любовь к ближним.
«Золотое правило нравственности» в
православной культуре. Святость в
православной традиции, святые.
Заповеди Творца Прародителям.
Отношение к труду в Православии.
Уважение к труду. Совесть.
Нравственный долг и
ответственность человека в
православной традиции.
Милосердие и сострадание в
православной христианской
традиции. Особенности
христианской морали, отношение к
личным врагам. Христианское
милосердие. Милосердие к
животным.
Деятельное сострадание людям,
нуждающимся.
Крещение Руси. Святые
равноапостольные княгиня Ольга и
князь Владимир Креститель.
Развитие православной культуры,
распространение христианства на
Руси. Святая Русь. Русские святые.
Православие в русской культуре, в
современной России.
Православный храм — его
устройство и убранство.
Алтарь, Царские врата, иконостас,
притвор. Нормы поведения в
православном храме. Миряне и
священнослужители. Богослужение
в храме. Таинства Церкви.
Монастыри, монашество.
Христианская символика. Крест
Христов. Православная
художественная культура.
Православная икона, виды икон.
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
1ч
1
http://school-collection.edu
2ч
1
http://school-collection.edu
4ч
1
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
http://school-collection.edu
4ч
1
https://cleverlab.pro/mod/page/view.php?id
=3
2ч
1
https://easyen.ru/load/orkseh/2
94
2ч
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
5ч
1
https://easyen.ru/load/orkseh/2
94
3ч
1
https://easyen.ru/load/orkseh/2
94
6
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
(иконы, фрески,
церковное пение,
прикладное искусство),
православный
календарь.
Праздники
Церковное пение. Церковное
прикладное искусство.
Православный календарь. Праздники
и посты в
православном календаре.
Двунадесятые праздники.
Воскресение Христово (Пасха).
Рождество Христово. Праздники
святым.
10
Христианская семья и её
ценности
11
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессиональног
о народа России
Семья в православной традиции —
Малая Церковь. Таинство Венчания.
Любовь в отношениях родителей,
членов семьи. Взаимное прощение и
терпение членов семьи. Семейные
традиции, праздники. Образцы
православной семьи, отношений в
семье.
Служение человека обществу,
Родине. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа
России. Война справедливая —
оборонительная. Святые защитники
Отечества.
3ч
1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8
2ч
0
https://easyen.ru/load/orkseh/2
94
Итого по модулю
10
№
Практи
ческие
работы
2
34
Модуль «Основы светской этики»
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
всего
Россия — наша Родина.
2
Этика — наука о нравственной жизни человека
Этика общения: золотое правило этики
1
3
Добро и зло как нравственные категории
1
4
Дружелюбие. Уважение
1
5
Этика и этикет. Премудрости этикета
1
6
Критерии этикета: разумность, красота и гигиена
1
7
Правила поведения в школе и дома
1
8
9
10
11
12
13
14
15
Речь и этикет
Этика человеческих отношений
Природа — и человек
Родина, Отчизна, патриотизм
Человек среди людей
Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив
Коллектив начинается с меня
Чуткость, бескорыстие взаимовыручка
в коллективе
Творческие работы
Нравственные истины. Общечеловеческие ценности
Ценность жизни
Человек рождён для добра
Милосердие — закон жизни
Нравственность, справедливость, правда, тактичность — жизнь
во благо себе и другим
Душа обязана трудиться.
Нравственные установки и нормы
Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности
Понять и простить: гуманизм как этический принцип
Этика поступков — нравственный выбор
Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить дружно и легко
Лестница саморазвития
Терпение и труд — все перетрут
Слова с приставкой «со»
Судьба и Родина едины: с чего начинается Родина
Патриот и гражданин
Заключительное слово
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
электронная школа http: //
resh.edu.ru
http://orkce.apkpro.ru/ сайт дисциплины ОРКСЭ
образовательной области
основ духовнонравственной культуры
народов России
Образовательный портал
«Видеоуроки»
https://videouroki.net
сетевое
образовательное
сообщество учителей
Инфоурок
https://infourok.ru Сетевое
образовательное
сообщество учителей
Мультиурок https://
multiurok.ru
Общее кол-во часов
№
1
34
10
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Наименование разделов и тем
Кол-во
Практи
часов
ческие
всего
работы
Россия — наша Родина
1
2
Культура и религия.
Возникновение религий. Мировые религии и их основатели
4
2
3
Священные книги религий мира
2
1
4
Хранители предания в религиях мира
2
1
5
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
2
1
6
Человек в религиозных традициях мира
2
1
7
Священные сооружения
2
1
8
Искусство в религиозной культуре
2
1
9
10
Творческие работы учащихся
История религий в России
2
2
1
1
11
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Паломничества и святыни
4
2
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Электронное приложение к
учебнику
https://www.uchportal.ru/load/
271-1-0-93210?
ysclid=l4gxr3klg128140329
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-orkse-modul-osnovimirovih-religioznih-kultur-natemu-kultura-i-religiya-kl3352084.html
videouroki.net › tests ›
sviashchiennyie-knighirielighiimirahttps://nsportal.ru/nachaln
ayashkola/orkse/2019/03/28/preze
ntatsiya-k-uroku-orksesvyashchennye-knigi-religiymira?
https://videouroki.net/tests/ork
se.html
https://infourok.ru/prezentaciy
a-k-uroku-orkse-hranitelipredaniya-v-religiyah-mira2116215.html?
Электронное приложение к
учебнику
https://uchitelya.com/orkse/33
651-prezentaciya-dobro-i-zloponyatie-greha-raskayaniya-ivozdayaniya.html
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2012/11/11/omr
k-dobro-i-zlo?
Электронное приложение к
учебнику
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2019/12/15/chelo
vek-v-religioznyh-traditsiyahmira?
Электронное приложение к
учебнику
https://infourok.ru/prezentaciy
a-k-uroku-orkse-v-klassesvyaschennie-sooruzheniya3428555.html?
Электронное приложение к
учебнику
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-orkse-na-temuiskusstvov-religioznoy-kulture2366920.html?
Электронное приложение к
учебнику
https://uchitelya.com/orkse/96
549-prezentaciya-aistriyareligiy-v-rossii-4-klass.html
https://uchitelya.com/nachalna
ya-shkola/72799-prezentaciyareligioznye-ritualy-obychai-iobryady-4-klass.html
https://infourok.ru/urok-iprezentaciya-po-orksepalomnichestva-i-svyatini3782777.html?
электронное приложение к
учебнику
12
Праздники и календари
2
1
13
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира
2
1
14
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
1
15
16
Семья
Долг, свобода, ответственность, труд
1
1
17
Любовь и уважение к Отечеству
1
18
Обобщающий урок. Подведение итогов
1
Общее количество часов
34
https://infourok.ru/material.ht
ml?mid=44599& электронное
приложение к учебнику
https://uchitelya.com/nachalna
ya-shkola/71775-prezentaciyareligiya-i-moral-nravstvennyezapovedi-v-religiyahmira.htmlэлектронное
приложение к учебнику
https://infourok.ru/material.ht
ml?mid=45749& электронное
приложение к учебнику
https://rutube.ru/video/97047b
e2020daaf900cfd88dfdc86b32/
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2015/04/19/lyubo
v-i-uvazhenie-k-otechestvu?
14
Модуль «Основы исламской культуры»
1
2
Введение. Духовные
ценности и
нравственные идеалы
в жизни человека и
общества
Основы исламской
культуры
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Духовные традиции
многонационального
народа России
Россия - наша Родина.
1
Введение в исламскую духовную
традицию. Культура и религия
Пророк Мухаммад – образец
человека и учитель нравственности.
Жизнеописание.
Пророк Мухаммад –
проповедническая миссия
Прекрасные качества Пророка
Мухаммада.
Священный Коран и Сунна как
источники нравственности
Общие принципы ислама и
исламской этики.
Столпы ислама и исламской этики.
Исполнение мусульманами своих
обязанностей.
Обязанности мусульман.
Для чего построена и как устроена
мечеть.
Мусульманское летоисчисление и
календарь.
Творческие работы учащихся
Ислам в России.
Семья в исламе
Нравственные основы семьи в
исламе.
Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к
старшим.
Нравственные ценности ислама:
дружба, гостеприимство
Нравственные ценности ислама:
любовь к отечеству, миролюбие
Забота о здоровье в культуре ислама.
Ценность образования и польза
учения в исламе
Праздники исламских народов
России: их происхождение и
особенности проведения
Искусство ислама
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
России
Подготовка творческих проектов.
1
https://infourok.ru/material.ht
ml?mid=45749& электронное
приложение к учебнику
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
26
27
Общее кол-во часов
Выступление учащихся со своими
творческими работами: «Как я
понимаю православие», «Как я
понимаю ислам», «Как я понимаю
буддизм», «Как я понимаю
иудаизм», «Что такое этика?»,
«Значение религии в жизни человека
и общества», «Памятники
религиозной культуры (в моем
городе, селе)» и т.д
Выступление учащихся со своими
творческими работами: «Мое
отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое
отношение к России», «С чего
начинается Родина», «Герои
России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный подвиг,
творчество и т.п.)», «Мой дедушка –
защитник Родины», «Мой друг», и
т.д.
Презентация творческих проектов на
тему «Диалог культур во имя
гражданского мира и согласия»
(народное творчество, стихи, песни,
кухня народов России и т.д.).
1
1
1
1
1
1
34
13
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин А.А.,
Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА»; АО«Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Примерные рабочие программы начального общего образования «Основы религиозных культур и светской этики» / Институт
стратегии развития образования российской академии образования – М., 2021
Учебник Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс Электронное приложение к учебному пособию «Основы светской
этики. 4 класс»
Методическое пособие. Шемшурина А.И. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс
Рабочая тетрадь. А. И Шемшурина «Основы светской этики. 4 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http:// fcior. edu ; Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов - http:// school- collection. edu . http://orkce.apkpro.ru/ - сайт дисциплины ОРКСЭ образовательной области основ духовнонравственной культуры народов России
Российская электронная школа http: // resh.edu.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4
класс http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал "Информационные коммуникационные технологии в образовании" http://www. ict.edu.ru Mеtodkabinet.eu:
информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.ru Газета «1 сентября» www.1september.ru
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
Учительский портал http://www. ucportal.ru
Всероссийский учительский портал ЗАВУЧ. ИНФО http://www. zavuch.info
Интернет портал ProШколу.ru http://www. proshkolu.ru
Cоциальная сеть работников образования http://www.nsportal.ru Проект "Началка" http://www.nachalka.com
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. http://14.prosv.ru
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков сайт для учителей» 1-4 класс http://kopilurokov.ru
Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
Сетевое образовательное сообщество учителей Инфоурок https://infourok.ru
Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net
Сетевое образовательное сообщество учителей Мультиурок https:// multiurok.ru http://www.religio.ru/ - Мир религий
www.gmir.ru - Государственный музей истории религии
http://www.musei-online.blogspot.ru/search/label/Россия - сайт «Музеи онлайн» с виртуальными экскурсиями по музеям мира,
представлено 16 музеев России.
https://www.ethnomuseum.ru - сайт Российского этнографического музея.
http://www.culture.ru - сайт «Культура. РФ», гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.
Рассказывает о наиболее значимых событиях, народных традициях, памятниках нашей страны. http://www.artclassic.edu.ru/ коллекция образовательных ресурсов по поиску произведений искусства по времени, стране, стилю. http://www.rsl.ru/ - сайт
российской государственной библиотеки. http://www.eart.by.ru - иллюстрированный словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com - иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm - электронная библиотека
http://sokrnarmira.ru - библиотека народной мудрости: мифов, сказок, притч, легенд, былин, пословиц и поговорок.
http://parables.ru/main-17.html - детские притчи http://pritchi.ru – притчи Хочу такой сайт http://www.artprojekt.ru - энциклопедия
искусства - галереи, история искусства. http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям. http://www.cbook.ru/peoples/ электронная энциклопедия «Народы и религ